диакон Андрей Кураев (diak_kuraev) wrote,
диакон Андрей Кураев
diak_kuraev

Рецензия В. Слободчикова

Рецензия
на учебное пособие о. Андрея Кураева «Основы православной культуры» для 4-5
классов общеобразовательной школы
Настоящая рецензия ориентирована не только на оценку содержания данного пособия, но и на оценку ситуации в целом, которая складывается в отечественном образовании в связи с введением в содержание общего среднего образования Православной культуры.
Специфика экспертной оценки учебных материалов по курсу «Основы религиозной культуры», а соответственно - и «Основ православной культуры» связано с тем, что критерии такой оценки должны иметь, как минимум, три основания.
Первое из них - само содержание православной культуры, смысл которой может без повреждения раскрыться только в свете православного вероучения. Второе основание - это возрастно-нормативные ограничения, которые задаются возрастной периодизацией общего психического развития детей. И третье основание - это учебно-методические требования по организации адекватного образовательного процесса.
Очевидно, что оценка учебного пособия «Основы православной культуры» по первому основанию требует конкретной богословской экспертизы. В силу того, что пособие создано авторитетным и высокообразованным православным богословом, данный аспект содержания книги может быть оценен, безусловно, положительно. Замечу, что у меня - как православного читателя, авторское раскрытие содержания православного учения и, соответственно, православной культуры нигде не вызвало какого-либо недоумения.
Второе - возрастно-нормативное, психологическое основание в данном случае является главенствующим, т.к. именно оно определяет и адекватный подбор культурного содержания, и задает условия грамотной организации образовательного процесса.
По общему впечатлению предметно-тематическое содержание учебника, его доверительная интонация, бережный и уважительный стиль отношения и обращения живого носителя Православной культуры (и автора, и будущего педагога) к миропониманию, личному опыту ребенка находятся в хорошем соответствии с психологическими особенностями детей на границе отроческого и подросткового возрастов.
Забегая далеко вперед, ко времени написания учебных пособий для других ступеней образования или - совершенствования данного учебника, хочу специально отметить ряд важных моментов. Это необходимо сделать уже сейчас, на первом этапе экспериментального введения Православной культуры в содержание общего образования. Если рассматривать три периода общего психического развития детей (отрочество, подростничество, юность) и соответствующие им ступени общего образования (начальная, основная, старшая школы) в целом, то своеобразными метафорами освоения детьми Православной культуры будут следующие.
В начальной школе, в отрочестве - это погружение ребенка и откровение ему Божиего мира - в его многообразии, красоте и радости - через красоту и праздничность православного жизнеустроения.
В основной, подростковой школе - это приглашение в путешествие по этому миру, его изучение, практическое обживание, о-своение, делание своим - родным и близким.
В старшей школе, в юности - это личностно-пристрастное приобщение к абсолютным ценностям Православия - православной веры и православной культуры, облекание в них; буквально - причастие и служение им.
Обозначенные предельные ориентиры православного образования могут стать возможными, если с самого начала будет специально строиться (выращиваться) детско-взрослая со-бытийная общность, которая, говоря ученым слогом, и станет подлинным субъектом такого образования. Должна произойти Встреча живого воплощения Православной культуры и внутреннего мира становящегося человека.
Понятно, что на разных этапах развития позиция взрослого в этой общности -разная. Принципиально одно - нигде он не должен заслонять собой полноту и истинность Богочеловеческой реальности. И если в начале педагог как бы раздвигает завесы обыденной жизни, просвечивает ее светом Православного учения, то впоследствии он прямо являет себя носителем этой культуры, а не бесстрастным информатором о ее содержании. Взрослый всегда рядом и чуть-чуть впереди, в идеале - становясь доверенным проводником ребенка к церковной ограде.
Все вышесказанное это общее психолого-педагогическое требования к смысловой организации и реализации процесса действительно православного образования. Требования, которые и должны воплотиться в методических рекомендациях для учителя.
Но есть и третье основание оценки рецензируемого пособия - учебно-методическое, которое связано с технологическим обеспечением теперь уже, по преимуществу, учебного процесса. Здесь я отмечу лишь очевидные обстоятельства -прямо не связанные с текстом рассматриваемого пособия. Данный текст, как понятно, лишь часть целостного учебно-методического комплекта (УМК), должен включать в себя целый ряд сопроводительных материалов: рекомендации для учителя, возможные рекомендации для родителей, хрестоматия, мультимедийное сопровождение, рабочие тетради и др. Сам текст пособия должен быть хорошо иллюстрирован и артикулирован. Иными словами, очень важно не только включать в духовную работу ребенка его общее разумение, но и духовно обогащать и насыщать его чувственно-практический опыт.
Замечания.
1. О составе основных понятий православной культуры. В настоящий момент трудно дать окончательную оценку подбору материала, предназначенного для изучения, т.к. этот подбор является экспериментальным. Для начала эксперимента предложенное в учебном пособии предметно-тематическое содержание представляется вполне адекватным, но при решении вопроса о содержании православной культуры, подлежащего изучению в 1-3-х и 6-11-х классах, содержание данного учебного пособия должно быть уточнено. Экспериментальный статус пособия связан не столько с выбором основных понятий православной культуры, сколько с технологией ее введения в содержание общего образования.
2. Стр.72, вопрос №2. Неточно и непонятно: в тексте не два, а три святых, с разными именами, жившими в разное время.
3. Стр. 73-76, урок 3 (19). Христианская семья. Представляется, что в таком содержании и в такой стилистике материал о семье может быть более интересен для старшеклассников. Для 5-классников он преждевременен; в этом возрасте первые влюбленности и конфликты с родителями. Имеет смысл обсудить на данном уроке именно этот тип взаимоотношений со старшими и младшими.
4. Не уверен, что правильна интерпретация слова «лик» - «хор, собор». Все-таки «лик» -это уже явленный у святого Образ Божий. Лучше убрать интерпретацию, она ничего не прибавляет.
5. Стр. 87-88, урок 6 (22). Подвиг. «Баллада о борьбе» для 5-классников трудна в понимании и пока не актуальна. Лучше найти более прозрачный текст о геройстве и стойкости (типа рассказа Пантелеева «Часовой»). Балладу - снять.
6. Стр. 102, урок 9 (25). Зачем творить добро? (Последний абзац перед врезкой «Андреевский флаг»). Непонятна и немотивированна в данном контексте фиксация, что Римско-Католическая Церковь «самая большая по численности религиозная группа». О том, что Православная Церковь не самая большая, но очень большая по численности в учебнике не отмечается.
В заключение еще раз подчеркнут, что сделанные замечание нисколько не умаляют предварительную положительную оценку представленного о. Андреем Кураевым учебного пособия по основам Православной культуры. Эти замечания легко учитываются. Окончательная оценка возможна лишь при оформлении полного учебно-методического комплекта.

Доктор психологических наук, профессор, чл.-корреспондент РАО В.И. Слободчиков

Tags: ОПК
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments