диакон Андрей Кураев (diak_kuraev) wrote,
диакон Андрей Кураев
diak_kuraev

Category:

Как бы каноническое

("как бы" означает, что вот так вот следовало бы сделать, если бы у нас в церковной жизни каноны соблюдались):

На некого игумена Кир-ла из некоей Ка-анской епархии поступает жалоба (донос).

Патриархия или сама епархия воспоминает, что Карфагенский поместный собор 401 года постановил своим 79 (в Кормчей - 80м) правилом:


Определено и сие: когда на состоящих в клире бывает донос, и объявляются некоторые обвинения: тогда, частью для отклонения нарекания на церковь, частью ради достоинства клира, по каковым причинам и оказывается им снисхождение, частью для избежания гордаго злорадования еретиков и язычников, аще желают, как и должно, защищали свое дело и попещися о доказательствах своея невинности, да учинят сие в течение года, в котором должны быти вне общения. Аще же в течении года вознерадят очистити свое дело: то после сего никакой глас от них да не приемлется".

То есть обвиненный клирик автоматом запрещается в служении на год, однако при этом ему дается право на защиту.


Каждый клирик, говорит блаж. Августин, должен иметь всегда перед глазами две вещи: совесть и доброе имя (conscientia et fama); для нас самих достаточно совести, а ради других нам необходимо доброе имя: "совесть для тебя, а доброе имя ради ближнего твоего" (conscientia tibi, fama proximo tuo)
[Sermo I de vita et moribus cler. [Migne, s.1., t.39, p.2, col.1569; Ср. Augustini ер.(65) ad Xantippura episcopum [Migne, s.1., t.33, col.234 и сл.].


Так как каждый клирик должен пользоваться добрым именем, то правило, изданное по этому поводу, предписывает следующее: если на клириков, вследствие каких-либо преступлений, публично подана жалоба (δια τινά εγκλήματα έλεγχθέντας) или в обществе пронесся слух, что они совершили какие-либо преступления, то, ради своего доброго имени и авторитета церкви, они должны употребить все усилия, чтобы в течение года оправдать себя перед церковным судом и вместе с тем показать перед общественным мнением свою невинность. Если же они не успеют сделать этого в течение означенного времени, то теряют право на оправдание и предаются суду. А то обстоятельство, что, как постановляет правило, такие клирики в течение года должны находиться вне общения, бывает, как говорит в толковании данного правила Зонара, не потому, что на основании поданной жалобы доказана их виновность (так как в таком случае они были бы низвергнуты), но единственно потому, что они довели людей до сомнения относительно того, что ими совершено преступление (Афинская Синтагма, III,502).


***

Хорошее правило. Одно из тех, о которых я давно говорю: каноны - это мечта Церкви о себе самой. Но вовсе не компьютерная программа, реализующая сама себя.

Моих нынешних критиков оно ставит перед дилеммой:
или перестать меня шпынять моей вполне продуманной фразой о том, что "каноны надо поцеловать и положить на книжную полку"
или начинать тотальную чистку Церкви, руководствуясь канонами, опять же хотя бы на время забыв про меня.

Ну тошнит же уже от пропагандистского лицемерия - "мы клянемся в верности святоотеческим канонам, ни на йоту от них не отступаем и будет верны им и впредь!". И при этом ни попытки серьезного обсуждения темы "мы и наши каноны"

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 690 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →