диакон Андрей Кураев (diak_kuraev) wrote,
диакон Андрей Кураев
diak_kuraev

Categories:

Москва накануне конфликта с Константинополем?

Русский книжник и путешественник середины 17 века Арсений Суханов устроил в Румынии (Валахии) «Прение о вере» с греками и изложил им свою версию крещения князя Владимира:

«Сослан был от Нерона царя римского в заточение Климент папа Римский в Корсунь, еже ныне зовется Крым. Климент папа – ученик Петра апостола и поставлен бысть им в Риме. И великий князь Владимер крестился в Корсуни от тех християн, которыя от Климента крещенны; и мощи Климентовы ис Корсуни взял Владимер к себе в Киев и митрополита и весь освященныи чин. И мы как прияли веру и крещение от апостола Андрея, так и держим. А вы, греки, апостольского правила не храните: И посему знатно, что мы крещение от апостол прияли, а не от вас греков».

Вроде бы с той поры никто больше не отрицал роль греков в обращении и крещении князя Владимира.

Но 28 июля 2014 года в день св. Владимира наш Патриарх Кирилл неожиданно воскресил версию крещения князя Владимира без греков:

«князь Владимир, как и апостол Павел, воспринял евангельскую весть не от человеков, а через откровение Иисуса Христа…. Вспоминая память великого князя, который принял откровение Иисуса Христа».
http://www.patriarchia.ru/db/text/3697740.html

Это неожиданно, поскольку практически все источники отдают должное миссионерам-посредникам.



«Повесть временных лет» (точнее, «Корсунская ленегда») говорит об участии людей в обращении кн. Владимира так:

«По божественному промыслу разболелся в то время Владимир глазами, и не видел ничего, и скорбел сильно, и не знал, что сделать. И послала к нему царица сказать: "Если хочешь избавиться от болезни этой, то крестись поскорей; если же не крестишься, то не сможешь избавиться от недуга своего". Услышав это, Владимир сказал: "Если вправду исполнится это, то поистине велик Бог христианский". И повелел крестить себя. Епископ же корсунский с царицыными попами, огласив, крестил Владимира. И когда возложил руку на него, тот тотчас же прозрел. Владимир же, ощутив свое внезапное исцеление, прославил Бога: "Теперь узнал я истинного Бога". Многие из дружинников, увидев это, крестились. Крестился же он в церкви святого Василия, а стоит церковь та в городе Корсуни посреди града, где собираются корсунцы на торг; палата же Владимира стоит с края церкви и до наших дней, а царицына палата - за алтарем. После крещения привели царицу для совершения брака. Не знающие же истины говорят, что крестился Владимир в Киеве, иные же говорят - в Василеве, а другие и по-иному скажут. Когда же Владимира крестили и научили его вере христианской, сказали ему так…".

Как видим, греческий епископ и оглашал и крестил киевского князя и наставлял его в новой вере. И чудо исцеления (в источниках два варианта: князь или ослеп или просто тяжело заболел) и слышание ангельско-евангельской вести и Откровения не одно и то же.

Двумя годами раньше событий в Крыму греческий философ проповедовал киевскому князю: «Затем прислали греки к Владимиру философа, так сказавшего…». Так что мне за христианских философов обидно…

Источники, современные князю Владимиру, уделяли достойное место и миссионерской ревности его жены – греческой царевны Анны (потом ее роль стал забываться) (см. Милютенко Н. И. Святой равноапостольный князь Владимир и крещение Руси. Древнейшие письменные источники. Спб., 2008, с.99).

«Пространное Житие» как и «Память и похвала Владимиру» Иакова Мниха говорят, что поход на Корсунь был связан с жаждой обрести человека-наставника: «Сице да створю, приду в землю их и полоню град их и обрящу учителя».

Исландские саги говорили, что Олаф Трюгвасон девять лет служил в новгородской дружине киевского князя Владимира. Однажды во сне ему было откровение: "Небесный голос призвал его для познания истинного Бога отправиться в Византик". Он отправляется в Грецию, получает там знамение креста (prima signatio) от греческого епископа Павла, которого он просит отправиться с ним, дабы крестить язычников-русских. Епископ, "великий друг Божий," согласился, но просил Олава ехать вперед и уговорить правительство конунга Вальдамара разрешить ему насаждать в Гардарики христианство. Вальдамар сначала решительно воспротивился изменить вере отцов. Но жена Вальдамара вняла истине и переубедила его. Умирающая старуха-мать Вальдамара предсказала, что Олав окончательно обратит Вальдамара в христианство.

И все же наиболее ранние тексты «владимирова цикла» говорят очень близко к тому, что сказал патриарх Кирилл. Это иларионово «Слово о законе и благодати» и несторово «Чтение о Борисе и Глебе»

В последнем князь Владимир сравнивается с Плакидой-Евстафием. И как Плакиде явившийся Христос повелел креститься, «тако же и сему Владимеру явление Божие быти ему христианином сотвори». http://litopys.org.ua/buhos/bu22.htm

В «Слове» же сказано – «Как твое сердце отверзлось, как вошел в тебя страх Божий, как проникся ты любовью к Нему? Не видел апостола, который пришел (бы) в землю твою. Не видел, (как) беса изгоняют именем Иисуса Христа, как болящие выздоравливают, немые говорят, огонь в холод претворяется , мертвые встают - всего этого не видев, как же уверовал? Чудо дивное! Другие цари и властелины, видев, как все это совершается святыми мужами, не веровали, но, более того, на муки и страдания предавали их. Ты же, о блаженный, без всего этого притек ко Христу, только через благое размышление и остроумие уразумев, что Един есть Бог».

Почему же тексты середины 11 века молчат о греческих учителях Владимира?

Потому что это
а) время жесткого давления Киева на Кпль: "Военные приготовления Киева времен императора Михаила 4 должны быть в связь с установлением в Киеве в 1037году митрополии. Вопрос этот, очевидно был решен в Византии после недвусмысленных угроз Ярослава и Мстислава военными действиями против Империи. Может быть именно в этой связи нужно искать объяснения нашествию печенегов на Киев - обычном средстве византийской политики к удержанию северных варваров" (Приселков М.Д. Очерки по церковно-политической истории Киевской Руси X-XII вв. СПб., 1913, с. 107).
б) время военного византийско-русского конфликта 1043-1046 годов и
в) время церковного конфликта с греками, пиком которого стало в 1051 году поставление киевского митрополита из "русин" Собором русских епископов независимо от Константинополя.

«Слово» носит отчетливо антигреческий характер.
«Слово написано Иларионом в 1050 году, т.е. накануне его поставления киевским митрополитом. Во время создания этого произведения Иларион уже знал как о своем будущем назначении, так и о негативной реакции на него греческой стороны, что нашло свое непосредственное отражение в Слове» (Темчин С. Ю. О реакции Константинополя на поставление Киевского митрополита Илариона // Именослов. История языка, история культуры. Спб., 2010, с. 186.)

(Интересно, что в «Чтении» о князе Владимире как язычнике говорится «бе эллин верою» в значении «язычник»).

Иларион все же был отстранен от митрополичьего престола всего через четыре года. И «Повесть временных лет» уже писалась под явным греческим контролем.

На эти тонкости можно было бы не обратить внимания. Но в нашей византийской культуре именно в деталях, тонкостях, умолчаниях и в складках одежд зачастую прячется (точнее – через них является) нечто значимое.

Проведение прямой связи между национальной Церковью и апостолами в церковной истории есть обычный способ дистанцирования от метрополии, от имперско-церковного центра. Ну как подросток говорит матери: «Я сам!». Это обоснование отрыва и разрыва.
Вот поэтому и запнула меня эта особенность проповеди нашего Патриарха.

В то время как светская пресса бодренько говорит «нам санкции не страшны, мы сами насолим Америке!», не есть ли это игнорирование греков подготовка к возможным «церковным санкциям»?

Возможно, в патриархии знают о растущей решимости Константинополя вмешаться в украинский церковный вопрос. Обоснование этого вмешательства вполне ясно: Кпль в 17 веке передавал Московскому патриарху лишь временное местоблюстительство над своей киевской митрополией (при условии, что там будет по прежнему возноситься имя Кпльского патриарха).

Последствия такого вмешательства также вполне очевидны: наш разрыв с греческими церквами. Раскол. Естественно, каждая из сторон спора будет считать себя абсолютно-православной. И московской стороне опять пригодится опыт мимо-греческого осмысления своего православия. Мол, не вы нас крестили и учили.

Так что двукратный акцент патриарха Кирилла на отдельном русском откровении может означать решимость к конфликту и разрыву с греками и начало подготовки соответствующего «общественного мнения».


***
Кстати, св. князь Владимир сделал именно то, что и нынешний президент Владимир: вторгся в Крым, нарушив предыдущие договоры. В договоре князя Игоря с Византией от 944 года есть статья "О корсунской стране". Она запрещает руси под каким-либо предлогом воевать на территории Крыма.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 579 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →