диакон Андрей Кураев (diak_kuraev) wrote,
диакон Андрей Кураев
diak_kuraev

Category:

Цель курса ОПК - точка зрения Министерства Образования

Тех, кому кажется,  что мой учебник не соответствует задачам "культурологии", прошу вчитаться в этот текст. С его тезисами я вполне согласен. Прошу отметить отсутствие в тексте статьи слов про "музеи" и "сюжеты картин".
(для справки: Кондаков А. М. - гендиректор изд-ва Просвещение).

***


Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А.
Учебный предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» // Педагогика. М., 2009, № 9, СС. 15-21.

Средняя школа, ориентированная на передачу системных научных знаний, пока не уделяет должного внимания вопросам формирования мировоззрения, позитивной ценностной ориентации обучающихся, придания обучению, труду и жизни младших подростков нравственного измерения, социальных и культурных значений, личностных смыслов. Содержание образования, лишенное устойчивой ценностной основы, девальвируется в глазах обучающихся и исключается из процесса формирования "Я-концепции" как малозначимое для личности. При сохранении такого положения в последующие годы обучения у учащихся вырабатывается устойчивое неприятие, утилитарное отношение к образованию (только ради аттестата и диплома), к труду и творчеству (только ради денег), к жизни (только ради удовольствия).
Одна из приоритетных задач Предмета — формирование у младшего подростка основ мировоззрения в его духовных, нравственных, личностно значимых измерениях, установок и ценностей, обеспечивающих осознанный нравственный выбор. Традиционные ценности, присваиваемые обучающимися, являются для них средствами осознанного различения добра и зла, содержанием духовно-нравственного саморазвития, основой построения социально ответственной, взрослой "Я-концепции".
В младшем подростковом возрасте возникает потребность в равноправном, уважительном, доверительном отношении со стороны взрослых. Достичь этого при традиционной системе обучения сложно, поскольку отношения между обучающимися и разными учителями-предметниками опосредованы научными знаниями. Последние, будучи объективными, рациональными, формальными, ограничивают возможности выстраивания равноправного и доверительного недагогического общения. В связи с этим подростки нередко создают конфликтные ситуации, исходя из кажущихся им несправедливыми и необъективными действий учителя, немотивированного неприязненного отношения к педагогу.
Основное содержание Предмета составляют нравственные идеалы, воплощенные в образах наших соотечественников, явивших своей жизнью лучшие примеры духовного подвижничества, социально значимого поведения. Ценности нельзя усвоить путем запоминания и последующего воспроизведения полученной информации. Ценности нетождественны научным понятиям о них. Усваивается не сама ценность (которая есть всего лишь отношение к чему-то), а способ се применения личностью в определенных жизненных условиях. Мало сказать: будь добрым. Надо показать пример доброго поведения, создать условия для принятия, осмысления этого примера обучающимся, перевода "доброты" как общественно одобряемого человеческого деяния из плана значения в план личностного смысла. Учебные ситуации в рамках нового учебного предмета способны создавать условия для нравственного выбора, для равноправного диалога между учениками и педагогом, сотрудничества и взаимной поддержки в понимании самых важных и трудных вопросов о смысле человеческой жизни, ее духовных основах.
Следует также отметить, что для понимания других необходима интеллектуальная, эмоциональная и социальная де-центрация. Научное знание — основное содержание общения учителя и ученика - не содействует этому. Жизненный пример, напротив, позволяет и педагогу, и обучающемуся отождествлять себя с личностью достойного человека. В этом значении пример выполняет функцию де-центратора и посредника в конструктивном общении основных субъектов педагогического процесса.
В средней школе начинается системное освоение обучающимися знаний о культуре и природе. Однако предметоцентризм, разобщенность учебных дисциплин являются одной из причин того, что в сознании учеников не складывается целостной, личностно значимой картины мира, культура не рассматривается и не присваивается ими как единое, многомерное человекосообразное пространство, в котором возможно осмысленное духовно-нравственное, социальное, профессиональное и иное развитие личности.
Содержание Предмета и его модулей, в которых представлены четыре традиционные культурно-религиозные отечественные традиции и гуманистическая этика, создает мировоззренческую и ценностную основу для интеграции разно-предметного гуманитарного учебного содержания в средней школе. Российскую историю, литературу, искусство трудно понять и, следовательно, принять, не зная их общих религиозно-культурологических основ, не понимая тех идеалов., ценностей, жизненных приоритетов, ко¬торые разделяли и к которым стремились наши предки. Предмет создает начальные условия для освоения обучающимся российской культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимания религиозного, культурного многообразия и исторического, национально-государственного, духовного единства российской жизни; придания образовательному процессу человеко-сообразного, культурологического измерения.
Цель — духовно-нравственное развитие и воспитание младшего подростка посредством его приобщения к российской духовной традиции.
"Духовная традиция России" — основная культурологическая категория нового учебного предмета. Понятие "духовная традиция" обозначает взаимосвязанное множество идеалов, нравственных установок и ценностей, моральных норм, передаваемых от человека к человеку, от поколения к поколению, от эпохи к эпохе. Первоисточником духовной традиции в религиозном значении является Бог, в светском — морально-нравственный опыт предшествующих поколений, культура народа.
Основные задачи:
• приобщение младших подростков к традиционным морально-нравственным идеалам, ценностям, моральным нормам;
• развитие представлений младшего подростка о значении нравственности и морали для достойной жизни личности, семьи, общества;
• формирование начальных представлений о российской духовной традиции, включающей знание, понимание и принятие обучающимися общего, особенного и уникального в каждой из традиционных религий и этике, основанное на отечественных культурных традициях;
• формирование представлений о традиционных религиях в России, их истории, современном состоянии, значении для жизни человека, общества, народа, России;
• укрепление ценностно-смысловой, содержательной, методической преемственности между ступенями начального и основного общего образования;
• смягчение негативных последствий кризиса младшего подросткового возраста.
Содержание Предмета и его учебных модулей организуется вокруг трех базовых национальных ценностей:
• Отечество.
• Семья.
 Религия.
Блок 1 (примерно — 2ч) — религиозная культура и этика в жизни человека и общества.
Раскрывается значение нравственности, традиционных моральных норм, религии и этики в жизни человека, семьи и общества, источники нравственности и морали.
Основная педагогическая задача — сформировать у обучающихся осознанное позитивное отношение к культурным феноменам "нравственность", "мораль", "религия", "гуманизм", "духовность", "традиция", первоначальные представления о значении духовности, нравственности, морали для жизни и деятельности (в том числе образовательной) человека, семьи, общества.
Блок 2 (примерно — 12 ч) — введение (по выбору) в православную культуру, исламскую культуру, иудейскую культуру, буддистскую культуру, историю традиционных религий в России, этику.
У обучающегося формируется системное представление о той духовной традиции, которую он избрал в качестве пред¬мета изучения. В результате освоения содержания данного блока учащийся должен знать и понимать, что есть (по выбору): православие, ислам, буддизм, иудаизм, традиционные российские религии, этика.
Основная педагогическая задача — сформировать первоначальное представление об определенной духовной традиции.
Первая четверть V класса (16 ч).
Блок 3 (примерно — 8 ч) (по выбору) православие в России, ислам в России, иудаизм в России, буддизм в России, традиционные религии в России, гражданско-патриотическая этика в истории России.
Продолжается изучение обучающимся выбранной духовной традиции в контексте российской истории и культуры, включая их региональный и местный компоненты. Краткое изложение истории религии (религий) в связи с важнейшими событиями культурно-исторической жизни России, российских народов, края, республики, области, города, села. Для этики — краткое изложение важнейших событий культурно-исторической жизни России, российского народа, края, республики, области, города, села с позиций демонстрации персонифицированных образцов высокой духовности, примеров нравственного подвига, моральной крепости.
Связующими звеньями между содержанием культурологических основ религии (религий, светской этики), с одной стороны, и историей и культурой России, российских народов, с другой, является нравственный героический ряд — педагогически организованная система приме¬ров коллективного и индивидуального нравственного, духовного подвига во имя религиозных, общественных, семейных, патриотических идеалов.
Через нравственный героический ряд раскрываются для младших подростков те основополагающие духовные, моральные ценности, на которых основаны традиционные религии и светская этика.
Посредством приобщения обучающихся к базовым национальным ценностям (религия, Отечество, семья и др.) определенным образом решается задача духовно-нравственного развития обучающихся. Каждая ценность содержательно раскрывается на примерах духовного подвига. Приводятся жизнеописания святых, духовных подвижников, национальных героев, россиян, чья жизнь может служить примером нравственной стойкости, самоотверженности, любви к людям, семье, обществу, народу, Отечеству. Нравственные идеалы и моральные ценности должны быть персонифицированы и раскрыты в судьбах людей, семей, народов. Важно, чтобы в содержании нравственного воспитания присутствовали примеры достойных людей, проживающих или проживавших в родных для обучающегося селе, городе, области, крае, республике.
Основная педагогическая задача — познакомить обучающихся с примерами людей, следующих в своей жизни нравственным ценностям; сформировать у учащихся представление о том, во имя каких идеалов, на основе каких ценностей должен жить нравственный человек.
Организация учебно-воспитательного процесса в рамках Предмета и его модулей, а также в соответствующей системе межпредметных связей должна обеспечивать реализацию единых требований к результатам освоения содержания:
• понимание значения духовности, нравственности, морали, морально ответственного поведения для жизни человека, семьи, общества;
• формирование первоначальных представлений о единстве и особенностях российской национальной духовной традиции как основе исторической, культурной и современной жизни многонационального народа России;
• развитие мотивации к реализации творческого потенциала в учебной, предметно-продуктивной и общественной деятельности на основе традиционных моральных норм, нравственных установок и идеалов;
• знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия — как основы традиционной культуры многонационального народа России;
• укрепление веры в Россию;
• осознание себя гражданином России на основе принятия общих национальных духовных и нравственных цен¬ностей, убежденность в необходимости поддержания межэтнического мира и согласия;
• формирование первоначальных представлений и уважительного отношения к традиционным религиям;
• знание основных норм светской и религиозной морали, религиозных заповедей; понимание их значения для сохранения и укрепления духовного и социально-психологического здоровья человека;
• сформированность первоначальных умений применять моральные нормы в реальных жизненных ситуациях, адекватно оценивать свои поступки и действия других людей на основе традиционных нравственных ценностей и моральных норм;
■ укрепление средствами образования духовной преемственности поколений.
Новый учебный предмет как открытая учебно-воспитательная система, ориентированная на отечественные духовные традиции, может иметь большое значение для духовно-нравственного развития младших подростков и восстановления воспитательных функций общего образования. В то же время, широкомасштабный эксперимент вводит участвующие в нем образовательные учреждения в зону риска. Социально-педагогические условия его проведения нельзя назвать благоприятными.
В начале 1990-х гг. были прерваны традиции ценностно-ориентированной государственной образовательной политики, и сегодня мы только приступаем к их восстановлению. Отсутствует общенациональная, государственно-общественная система воспитания детей и молодежи, и школа остается один на один с экспериментом. Система педагогического образования уже два десятилетия не готовит профессиональных воспитателей. На рубеже 1980—1990-х гг. воспитание как таковое начало рассматриваться как покушение на духовную свободу личности, как инструмент тоталитаризма; в образовательном сообществе сложилось негативное отношение к воспитанию, которое до сих пор отчасти сохраняется. Учителя, родители и младшие подростки живут и социализируются в агрессивной информационной среде, которая не содействует их морально-нравственному оздоровлению. Это риски общего плана. Их надо учитывать, но устранить их по ходу проведения эксперимента невозможно.

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 41 comments