диакон Андрей Кураев (diak_kuraev) wrote,
диакон Андрей Кураев
diak_kuraev

Category:

Кто кого представляет?

На официальных сайтах появилось и быстро исчезло письмо нашего Патриарха патриарху Вселенскому.
На эти перемены отреагировала "Деловая столица" http://www.dsnews.ua/politics/patriarh-kirill-podlozhil-svinyu-kievskomu-mitropolitu-15082014113000

Текст письма тут:
http://webcache.googleusercontent.com/search?q=cache%3Ar_hsGnjb8FwJ%3Awww.pravmir.ru%2Fpatriarh-kirill-obratilsya-k-predstoyatelyam-pravoslavnyih-tserkvey-s-prosboy-vozvyisit-golos-v-zashhitu-pravoslavnyih-na-vostoke-ukrainyi%2F+&cd=1&hl=ru&ct=clnk&gl=ru


Я рад, что оно отозвано.

Первый вопрос, который возникает при его чтении - это сознательно двусмысленное использование слова "представитель". Когда речь идет о нашей собственной церковной жизни, то официоз дотошно предостерегает: "представителями РПЦ" могут быть: только Патриарх, правящий епископ в рамках только своей епархии и главы синодальных отделов только в рамках своих компетенций.

Никакой клирик, мирянин или сотрудник церковных учреждений, он специально не уполномочен именно для этой конкретной миссии, не может выступать и воприниматься какк "представитель РПЦ".
Тем более когда речь идет о совершении греха - никогда наша православная пресса не допустит оборота "представитель РПЦ нарушил правила дорожного движения". Сколько крещеных, а порой и в самом деле верующих людей сидят за уголовные преступления - но даже тюремный отдел патриархии никогда не скажет о них "это представители нашей Церкви в пенитенциарной системе".

Но отчего же в этом официальном и внутрицерковном письме высочайшего уровня так легко анонимные и, кстати, в ряде случаев еще неустановленные преступники возводятся в ранг представителей других конфессий?

Чужой хулиган или преступник мгновенно возводится в статус представителя своей церкви, а про своих клириков мы говорим, что "в момент совершения аварии данный игумен не находился при исполнении своих служебных обязанностей, и потому данное ДТП не имеет никакого отношения к нашей Церкви".

Наверняка составители этого письма прекрасно знают, что никто из лидеров негативно упоминаемых в нем украинских конфессий, равно как и никто из числа нынешних руководителей Украины не призывал к погрому храмов МП или к убийству ее клириков на Украине.

В гражданском конфликте такого масштаба, что сегодня охватил Украину, наверх всплывает много отребья, причем со всех сторон. С обеих сторон воюют и откровенные язычнки.

И страдают в этом конфликте люди разных профессий и религий.

Сказать, что конфликт на востоке Украины "имеет недвусмысленную религиозную подоплёку: униаты и примкнувшие к ним раскольники стараются одержать верх над каноническим Православием на Украине", означает сделать гражданский конфликт религиозным именно с православной стороны. А это налагает определенные обязательства на всех членов Церкви. Уж если джихад объявлен, если идет война священная, если речь идет не меньше чем о выживании Православия, то тогда все как один мы смело в бой пойдем и за ценой, как всегда, не постоим... Плюс неизбежная в таких случаях демонизация противоборной стороны.

Но как тогда быть миллионам православных жителей Украины, кторые являются прихожанами нашей же Церкви и при этом не считают донецких ополченцев выразителями своих интересов?
Получается противоречие: собор епископов УПЦ МП только что заявил о поддержке территориальной целостности своей страны ("Українська Православна Церква виступає за державний суверенітет та територіальну цілісність України"), ее епископы и священники благословляют силовиков своей страны, а московский патриарх говорит о религиозной войне, которую именно враги православия ведут против православной веры

Пробую прочитать это письмо глазами православного киевлянин иа (а это необходимая норма работы с общецерковными документами последних 20 лет, когда наша церковь перестала быть только церковью России, а стала глобальным геополитическим институтом), и прихожу к выводу, что московский патриарх, доселе нейтральный в данном конфликте, поставил передо мной выбор: или поддержать свято-правую донецкую сторону конфликта, или считать себя сторонником врагов православия.

Нет, очень правильно патриархия спрятала это письмо о глаз подальше. Не знаю только, отозвано ли оно и из канцелярии вселенского патриарха.

И еще мне думается, что приглашение вселенского патриарха к вмешательству в украинские дела может иметь далеко идущие последствия. Он ведь может и вспомнить, что киевская митрополия была частью его патриархии много дольше, чем частью патриархии московской.

***
По старинке все же скажу: эта моя реплика не может рассматриваться как "мнение представителя Русской православной Церкви".
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 192 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →