диакон Андрей Кураев (diak_kuraev) wrote,
диакон Андрей Кураев
diak_kuraev

Categories:

4 ноября 1612 года: враги России - в Кремле

Говорят, 4 ноября 1612 года поляки были изгнаны из Москвы.

Обращаемся к источникам.

Записки польского офицера Иосифа Будило:

"1 ноября. Когда русские увидели, что осажденные уже очень слабы, то в полдень с великою силою пошли на приступ из батарей Трубецкого на Китай-город и с великою потерею для несчастных осажденных втоптали их в Китай-город; в числе других убили доблестнейших: г. Серадского воеводича Быковского и г. Тваржинского.

Того же года 4 ноября, русские опять пошли на приступ к Китай-городу, но благодаря Бога, были отбиты.

Того же года 6 ноября. Когда силы наши пали, природа наша отказывалась служить, тогда мы, полумертвые, принуждены были войти с русскими в договор. Русские того же дня дали присягу, что сохранят нам жизнь и будут держать в чести. И так, на следующий день, 7 ноября, русские вошли в крепость с великою радостию".

http://www.vostlit.info/Texts/rus11/Budilo/text3.phtml?id=205

"Сказание" Авраамия Палицына:

"Тогда убо Галасунскому архиепископу Арсению бывшу во осадe в Кремлe со окаанными Поляки и с Нeмцы является ему великий в чюдесeх Сергие. И глагола ему святый: «Арсение! заутра град Китай предает в руцe христианом и врагов ваших вскорe всeх низложит и из града извергнет».

Заутра же 121-го году (1612 г.), октября в 22 день на память иже во святых отца нашего Аверкиа, епископа Иерапольскаго, воеводы град Китай приступом взяли и много в нем Литвы и Нeмец побили, оставших же в Кремль вогнали".

http://old.stsl.ru/lib/palitsin/ch69.php

память св. Аверкия - 4 ноября по новому стилю.

"Новый летописец":
"О взятии Китай города. Литовским же людям начало в городе быть утеснение великое: никуда их не выпускали. Голод же у них был великий, выпускали из города всяких людей. По милости же Всещедрого Бога [в день] на память Аверкия Великого пошли [ратные люди] приступом, и Китай [город] взяли, и многих литовских людей перебили".
http://www.vostlit.info/Texts/rus13/Nov_letopisec/text4.phtml?id=1005

Напомню, что в 1612 году память Казанской иконы в октябре-ноябре не совершалась, поэтому и именование дня взятия (не Кремля, но Китай-города) связана с именем св. Аверкия.

Подлинный же день освобождения Москвы от поляков - это все же столь памятное 7 ноября...

Касательно Кремля С.Ф. Платонов назвал дату 26 октября и решительно заявил, что у него имеется неопровержимое тому подтверждение — свидетельство самого князя Пожарского. Документ этот — письмо князей Пожарского и Трубецкого, а также земской думы от 15 ноября 1612 г. новгородскому митрополиту Исидору с известием об освобождении Москвы: «сентября в 22 день, прося мы у Бога милости, город Китай взяли взятьем… и в город (Кремль) вошли октября в 26 день…»

****
еще на тему: http://diak-kuraev.livejournal.com/396864.html


***

Мне же избрание этого события как повода для ГЛАВНОГО государственного панка России не нравится тем, что ставит нас на один уровень с поляками и низводит историю Россию к обычной и всесторонней восточноевропейской "войне всех против всех".
Когда-то ведь и половцы и хазары угрожали бытию Руси, а, значит, были как минимум равновелики с ней. Но спустя века вспоминать победы над ними как повод для главной сегодняшней гордости значит оставлять себя в одной лиге с ними
Ну это все равно что день советского спорта приурочить к дате победы советской сборной над Камеруном (славный был матч!).

Уж лучше бы праздновать день входа русской армии в Париж :) Здравствуй, Большая Семерка, мы пришли!
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 65 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →