диакон Андрей Кураев (diak_kuraev) wrote,
диакон Андрей Кураев
diak_kuraev

Categories:

Дорогие москвичи, будьте толерантны к жителям столицы!

Xb3OGQjKT6k


http://www.pravmir.ru/uraza-bayram-v-den-kreshheniya-rusi-protodiakon-andrey-kuraev/
28 июля 2014 года праздник Крещения Руси совпал с мусульманским праздником Ураза-байрам. В Интернете стало популярным сравнивать масштабы торжеств и количество участников двух праздников на примере столицы. Корректно ли такое сравнение? Размышляет протодиакон Андрей Кураев.

- День Крещения Руси — очень недавнее нововведение. Впервые 900-летие отмечали в 1888-м. Спустя сто лет - 1000-летие. В следующий раз об этом вспомнили в 2008 (1020-летие в Киеве).
В церковном календаре такого праздника вообще нет до сих пор. Я беру календарь на этот год, там на 28 июля указан день памяти князя Владимира, никаких особых упоминаний про день Крещения Руси в календаре Издательства Московской Патриархии нет.

Есть циркулярное письмо из Патриархии, разосланное в июле 2011 года по епархиям Русской Православной Церкви, с указанием - 28 июля, в день церковной памяти св. кн. Владимира, после литургии служить особый молебен в память Крещения Руси. И только.

Нет ничего необычного в том, что люди в массе не очень хорошо знают содержание недавних циркуляров Московской Патриархии. Эта новелла слишком нова и потому еще не обрела силу исторической инерции и привычки.

Я смотрю на публикации православных сайтов прошлых лет, там писали только о том, что «Крепко укоренилась традиция в этот день проводить заседание Священного Синода Русской Православной Церкви в Киеве». Но сегодня именно этой традиции мы уже не видим.

Кроме того, молебен, который полагается служить сегодня после литургии, составлен на скорую руку. Например, в молитве, завершающей молебен, есть выражение: «Боже, владыку Земли Русския, князя Владимира, к свету истинныя веры наставивый, и тем всю страну нашу Крещением просветивый». Сильно сомневаюсь, что Киевские князья кем бы то ни было так именовались. Да, для Ивана Грозного именование «владыкой» было бы уже естественно. Но в Киевской Руси князь не считался собственником всей земли. Он был владыкой для своего госаппарата и своей дружины, но не для земли. Землей владеют конкретные люди или община. Но с политологической и культурологической точки зрения чрезвычайно интересен этот анахронизм в молебне, который составлялся в наши дни.

Да и не только это в этой молитве режет слух. Ну например - прошение "Приими молитвы наша о умножении любве среди всех людей мира сего". "Человек мира сего" это все же негативная характеристика в христианском лексиконе. Христос хотел, чтобы Его ученики как раз были не от мира сего.

Также нужно помнить, что для мусульман, живущих в Москве, такого рода праздники носят скорее политический характер, чем религиозный. Огромный процент тех, кого мы сейчас видим в этом стечении народа на улицах Москвы, в обычные пятницы в мечети не ходят.
Мы не видим, чтобы пропорционально накоплению мусульманских гастарбайтеров в Москве в московских торговых сетях снижалось потребление свинины или вина. Это довольно номинальные мусульмане, для которых, однако, важно дважды в году собраться вместе и показать: «Мы здесь есть. Нас много. Поэтому вы все должны нас уважать». Это вполне понятное желание, но внутренне оно скорее политическое, а не религиозное

Наше празднование Пасхи сегодня лишено этнообразующего смысла. На Пасху в храм идет уже только человек, у которого есть религиозное желание. Это уже не является и туризмом: современный мир предоставляет множество куда более интересных зрелищ, да и кто хотел просто поглазеть — всё уже увидел или может увидеть по телевизору. Потому сегодня в храмах на Пасху уже не так уж много любопытствующих.
В прежние годы храмы опустошались после крестного хода в Пасхальную ночь. А сегодня ряды хотя и редеют, но не в десять раз, а максимум в два. Причем и вполне церковный прихожанин может не иметь сил достоять до утра: он пришел на крестный ход, потом съездил домой, поспал, придет на позднюю литургию. Ребенка тоже лучше привести только на крестный ход, а потом утром на службу. Незнакомые молодые люди, которых всегда замечаешь на крестном ходе, в этом году достояли пасхальную литургию до конца.

Хорошо, что мы сегодня относимся к православию именно как к православию, а не как к политической идеологии. Поэтому не очень корректно сравнивать праздники христианства и ислама, который всегда был не столько религией, сколько образом жизни и политической программой (причем весьма симпатичной политической программой по многим параметрам — например, социальной справедливости). Тем более не стоит сравнивать поведение православных в Москве и гастарбайтеров, живущих в экстремальных условиях чужой для них культуры.
Им я просто желаю доброго праздника.

Для тревоги о нашем христианстве есть масса оснований, но они совершенно другие. Я далек от того, чтобы награждать нас почетными грамотами, но показатель нашего мало-христианства — это даже не наполняемость храмов, а например, то, с какой легкостью мы сейчас поддаемся пропаганде ненависти. Это касается и украинцев, и русских. Страшна легкость, с которой мы кушаем пропаганду войны, распространяем очевиднейшие фейки, порождающие ненависть. Я все время получаю вопросы о том, почему не публикую в блоге фотографии убитых на Юго-Востоке Украины. А что, я обязан публиковать материалы, порождающие ненависть? Такие фото — повод для укоренения себя в ненависти, которая начинает считаться праведной. Это не доброе дело для христианина.

Так что я далек от мысли заявлять, что мы в нашем современном состоянии — идеальная христианская страна. Но эта моя печаль никак не связана с тем, что день Крещения Руси менее многолюден, чем празднование Ураза-байрама.

Записала Александра Сопова

***

Нас, кто хорошо владеет русский язык, действительно не осталось много.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 206 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →