диакон Андрей Кураев (diak_kuraev) wrote,
диакон Андрей Кураев
diak_kuraev

"Особое мнение" на "Эхо Москвы"

М. КОРОЛЕВА – Здравствуйте. Это действительно программа «Особое мнение». Протодьякон Андрей Кураев, профессор богословия, отец Андрей, здравствуйте.

А. КУРАЕВ - Добрый вечер.

М. КОРОЛЕВА – Сообщают нам, что в этом году в день Крещения Руси, патриарха Кирилла в Киеве не будет. Это 28 июля. В прошлом году были празднования торжественные. В этом году не поедет. Без особых пояснений. Но все должны понимать, почему. Сложная ситуация, фактически война между Россией и Украиной. Правильно делает, что не едет?

А. КУРАЕВ - Во-первых, не обязан. Этот праздник недавний. Впервые юбилей крещения Руси отметили в 1888 году. Потом в 1988. Затем в 2008-м. Ежегодное воспоминание дня крещения Руси традиция новая и неоформившаяся. Ну а если это знаменательный день для всего нашего огромного пространства, то вовсе необязательно каждый год именно в Киеве его отмечать.

М. КОРОЛЕВА – Но может быть именно в этом году стоило бы отметить его в Киеве просто, потому что в Киеве. Потому что это важно.

А. КУРАЕВ - Я думаю, причина неприезда патриарха даже не только в том, что сейчас непростые политические отношения между нашими странами, но и в том, что скончался митрополит Киевский Владимир а нового главы украинской церкви еще нет. Собор будет13 августа, и появление патриарха в Киеве такие предвыборные дни воспринималось бы именно в избирательном контексте – мол, он приехал за кого-то лоббировать. И это крайне осложнило бы потом служение нового предстоятеля Киевской церкви. По него стали бы говорить: ага, это тот, кого патриарх из Москвы поставил, навязал нам.

М. КОРОЛЕВА – Но с другой стороны не ездил и хоронить.

А. КУРАЕВ - Если бы он туда поехал на похороны, это означало бы, что все разговоры шли не об усопшем, который все-таки был значимой фигурой для украинского национально-православного сознаний, а разговоры все были бы на тему сложных отношений Москвы и Киева, о патриархе, его часах и поездах и так далее. То есть атмосфера благоговейного надгробного молчания была бы нарушена.

М. КОРОЛЕВА – Мы с вами говорим как будто бы о политике и политиках, но на самом деле церковь, как хотелось бы думать наверное многим нашим слушателям, это что-то другое. И вот вас спрашивают: а на ваш взгляд могла бы церковь стать посредником в диалоге, например, между сепаратистами и Киевом. Не прямая ли обязанность церкви вмешиваться в конфликты?

А. КУРАЕВ - Теоретически могла бы. Практически же для этого нужны люди определенного склада. Таких у нас не оказалось.

М. КОРОЛЕВА – Хорошо. Но церковь не только люди, то есть это институт, который что? Который должен вмешиваться на ваш взгляд, или который наоборот не должен.

А. КУРАЕВ - Когда начались бои на востоке Украины, вмешиваться церкви было уже поздно. По той причине, что у киевских политиков уже к тому времени сложилось мнение, что московская патриархия не является совершенно сторонней структурой по отношению к происходящим на Украине событиям. Клеймо некой партийной пристрастности в их сознании, по крайней мере, на нашей церкви все-таки есть. И поэтому в качестве посредника мы, наверное, здесь были бы малоэффективны.

М. КОРОЛЕВА – А кто бы мог, если бы мог выступить в качестве посредника? Потому что понятно, что ситуация зашла уже настолько далеко, что может быть кто-то такой не политический и должен был бы подключиться.

А. КУРАЕВ - Я думаю, что только лидеры Западной Европы.

М. КОРОЛЕВА – Вы имеете в виду главу Римской католической церкви?

А. КУРАЕВ - Не знаю.

М. КОРОЛЕВА – Вот Папа Римский, например.

А. КУРАЕВ - Может быть он, хотя вряд ли он это возьмет на себя. Но может быть канцлер Германии, например.

М. КОРОЛЕВА – То есть это не церковь.

А. КУРАЕВ - Здесь очень важно, чтобы и Кремль делегировал некоторые свои полномочия этому представителю. Потому что иначе для ополченцев он будет не авторитетным. «Почему мы должны их слушать? У нас еще не все ракеты расстреляны! Мы еще можем сопротивляться!».

М. КОРОЛЕВА – Здесь же вам предлагает наш слушатель рассмотреть церковь в качестве посредника в диалоге между не Россией официальной и Украиной официальной, а между сепаратистами, например, и Киевом. Представим себе, что представитель РПЦ обратился бы к этим людям, которых мы не знаем, как определить, то сепаратисты, то ополченцы. И призвал бы их к миру. Разве это было бы неправильно и недейственно?

А. КУРАЕВ - Последний человеческий документ, который я об этом читал, это интервью с человеком, который реально с оружием в руках, участвовал в этом конфликте. Он с Урала, с Екатеринбурга поехал туда воевать. И он говорит- нет, у меня никаких уколов совести нет, потому что я не христианин, я верую в ведическую философию. Я считаю, что солдат должен исполнять свою карму. Стрелять, когда ему приказали. И не думать о том, в кого попал. Так что я не думаю, что там все действующие лица имеют четкую православную самоидентификацию.

М. КОРОЛЕВА – То есть получается, что церкви может быть там и не к кому обращаться.

А. КУРАЕВ - Понимаете. Там есть люди, которые не прочь некоторые православные слоганы использовать в своих целях, но не более того.

М. КОРОЛЕВА – То есть вам кажется, что там…

А. КУРАЕВ - То есть назвать себя православной армией Донбасса – это они могут. Для таких людей церковь хороша, только когда она меня поддерживает. Когда она дает основание мою обычную ненависть считать священной. Тогда да. Тогда отцы, мы вместе с вами. А если ты ему скажешь, что прости, ненависть не может быть священной, и не надо Евангелием оправдывать нажатие спускового крючка, то тебе скажут, что, ты ересь несешь.

М. КОРОЛЕВА – То есть мы с вами снова приходим к тому, что вы получается поддерживаете позицию РПЦ, которая пока предпочитает в конфликт не вмешиваться. Пока стоит в стороне.

А. КУРАЕВ - Я считаю, что это тоже поступок.

М. КОРОЛЕВА – Вопрос, который не мог быть адресован никому, наверное, кроме вас. Как Бог допускает войну между братскими народами?

А. КУРАЕВ - В мире человеческой свободы много что допущено. И не только войны. Но и личное свинство. Просто я думаю ответ в душе каждого из нас. Посмотрите на себя, вряд ли в жизни автора этого вопроса были только святые мгновения. Наверное, были и другие состояния его души, сознания, рук и так далее. Пусть посмотрит на себя, как он в себе вдруг допускает или допускал когда-то не очень человекообразное состояние. Тогда ему будут понятны многие события в истории и в современности, касающиеся других людей.

М. КОРОЛЕВА – Но вопрос задается не о людях, а о Боге, который наблюдает, который выше и который братские народы, снова пишут, славяне убивают славян. Патриарх занят другим. За этим не смотрит. Как-то очень много вопросов, связанных с ролью Бога в конфликте, православной церкви в конфликте, патриарха. Не могут люди смириться с тем, что например церковь может взять и отойти вот так.

А. КУРАЕВ - Я думаю, что обычно лишь со временем, с большого расстояния становится понятно, где именно участие Бога. От чего он нас предостерег или к чему привел. То, что поначалу кажется полной катастрофой, может потом оказаться благодеянием. Я, например, не исключаю, что даже та страшная катастрофа 1917 года тоже благом для нашей страны обернулась. Может быть и так. Но мы еще слишком близко к этому, для того чтобы оценить все последствия.

М. КОРОЛЕВА – Я прям аж дар речи потеряла. Ну что касается 17-го там вроде окончательно все ясно. Катастрофа. Огромное количество жертв, огромное количество людей, потерявших родину. Просто жизни, наконец.

А. КУРАЕВ - Возможно с расстояния в несколько веков мы сможем это оценить как-то иначе.

М. КОРОЛЕВА – Тогда я задам другой вопрос. Сегодня много вопросов от слушателей. Вот как вы относитесь к той ситуации, которая складывается в России последние полгода, то есть одобрение присоединения Крыма, ура-патриотизм на волне войны на Украине. Это нормально такая сплоченность общества или это может привести к плачевным последствиям?

А. КУРАЕВ - Сплоченность общества это конечно хорошо, но когда эта сплоченность достигается путем мощнейшего идеологического пресса, тогда встает вопрос о цене этого единства. Когда добрая цель достигается дурными средствами, возникают сомнения в доброкачественности самой цели. Дурные средства - это методы информационной войны, умалчивание, подтасовка, откровенные фейки, распространение небылиц.

М. КОРОЛЕВА – Как я понимаю, вы не очень верите тому, что вы например видите на экранах телевизоров. Помните история о распятом ребенке, например.

А. КУРАЕВ - Меня печалит даже не то, что делаются выдумки, а то за ними видна рука циничнейших манипуляторов. Для которых мы с вами просто бездумные и неуважаемые подопытные крысы. Они знают нашу физиологию. И знают, какие рефлексы вызвать. И презирают нас именно за то, что они нами же управляют. Ага, вот вам рассказ о шахтере, который со связкой гранат бросается под танк. То есть понятно, это такой образ отечественной великой войны. Это - святое. А то, что этот шахтер уже 4 года как умер и что никакие связки гранат на нынешние танки не действуют - это уже потом кто надо на специальных форумах установит. А по Первому каналу прошло. Или этот распятый мальчик. Это же потрясающий символ предельной демонизации врага. И тоже откровеннейший фейк. Но те люди, которые эти вещи запускают, это циники. Мне страшно то, что именно такие циники ставят на нас свои эксперименты.

М. КОРОЛЕВА – Но у людей это вызывает подъем. Иногда даже эйфорию. То есть они чувствуют вот наконец после долгих…

А. КУРАЕВ - Я много раз слышал от этих людей, в том числе и от министра культуры Мединского, что неважно, правда это или нет. Главное, что духоподъемно.

М. КОРОЛЕВА – Так вот.

А. КУРАЕВ – Этот властный цинизм, плюющий на правду, и рассчитывающий лишь на сиюминутный политический и психологический эффект, я считаю бесчеловечным.

М. КОРОЛЕВА – То есть духоподъемность такой ценой, вы ее не хотите. Чтобы человек почувствовал себя…

А. КУРАЕВ - Я считаю, что есть правда православия. Есть правда русской идеи, есть правда в сепаратистских настроениях населения юго-востока Украины и Крыма. И эта правда настолько на мой взгляд очевидна, что ее не нужно было заваливать мусорными ошметками вот этих фейков.

М. КОРОЛЕВА – Кстати, вы как лично относитесь, к аннексии здесь пишут, я скажу осторожнее, к присоединению Крыма. Крым наш или не наш?

А. КУРАЕВ – Безусловно то, что большинство населения Крыма действительно идентифицирует себя с Россией. И желает иметь общую с Россией судьбу. Это факт. И об этом я думаю любой из нас, бывая в Крыму, неоднократно от местных жителей слышал.

М. КОРОЛЕВА – Вы бывали кстати?

А. КУРАЕВ - Да, конечно.

М. КОРОЛЕВА – И вам кажется, что это абсолютно бесспорно, поэтому результаты референдума их вряд ли можно оспорить. Так?

А. КУРАЕВ - Пожалуйста, можно референдум повторить сейчас, результаты будут те же самые.

М. КОРОЛЕВА – Вы уверены? После того как это уже произошло и возможно у жителей возникли новые трудности.

А. КУРАЕВ - В Донецке нет, а в Крыму результаты референдума будут такими же.

М. КОРОЛЕВА – Тогда возникает снова тот же вопрос: цель и средства. Ну хорошо, допустим, люди этого хотели. Означает ли это, что присоединение так, как он происходило, оправдывает собственно говоря все остальное.

А. КУРАЕВ - Так как оно происходило, до поры до времени происходило оно все хорошо.

М. КОРОЛЕВА – Без жертв.

А. КУРАЕВ - Конечно.

М. КОРОЛЕВА – А с точки зрения международного права.

А. КУРАЕВ - Вот потом у кого-то началось головокружение от успехов.

М. КОРОЛЕВА – То есть.

А. КУРАЕВ - Казалось, что точно так же победоносно и тихо, замечательно путем мирных демонстраций можно пройтись по всей территории, которую иногда называют Новороссией. То есть от Приднестровья до Луганска.

М. КОРОЛЕВА – Но само присоединение Крыма это как сейчас о'кей, это нормально? Все хорошо? То, что это не было никак с международной точки зрения оформлено. Просто взяли и все. Это нормально?

А. КУРАЕВ - С международной точки зрения много чего не оформлено. Разделение Кипра, например.

М. КОРОЛЕВА – Ну так это и является поводом для постоянных споров и тревог.

А. КУРАЕВ - У кого, где?.

М. КОРОЛЕВА – На Кипре конечно. Люди просто опасаются за свое будущее.

А. КУРАЕВ – Именно там люди настолько этого не опасаются, что греки киприоты спокойно провалили на референдуме попытки объединения с северным Кипром.

М. КОРОЛЕВА – Тем не менее, проблемы есть. И мы с вами знаем.

А. КУРАЕВ - Проблемы есть. А что в Израиле нет проблем? С Голанскими высотами, с точки зрения международного признания. Это не мешает жизни государства Израиль. В том числе в полноценной жизни в международном контексте.

М. КОРОЛЕВА – Мы знаем, что сейчас в Израиле не все спокойно. Поэтому время от времени…

А. КУРАЕВ - Неспокойно там, откуда Израиль ушел. Заметьте, это беспокойство исходит из тех регионов, из которых Израиль ушел, пожелав напрощание палестинцам - ребята, поживете отдельно от нас.

М. КОРОЛЕВА – Так что с Крымом. Вам кажется, что это уже насовсем? То есть приобрели и все будет нормально.

А. КУРАЕВ - Да ничего не бывает насовсем. Я как церковный человек, привык мыслить столетиями. Никто не может дать никаких гарантий, что будет через 300 лет. Но мне кажется, что та же донецкая заварушка началась ради того, чтобы отвлечь внимание от Крыма и потом использовать Донецк как разменную карту. Ну ладно, его мы так и быть оставляем под киевской властью, но зато вы забудьте, что там поменялось в Крыму. Может быть и так. Я не исключаю, что такой расклад поначалу был. Но потом механизм нагнетания взаимной ненависти с обеих сторон начал пожирать людей. Реальных людей. И что происходит сейчас – это запуск кровавого колеса: люди мстят за своих родных и убитых, сослуживцев, братанов и так далее. С обеих сторон. То есть те, кто и помыслить себе не могли может быть еще два месяца назад, что он будет убивать…

М. КОРОЛЕВА – То есть такая кровавая цепочка.

А. КУРАЕВ - К сожалению, да.

М. КОРОЛЕВА – Разматывается.

А. КУРАЕВ - И когда начинаешь вспоминать, простите, а из-за чего все началось. Неужели гуманитарную проблему, проблему преподавания языка в школе или версии истории в школе нельзя решить без «Градов»? С обеих сторон. Изначальная проблема и нынешние средства ее разрешения и последствия настолько несопоставимы.

М. КОРОЛЕВА – Кстати, вам тут пишет про это наш слушатель Светлана: Кипр, Израиль, жить в состоянии войны, вы считаете это хороший пример для других?

А. КУРАЕВ - Нет, это просто факт того, что не идеальное состояние в жизни страны, общества и так далее, международного права может быть достаточно жизнеспособным. Не здоровым, но жизнеспособным. Простите, я не знаю, кто задает мне вопрос, но на меня посмотрите, понятно, что я не олимпийский чемпион, но все-таки не труп. Надо научиться жить в неидеальном мире. Признать: действительно, я неидеален не только как спортсмен, но даже как пациент. Но, тем не менее, пока еще жив. Точно также ну не обязаны мы жить в стране, которая является первой и лучшей в мире по всем показателям и требовать от нее именно этого.

М. КОРОЛЕВА – Если бы мы говорили о некоем спокойном состоянии, есть неидеальная страна, устройство. Это одно. Другое дело, когда люди на наших глазах создают точку напряжения, эту неидеальность и предлагают дальше с ней жить. А как жить теперь, вот что теперь делать с Украиной. Что России делать с Украиной. Вы наверное слышали о проблеме беженцев с Украины. Их очень много. Сегодня Дмитрий Медведев вынужден был подписать проект указа о том, чтобы им в срочном порядке предоставлялось российское гражданство. Но это огромная проблема, к которой, по-моему, еще вообще никто не готов. А вот что делать дальше?

А. КУРАЕВ - Я считаю, что необходимо понуждение к миру. Жесткое понуждение. Но это понуждение должно быть честным…

М. КОРОЛЕВА – Вы как Дмитрий Медведев…

А. КУРАЕВ - Понуждение обеих сторон и с обеих сторон. То есть я пока не вижу, в том числе со стороны западной дипломатии серьезного желания что-то предпринять.

М. КОРОЛЕВА – Ну как не видите. А санкции?

А. КУРАЕВ - Я думаю, что должно быть давление и на Киев. Простите все-таки ситуация такая, что не Луганские боевики бомбят Львов. Пока что все немножко наоборот. И на моей памяти в таких случаях обычно западная дипломатия всегда жестко грозила пальчиком именно тем, кто мнит себя государственными властями и при этом бомбит города где-то на своей территории. Когда Турция проводит какие-то операции против курдского населения, я не думаю, чтобы лидеры Запада аплодировали бы турецким властям.

М. КОРОЛЕВА – Хорошо. Но если эти люди призывают к отделению территорий и если они являются вооруженными сепаратистами. А как с ними должна поступать власть. Представим, что это происходит на территории России. Например, боюсь даже назвать какой-нибудь регион. Вдруг там объявляются вооруженные люди, и требуют отделения этой территории. И что?

А. КУРАЕВ - Я не думаю, что бомбежки и обстрел Градами это единственный способ. Неужели за тысячи лет человеческой цивилизации мы не нашли иных путей?

М. КОРОЛЕВА – Но многие вспоминали Чечню в связи с этим. Город Грозный.

А. КУРАЕВ – Никто и не считает, что это идеал. И потом с тем же Грозным нашли совершенно другие пути. Не военные.

М. КОРОЛЕВА – Только сначала разбомбили. А потом отстроили.

А. КУРАЕВ - Да. Так может быть и здесь. Но пока я вижу леденцов от Киева Донецку. Жду, когда Порошенко подарит золотой пистолет подарит донецкому Кадырову-Стрелкову.

М. КОРОЛЕВА – Мы через три минуты вернемся в студию.

НОВОСТИ

М. КОРОЛЕВА – +7-985-970-45-45, в твиттере аккаунт @vyzvon, много вопросов. Просто человек просит: ведущая, задайте же вопрос. Задаю: когда и если будет так же слаба как Украина сейчас, у России кто-то более сильный оттяпает Дальний Восток. Как вы себе такую ситуацию представляете?

А. КУРАЕВ - Очень вероятно.

М. КОРОЛЕВА – Тогда если мы говорим об Украине, это не одно и то же?

А. КУРАЕВ - Н сегодняшний день отличие в чем. Население Дальнего Востока этнически моногенно с населением основной России. Материковой. На Украине такой моногенности нет. И поэтому там есть реальные проблемы, нагнетаемые однозначно Галичиной. Им слишком чего-то много захотелось скушать.

М. КОРОЛЕВА – Проблемы с русским языком или с чем?

А. КУРАЕВ - Конечно, и с ним и с исторической идентичностью, и так далее. Ребята на словах демократы, но на деле Западная Украина, навязывали всей стране одну единственную модель в качестве правильной. Модель прочтения своей национальной истории, модель языковой политики и так далее. Это реально отталкивало многие группы населения по всей Украине. Кстати, в том числе в Закарпатье, на крайнем западе Украины. Так что проблема реальна. Сегодня на Дальнем Востоке все-таки нет никакого реального сепаратистского антимосковского движения. Претензии у местного населения к Москве есть. Но они противополонжые: мы один, вы в Центре мало про нас думаете. Не Москва достала их своим контролем и своей заботой, а наоборот слишком мало и поздно она стала про Дальний Восток думать.

М. КОРОЛЕВА – Но есть, например, проблема Курильских островов. Есть Япония. Которая всегда предъявляла претензии.

А. КУРАЕВ - Опять же претензии ровно те же самые. Когда на Курилах произошло лет 10 назад землетрясение, мэр Южно-Курильска говорил, что сначала мне позвонил премьер-министр Японии, спросил, как что, надо ли помочь, а из Москвы я звонка очень долго ждал из правительства. Но это было в ельцинские годы.

М. КОРОЛЕВА – Представим себе, что Москва действительно поддерживает сепаратистов, как о том говорят. И она собственно мне кажется особо не скрывает. Не получит ли она потом в ответ такие вспышки по всей России.

А. КУРАЕВ - Может быть, исключать нельзя. История не кончается сегодня. И сценарии одни и те же проворачиваются из столетия в столетие.

М. КОРОЛЕВА – Так что же делать? Может быть просто отойти, может быть поговорить с этими людьми, которые сейчас в Донецке, с представителями церкви им поговорить.

А. КУРАЕВ - Насчет поговорить я всегда за, даже в тех случаях, когда нет идеального собеседника. Кстати и я сегодня не идеальный собеседник, дорогие радиослушатели. Будем честны, я сегодня приперся сюда с «особым мнением», потому что более интересные собеседники в отпуске. Июль, простите, потерпите.

М. КОРОЛЕВА – Да ладно вам. Неидеальный. Еще вопрос и он опять сформулирован так, что никому другому я его обратить не смогу в «Особом мнении». По поводу малайзийского Боинга. По поводу этой катастрофы. Спрашивают по поводу похорон. По-божески ли обошлись с останками погибших или трехдневное мотание можно назвать надругательством. Может быть, вы видели кадры прощания с погибшими, например, в Голландии. И я сегодня читала аналитические материалы, в частности на Газете.ру, где просто сравнивалось, вот мы часто говорим о своей духовности и бездуховности Запада, и вот сравните картинку на месте катастрофы или то, как складывали тела погибших и везли в общем вагоне и вот вам, пожалуйста, каждое тело в отдельном автомобиле. Что скажете?

А. КУРАЕВ - Я не думаю, что это стоит так сопоставлять. Разбитые Боинги в эти дни мы виделил и в Тайване или Африке. Это была страшная неделя для мировой авиации. Не думаю, что когда увозили с места крушения останки тамошних пассажиров, туда сразу же были туда же доставлены инкрустированные дубовые гробы. Есть рабочие действия, которые обычно не являются публичными, сбор останков. А затем уже гражданская и религиозная церемония, официальные встречи, прощания. Это разные регистры. Сопоставлять их не стоит.

М. КОРОЛЕВА – То есть вы не считаете, что мы можем сравнивать отношение к жизни и к смерти, особенно у нас в России и на Западе.

А. КУРАЕВ - А это не у нас в России и на Западе. Это по-любому у людей, которые реально воюют, и которые сами могут быть ежедневно убиты и для которых трупы и кровь это обыденность. У них что-то выгорает несомненно в душе. И у них другое отношение к ликам смерти, чем у простых жителей мирных мегаполисов. Поэтому в этом смысле по боевикам Донбасса судить, что это вообще часть русской культуры такая, некорректно. То есть это часть конечно, но не есть коренной русских архетип отношения к мертвым и к смерти.

М. КОРОЛЕВА – Можно ли и стоит ли делать какие-то выводы об этих людях, которые там воюют…

А. КУРАЕВ - Слушайте, я не знаю, скажите мне, а когда второй самолет прибыл с останками голландцев из Киева в Эйндховен, королевская чета второй раз снова была от начала до конца или уже нет?

М. КОРОЛЕВА – Я не могу вам этого сказать точно. Это нужно посмотреть. Но дело наверное не в королевской даже чете. А в том, как выглядел, например, кортеж, как стояли люди по всему протяжению кортежа. И то, что просто каждое тело было в отдельной автомобиль помещено и именно так оно перемещалось по стране. На это обратили внимание большинство комментаторов. В том числе в блогах. Хочу я немножко по другим темам вопросы вам задать. По поводу дела Удальцова, Развозжаева. Вчера получили по 4,5 года колонии общего режима, правда, но были взяты под стражу. Вас спрашивают: прокомментируйте это дело, что наказания без вины не бывает?

А. КУРАЕВ - Я не знаю. Я не следил за этой историей. Но я бы очень хотел, чтобы такие приговоры вынесены были киевскими судами в адрес тех, кто тамошних омоновцев забрасывал коктейлями Молотова. У нас до этого, слава Богу, не дошло.

М. КОРОЛЕВА – Киев от нас все-таки далековато. А вот эти люди здесь в Москве и беспорядки, как бы массовые беспорядки, которые были определены как массовые беспорядки на Болотной площади, они происходили в нашем с вами городе. И вот эти люди один был под домашним арестом, другой в СИЗО. Вот сейчас они получили по 4,5 года тюрьмы. Свидетели уверяют, что беспорядков не было. Что дело абсолютно сфабриковано и так далее. Но вот ничего не хотите сказать?

А. КУРАЕВ - Что касается Удальцова, мы видели за предыдущие годы, что человек действительно напрашивался. У него был какой-то свой интерес. В том, чтобы оказаться в эпицентре драки. Чтобы к нему применили силу, чтобы потом это показать по каким-то сетям, массмедиа и так далее. Так что в итоге он получил отчасти то, что хотел.

М. КОРОЛЕВА – То есть, как спросил наш слушатель, наказания без вины или без желания получается не бывает.

А. КУРАЕВ - Я не знаю, что конкретно, я не храню в памяти те кадры, что тогда происходило на этой площади. Не могу сказать, справедливое наказание или нет. Но то, что он ходил по грани, это совершенно очевидно.

М. КОРОЛЕВА – То есть вроде как хотел и вроде как получил.

А. КУРАЕВ - Человек, который называет себя революционером, всегда будет проламываться через решетку закона.

М. КОРОЛЕВА – А вы как к революционерам относитесь вообще?

А. КУРАЕВ - По-разному.

М. КОРОЛЕВА – То есть не то чтобы всегда хорошо и всегда плохо. Вас спрашивают: а всякая ли власть от Бога. Потому что с этим связан тот, кто борется с властью. Он от Бога или от другой…

А. КУРАЕВ - Я всегда помню слова Блаженного Августина, что если государство понуждает людей к греху, то это не государство, а шайка разбойников.

М. КОРОЛЕВА – То есть не всякая власть от Бога.

А. КУРАЕВ - Когда апостол говорит «всякая власть от Бога», то здесь скорее проблема перевода. Потому что в русском языке просто нет такого понятия как неопределенный артикль. Речь идет именно о власти как таковой. А Power. То, что люди способны уступать друг другу и поэтому составлять сложные социальные формирования, делегировать друг другу какие-то свои естественные права - вот это у нас от Бога. Но это не означает, что каждый домоуправ именно советом Святой Троицы назначается на его место.

М. КОРОЛЕВА – Не могу не задать вопрос, который связан с запретом на мат в кино, театре и литературе. Вы поддерживаете? Одобряете?

А. КУРАЕВ - Было бы странно, если бы я поддерживал распространение мата в литературе.

М. КОРОЛЕВА – Не распространение. Речь идет о том, чтобы например, в литературе это было в запечатанных книгах, а в кино например это не может отражать теперь существующую реальность, а она такова, она с матом. Но в кино теперь нельзя будет.

А. КУРАЕВ - Эта реальность может быть, на уровне этнографии, она с матом была и 300 лет назад. Но Толстой и Чехов без этого обходились. И даже Солженицын, описывая лагерные будни. И даже Шаламов.

М. КОРОЛЕВА – А Протопоп Аввакум, например.

А. КУРАЕВ - А где там мат?

М. КОРОЛЕВА – А разве нет?

А. КУРАЕВ - Нет.

М. КОРОЛЕВА – А я вроде видела.

А. КУРАЕВ - Это у вас аберрация зрения. Потому что в ту пору это было церковнославянское литературное слово.

М. КОРОЛЕВА – Вот.

А. КУРАЕВ - Не знаю, кто это слово объявил матерным с какого бодуна.

М. КОРОЛЕВА – На этом мы, пожалуй, и остановимся. Протодьякон Андрей Кураев, профессор богословия. Это было «Особое мнение». Всем спасибо, всем счастлив
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 316 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →