диакон Андрей Кураев (diak_kuraev) wrote,
диакон Андрей Кураев
diak_kuraev

Category:

"Профиль" об украинской церковной политике

по ссылке: http://www.profile.ru/society/item/83586-svyashchennaya-vojna

***
Там есть и мой небольшой текст.
Приведу его в изначальном виде:
- Почему Украинская православная церковь не смогла оказаться над политической
схваткой?
- Украинская православная церковь могла бы оказаться над политической
схваткой, если бы речь шла о выборе между партиями либеральных демократов и
демократических либералов.
Но когда речь идет о существовании самого государства (а сегодня все
понимают, что на повестке дня стоит именно вопрос о выживании Украины как
самостоятельного государства), было бы странным, если бы Церковь, которая
считает себя Церковью данного народа, в эти дни говорила только о Небе или
о бразильском футболе.
В многовековой православной истории устоялось как норма: Церковь
поддерживает и молится о властях и воинстве той страны, где она
осуществляет свое служение. Даже в том случае, если эти власти и воинство
не принадлежат к православному миру.

Греческие православные епископы в Турецкой империи служили молебны о победе над русской армией.
Константинопольский патриарх Мелетий в 1845 г. любил (в присутствии
турецких чиновников) говаривать: «Дайте мне хоть небольшой кусок тела
какого нибудь русского, и я изрублю его на мельчайшие части» (Цит. по:
Преосв. Порфирий (Успенский). Первое путешествие в Афонские монастыри. Ч.
II. Отд. 1. Киев, 1877).

Когда началась русско-японская война, основатель Японской православной
церкви епископ Николай (Касаткин) собрал своих учеников — японских
священников и сказал: «В нашей Церкви так принято, что мы молимся о той
стране, на территории которой несем свою службу. Но если я буду молиться о
победе японского императора над русским царем, то наверное возникнет
подозрение, что я это делаю неискренне. Поэтому я на время этой печальной
войны уйду в затвор. О чем я буду молиться в своей келье, это мое дело, а
вам, как японцам, следует молиться о победе вашей страны, вашей армии».
Надо сказать, что и сегодня даже для тех японцев, которые являются
буддистами или синтоистами, гробница епископа Николая остается
общенациональной святыней.

Я понимаю, что для многих русских людей бывает странно слышать, что кто-то
из украинских священников и епископов молится об украинской армии, которая
в изложении официальных российских СМИ предстает антирусской карательной
структурой. Но мы должны понять то, как на это смотрят с украинской
стороны. Украинцу надо очень сильно подняться над омывающими его
информационными потоками, чтобы не считать агрессией события последнего
полугода.

Да, и на Украине есть люди, которые всецело погрузили себя в
политико-информационный контекст России, причем сделали это не сейчас, а
довольно давно. Это их выбор, их карьера. Некоторые из них уже убежали в
Россию. Их задача – оправдать свое бегство. Судить по их словам о мнении
украинцев - то же самое, что о Русской Церкви 90-х годов судить по словам
бывшего священника Глеба Якунина.

Например, переехавший в Москву бывший секретарь Одесской епархии Андрей
Новикова не выражает даже точки зрения своего бывшего митрополита. Тот уже
в конце мая на державной мове написал Порошенко: «ЕЩе раз заверяем Вас в
том, что все духовенство и верующие многонационального Одесского региона
всегда были и остаются с народом незалежной Державы. Про это наши
постоянные молитвы. Боже Великий, Єдиний, нам Украïну храни".

Да, Украинская церковь — часть Русской православной, однако
она пробует сегодня выражать мнение своей украинской паствы, а не
московского начальства. Если у нее будет репутация зарубежного агента – ее
слово не будет значить ничего…

Беда ведь еще и в том, что с обеих сторон идет разнузданная информационная
война. Как предостерегать от «родной» лжи, чтобы не показаться чужим
засланцем? Как в условиях махновщины сказать, что убийства и расстрелы,
творимые вот этими – праведнее, чем аналогичные действия, творимые вот
теми?
Как это непросто - я вижу даже по приходам РПЦ в «дальнем зарубежье», по
которым довольно много ездил в последние месяцы. В самых разных странах
мне священники рассказывали, что украинцы покидают приходы Московского
патриархата, причем даже в тех случаях, когда настоятель, скажем,
молдаванин. Раз там вывеска «Московский патриархат», то украинцы, которые
работают в той или иной стране, говорят: «Нет, мы сюда больше не ходим».
Тем более жесткий настрой в самой Украине.

Если говорить о том, чем на такой вызов должна отвечать Русская церковь,
то можно заметить, что иногда отсутствие действия есть следствие выбора, а
вовсе не лени или равнодушия. Патриарх ни слова не сказал в адрес тех
украинских священников и епископов, которые декларируют, как сказали бы на
Украине, «национально свидомые» позиции. Он не требовал каких-то
административных мер в их адрес. Также стоит отметить, что Крым Московская
патриархия продолжает считать структурой Киевского Синода. Управление
крымскими приходами непосредственно идет из Киева.

Все это — определенный жест и поступок руководства РПЦ. Мне кажется, Патриарх Кирилл предпочитает получать ушаты интернет-критики из уст наших интернет-патриотов, а иногда
даже из коридоров администрации президента, но при этом все-таки давать
шанс для выживания канонического православия в пределах Украины, какими бы
эти пределы ни стали в ходе текущих событий. Речь идет не только о судьбе
православия в Донецке, Луганске и Симферополе, но и на другой части
Украины, которая становится все более недружественной по отношению к
Москве, в том числе и в религиозном аспекте.

Что касается угрозы церковного раскола между Россией и Украиной, то, мне
кажется, Господь управляет судьбами украинского православия руками тех
врачей, которые пробуют лечить и продлять жизнь Киевскому митрополиту
Владимиру. Последняя печальная новость: у него открылось внутреннее
кровоизлияние, обострившее течение болезни. Кто станет новым лидером
украинского православия? Как отнесется к нему киевская власть? Сможет ли
он не только говорить, но и сострадательно действовать?
Это очень серьезные и неизвестные пока величины. И потому прогнозы неуместны.

***

И надо честно понимать: индивидуальное мужество иерарха мало может повлиять на константу церковной политики: если даже некий первоиерарх решит идти против новой власти, карьеристы второго плана с радостью его сожрут с помощью этих самых властей, и все равно сервилизм станет нормой.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 746 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →