диакон Андрей Кураев (diak_kuraev) wrote,
диакон Андрей Кураев
diak_kuraev

Category:

Какой аргумент удержал Украину от соединения с Москвой на Чигиринской раде

В 80-х годах 17 века сторонников церковной унии с Москвой "пугали (убежавшие из Московии) раскольники:
там де "одни погруженцы, другие обливанцы"; "у одних попы, у других безпоповщина; на Московщине столько вер, сколько слобод; нас никто в дом к себе не пустит с трубками: у них вся вера в том, чтоб бороды не брить и табаку не курить и не нюхать".

Так толковал простой народ.
А еще ранее, когда обсуждался вопрос унии государственной, на Чигиринской раде 1653 г. выступил черкасский Протопоп Федор Гурский; в народе он слыл великим Богословом и проповедником.

Все смолкло; он начал: "От трех царей или волхвов поднесены были младенчествовавшему Христу Спасителю дары: золото, ливан и смирна; дары сии предзнаменовали бытие, страдание и возвращение в небо. Злато предрекало царствование, ладан - погребение, смирна - Божественность. Так и сии дары, подносимые тремя царями младенчествующему народу, знаменуют участь его: чем покрыты или одеяны дары сии, тем покроется и народ, ими прельстившийся. Дары Польские покрыты ковром, то и народ с Поляками будет иметь ковры; дары Турецкие покрыты тканию шелковою, то и народ облечется в шелк; дары Московские покрыты рогожками, то и народ, соединившийся с Москвитянами, оденется в рогожки и под рогожки. И сии предзнаменования вернее и превосходнее всех оракулов на свете!"

Хмельницкий не подействовал на народ. Гурский забавною выходкою и неожиданным применением поразил умы простодушные".

- Николай Маркевич. История Малой России. М., 1842.
http://library.kr.ua/elib/markevich/tom1/malor13.html

Причем тут рогожа? В бочонках, обернутых рогожами, московский посол Бутурлин привез казну для войска; дорогие меха, свитки парчи и других материй, предназначенные для гетмана и урядников также были прикрыты рогожами. ...

Но, кстати, интересно, что самостийник Гурский ничего не знал про "древних укров" и свой народ назвал младенчествующим.

***
Сегодня в Украине модно считать, что конфликт между государственными властями Украины и России не позволяет украинцу оставаться в молитвенном и каноническом единстве с московской патриархией.
Такие люди плохо знают свою национальную историю.

В течение столетий Турция и ее крымские вассалы воевали с Польшей, в чей состав входили украинские земли. Причем в 1672 году лично султан Магомет IV взял штурмом Каменец-Подольский Жтелей города не прельстили гарании слутана о том, что "может каждый возделывать поля и их засевать; а города, селы и замки—собственность Султанская".

в Восьмнадцатого Августа Султан повел войска свои улицами Каменца. Чтобы не оскверняли стоп его усопшие Христиане — могилы были разрыты, гробы вынуты из земли и увезены далеко за город. Иные улицы были грязны; из всех церквей, кроме Екатерининской и Армянской, взяты были образа и устроена из них мостовая. Потом все храмы обращены были в мечети. На соборной церкве, известной под названием Фара, Турки выстроили из резного камня минарет выше самой церкви; оттуда мулла призывал правоверных к моленью Богу единому и Магомету—Пророку Его... Султан вошел в Чигирин торжественно, и все пред ним падало и ползало по Азиатски. Церковные колокола замолкли, самые церкви были заперты и запечатаны; не смел ни кто шевелиться ни по богослужению ни по жительству, не считая себя ни живым ни мертвым. Турки же делали с мущинами и женщинами что только вздумали... Турки старались преклонить Уманцев к добровольной сдаче, но убеждения были тщетны. Подкопы и пальба разрушили укрепления, враги овладели городом, началась резня в улицах, стрельба из окон и дверей; сражающиеся, но не привычные к оружию, жители, женщины, дети были без пощады избиты, трупы валялись кучами; в местах, где стычки были упорнее и сражающиеся многолюднее, кровь текла ручьями по отлогостям гористых Уманских улиц
http://library.kr.ua/elib/markevich/tom2/malor8.html

В рядах турецких войск было "восемь валашских хоругвей". То есть православные молдаване успешно помогали резне единоверных казаков.

Впрочем, как и ныне, это была еще и внутри-украинская война: турок пригласил гетман ПДорошенко.
В Умани "с живых городских и козацких Старшин были содраны кожи: Дорошенко велел их набить соломою и отправил к Султану, где эти чучелы были разставлены в знак победы. Несколько тысяч мальчиков были повержены Дорошенком к стопам Магомета IV -го, который немедленно велел обратить в Исламизм".

http://library.kr.ua/elib/markevich/tom2/malor9.html

Так а что же церковная жизнь? Все эти страшные для Украины десятилетия Киевская митрополия по братски вместе с молдавскими епархиями входила в состав стамбульского (Кпльского) патриархата. В Киевских храмах возносилось имя турецкого (по гражданству) патриарха.

И если сегодня московский патриарх Кирилл подчеркнуто дистанцируется от украинских разборок, то кпльские патриархи 17 века послушно исполняли повеления султанов.

"Патриархи не раз делали проклятия на различных гетманов по приказанию султана.. Так, например в 1670 году был анафематствован гетман Многогрешный. Другой патриарх, Паисий, по султанскому повелению дал грамоту, отлучающую от церкви и предающую анафеме всех непослушных гетману Дорошенко".

Правда, в конце концов именно султан приказал кплському патриарху передать киевскую митрополию Москве...

И если украинцы терпели молитвенное единство с такими греческими патриархами, то что же они стали так нетерпимы сегодня? Ведь ничего похожего патриарх Кирилл не делает...

Да, и еще стоит помнить, что в те столетия Киевская митрополия в рамках Кпльской патриархии не пользовалась и десятой долей той автономии, которую она имеет сегодня в рамках РПЦ.

В рубрику "это интересно" добавлю также аргумент, который иерусалимский патриарх Досифей в 1686 году обращал к православным украинцам, увещевая их не переходить к Москве: в течение многих столетий по территории Антиохийского патриархата проходила линия фронта между исламским миром и Византийской империей. Треть территорий антиохийского патриархата входили в греческое царство. Но несмотря на это, кпльский патриарх не взял ни пяди земли от антиохийской епархии (см. Терновский. с. 138). Сегодня такова же позиция патриарха Кирилла по поводу крымских епархий (и Абхазии).
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 201 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →