диакон Андрей Кураев (diak_kuraev) wrote,
диакон Андрей Кураев
diak_kuraev

Categories:

Слово Патриарха Кирилла об "основах православной культуры"


(Это лишь мой конспект, а не официальный и не полный текст. Понятно, что это только тезисы).


Совершенно очевидно, что решение Президента о преподавании основ православной культуры, основ других религиозных культур, религиоведческой дисциплины и светской этики является ответом на ту реальность, в которой мы живем. Более чем десятилетние дебаты, подчас очень некорректные, ожесточенные, провоцировавшие напряжение в нашем обществе, закончились. Они закончились, поскольку пришло понимание того, что существует потребность людей в изучении основ культуры традиционных религий, а также светской этики. Но главное — пришло понимание того, что современный человек, особенно в сложнейших мировоззренческих сферах, может и должен иметь свободу выбора.
Церковью неоднократно говорено в этих дискуссиях, что «невольник не богомольник».

Даже для того, чтобы управлять лошадью, нужно быть человеком нравственным, а что ж тогда говорить о современных сложнейших технологических системах.

Глобализация без внутреннего стержня, без сильного национального культурного и религиозного самосознания ведет к тому, что человек в этой новой стихии растворится. Диффузия ведет к потере идентичности. Чтобы сохранить страну и свою собственную культуру, надо обратить внимание на соответствующее воспитание в школах. Преподавание основ православной культуры и культуры других религий будет этому способствовать

Двадцать лет назад перестройка школьной системы сопровождалась сетованиями на то, что школа перегружена идеологией. Это было верно. Но вместе со служением чисто партийным целям из школы вывели и самые обычные воспитательные задачи. Стало модным говорить, что воспитание это только удел семьи, а единственная задача школы - дать информацию. Вместе с идеологизацией из школы выкинули воспитательный процесс.
Воспитательная функция в школе - это формирование определенной этической системы. Палочное воспитание невозможно. Ребенку надо прививать навыки нравственного поведения.

Когда я встретился с разработчиками нашего учебного модуля, то дал несколько наказов авторам учебника. Первый заключался в том, чтобы на основе церковной традиции была ясно вычленена и представлена система основополагающих нравственных ценностей, проистекающих из христианства, но изложенных применительно к современной жизни. В учебнике должно быть отражено отношение к природе, человеку, труду, Родине.
Чтобы убедить критиков, что предмет способствует консолидации, а не разделению, мы должны настаивать на том, чтобы ценностная аксиологическая составляющая этого курса совпадала с аксиологической составляющей всех других курсов. Это когерентный луч. Из разных культурных традиций сделать однонаправленный луч. Очень важно, чтобы во всех курсах — будь то основы культуры других традиционных религий, или в религиоведческом курсе, или в нерелигиозном курсе светской этики — в фокусе был бы один и тот же нравственный облик человека, иначе мы породим такую множественность взглядов и убеждений, которая может привести и к конфронтации.

Второе задание, которое было мною дано, — это исключение всякой полемики с носителями других религиозных и нерелигиозных взглядов. Полемики и так много в жизни. Но чтобы научить детей, которые являются носителями разных мировоззрений, жить вместе, трудиться вместе, служить общему благу, мы должны исключить всякую полемику в наших учебных курсах.
В течение многих лет я вел программу «Слово Пастыря». Большинство вопросов, поступавших о телезрителей, касались сект и жизни других религий. Мои телевизионные сотрудники просили меня внести полемику в наш разговор. Но я ни разу не сделал этого. Я считал, что мои слова должны всех объединять и никого не разъединять. И однажды господин Шаймиев сказал мне, что он регулярно вместе с женой слушает эти передачи.

При этом отсутствие полемики не должно провоцировать релятивистское отношение детей к своей собственной религиозной традиции.

Право родителей на свободный выбор может быть реализовано при наличии у них достоверной информации о содержании избираемых курсов. Недопустимо манипулирование сознанием родителей и детей.
Светская этика предмет нерелигиозный. Если светскость или даже атеистичность  соответствует их убеждениям, так и должно быть. Но если людей, не знающих о таком наполнении этого курса, записывают на него, то это грех.

Следует максимально информировать людей о содержании учебного курса Основ православной культуры. Поэтому нам необходимо подумать о том, как построить работу, в том числе по ознакомлению людей с этим курсом.

Следует также осознать различие между культурологией и искусствоведением. Мы не готовим квалифицированных посетителей музея изобразительных искусств. В первую очередь культурология отличается от искусствоведения тем, что культурология предлагает систему ценностей. Культура призвана воспитывать и формировать систему ценностей. Искусство как проявление культуры должно соответствовать этим ценностям. У нас есть ясные аргументы против требований превратить наш курс в искусствоведческое повествование. Текст, который предлагает о. Андрей, в значительной степени отвечает этим требованиям.

***
Из выступления вл. Меркурия:

Хотел бы особо отметить, что предлагаемое Редакционному совету учебное пособие подготовленное группой специалистов под редакцией профессора МДА протодиакона Андрея Кураева прошло многократную тщательную методическую, богословскую, психологическую, педагогическую и практическую экспертизу.

 В общей сложности к работе над учебным пособием и к его экспертизе, кроме сотрудников Синодального отдела религиозного образования и катехизации было привлечено 18 докторов наук, 16 кандидатов наук (из них 10 кандидатов богословия).

В экспертизе и работе над пособием приняли участие Российская Академия Образования, Московский Государственный Педагогический Университет, Санкт-Петербургский Государственный Университет, СПб академия постдипломного образования, федеральное Агентство по делам молодежи, Московская Духовная Академия, Санкт-Петербургская Духовная Академия, Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет, специалисты по преподаванию Основ Православной культуры и руководители Отделов религиозного образования Московской, Санкт-Петербургской, Смоленской, Курской, Рязанской, Калининградской, Екатеринбургской, Литовской, Белгородской, Липецкой, Ярославской и др. епархий.

Проделанная подготовительная работа позволила экспертному совету ОРОиК на заключительном заседании 16 декабря 2009 года сделать заключение о том, что Совет считает целесообразным и обоснованным использование в ходе экспериментального курса по преподаванию Основ религиозной культуры и этики, в качестве учебного пособия по Основам православной культуры - учебное пособие, подготовленное под редакцией профессора МДА протодиакона Андрея Кураева. Завершая краткий обзор деятельности Отдела РОиК хотел бы сказать о том, что в настоящий момент ведется активная работа по написанию методического пособия для учителя, работа над хрестоматией предмета.

***
Архиеп Иларион: «Текст в целом кажется очень удачным. Хочу поддержать отца Андрея. Рад, что такой учебник появится. Среди его недостатков – мне в нем не хватает церковной атмосферы, рассказов о жизни в храме, Бунина и Шмелева. Недостает  объяснения литургии. Хорошо бы цитаты из святых Отцов сделать врезками к каждому уроку». 

Tags: chronicles, ОПК, Патриарх
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 19 comments