диакон Андрей Кураев (diak_kuraev) wrote,
диакон Андрей Кураев
diak_kuraev

Category:

Не пойти ли мне в католики?

Против христиан во многих западных СМИ ведется настоящая и многолетняя информационная война. Понятно, что ее главная цель - католическая церковь. Но зачастую ее бьют не за собственно католические убеждения или практики, а за то, что свойственно и православию.
Поэтому не раз мне приходилось защищать католическую жизнь от фейков и черных легенд. Что дало повод некоторым читателям предполагать -не собрался ли я сам перейти в католичество.

Таковым отвечаю: нет. И причина этого очень выпукло явлена в недавно цитированной мною энциклике папы Пия XII "Humani Generis" (1950 год). Вот как в этом документе описываются обязанности католиков перед лицом проповедующего Римского Папы (= "Учительство Церкви"):

"К несчастью, любители новизны легко переходят от презрения к схоластическому богословию, к невниманию и даже презрению по отношению к Учительству Церкви, авторитет которого столь твердо опирается на это богословие. Это Учительство должно быть для каждого богослова в вопросах веры и нравственности непосредственным и всеобщим правилом для определения истины, ибо Христос, Господь наш, доверил ему все наследие веры - Священное Писание и Предание - чтобы хранить их, защищать и истолковывать, и долг верных всегда заключается в том, чтобы избегать таким образом ошибок, близких к ереси, и, следовательно, "обращать внимание даже на конституции и декреты, которыми Святейший Престол предписывает и запрещает такие вредные мнения" (Кодекс канонического права 1917 г., кан. 1324; ср.: Первый Ватиканский Собор, DB, 1820, Конституция "De Fide catholica", гл. 4, "De Fide et ratione", после канонов).

То, что говорится в энцикликах Верховных Понтификов о характере и структуре Церкви, некоторыми сознательно и постоянно игнорируется ради отстаивания неких смутных концепций, которые, как они говорят, заимствованы у древних Отцов, а именно у греков. Папы, в конце концов, говорят они, не могут высказываться по вопросам, представляющим собой тему дискуссий между богословами; вот почему нужно вернуться к ранним источникам и недавние конституции и декреты Учащей Церкви объяснить из писаний древних.
Возможно, это хорошо сказано, но не безошибочно. История учит, что многие вопросы, оставленные вначале для свободной дискуссии, не являются больше предметом дискуссии.

Нельзя и считать, что предложенное в энцикликах само по себе не требует согласия, из-за того, что Папы в этих документах не осуществляют высшей власти своего учительского служения. К тому, чему учит обычное Учительство, применимы слова: "Слушающий вас Меня слушает", и, чаще всего, то, что представлено в энцикликах, уже есть в другом месте католического учения. Но если Верховные Понтифики выносят в своих документах ясное суждение по вопросу, который стал уже предметом споров, то всем понятно, что, по мысли и воле Понтификов, он не является больше вопросом для свободного обсуждения среди богословов.
Роль богословов - указывать, каким образом истины, которым учит живое Учительство, находятся "выраженными явно или неявно в Писаниях и Предании" (Пий IX, "Inter gravissimas", 28 октября 1870 г., Acta Pii IX, т. I, стр. 260).
Ибо наряду с источниками позитивного богословия Бог дал Своей Церкви живое Учительство, чтобы прояснять и выявлять то, что в залоге веры заключено лишь неявным образом и, так сказать, имплицитно. Подлинное толкование этого залога наш Божественный Спаситель доверил не каждому верному, ни даже самим богословам, а только одному Учительству Церкви. Посему и Пий IX, наш приснопоминаемый предшественник, уча, что благородная роль богословия - в том, чтобы показывать, каким образом учение, определенное Церковью, содержится в этих источниках, добавил, не без существенного основания, такие слова: "в том смысле, в каком это определила Церковь".
Пусть преподаватели церковных учебных заведений помнят, что не могут с чистой совестью исполнять вверенное им учительское служение, если в наставлении своих студентов не станут добросовестно принимать и строго соблюдать нормы, которые Мы установили. То должное почтение и подчинение, которое они в непрестанном своем труде должны являть Учительству Церкви, пусть насаждают они также и в умах и сердцах своих учеников".

***
Итак, задача богословов - подгонять цитаты под декларации Учителя. При этом искать ответы на свои вопросы они должны не у истоков христианства ("у греков"), а в речах того же начальствующего над ними Учителя. Если же будут замечены расхождения - держать равнение в строю и громко чеканить шаг...

Встречая такие утверждения Пап про самих себя, я всегда радовался тому, что нахожусь вдали от них. Но с недавних пор и у нас началось приучение церковного сознания к тому, что воля Божия открывает себя чрез уста верховного пастыря.

Так что останусь я все же в родной Московской патриархии. Хотя бы для того, чтобы послужить песочком, подсыпанным в колеса торжествующей колесницы, мчащейся к своему мнимому триумфу, а на самом деле - к превращению себя в карикатурную провинциально-московскую реплику римского папизма.

Мне кажется, нынешние обстоятельства даны Русской Церкви Промыслом Божиим для проверки ее резистентности и толерантности. Хорошо в умных академических диссертациях подмечать - как в далеких веках и странах копились формулы комплиментов и запредельной лояльности, отлившиеся потом в чугун ватиканского догмата. А когда у самих от портянок потянуло знакомым запахом? Назовем благоуханием?
Tags: Автобио, Наш папизм
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 156 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →