диакон Андрей Кураев (diak_kuraev) wrote,
диакон Андрей Кураев
diak_kuraev

Categories:

Мое выступление на миссионерском съезде

(ничего особого. Мое выступление не значилось в программе, слова я не просил, и о том, что мне придется говорить, я узнал за полчаса до самого выступления)

Владыка, я вряд ли смогу исполнить ваше поручение и что-то интересное сказать именно про приходскую миссию. Я руководствуюсь принципом – «где я живу, там я не гажу».

21112014_1416535802174_1416514690160

Поэтому на своем приходе я не проповедую и не преподаю в воскресной школе. Я просто диакон, который говорит «паки и паки». И прихожане вряд ли знают мое имя. Оттого именно про приходскую миссию я знаю мало.


Но вот недавно я видел воплощенной свою мечту о вай-фае с православно-идентифицирующим паролем на храмовой территории.

В этом же храме установлен очень интересный гаджет – большой планшет (типа тех, что мы могли видеть на выставках в Манеже «Романовы» и «Рюриковичи»). На экране – панорама храма. Если тебя заинтересовал некая икона или деталь храмового убранства – нажимаешь соответствующую «иконку» на планшете, и читаешь о ее истории и символике, а также молитву, возносимую именно пред этой иконой. Кому интересно – в планшете найдет историю храма и даже сведения о служащем духовенстве. В данном храме это особенно уместно, ибо на двух его священников приходится три ордена Мужества… Также именно в этом храме – при штабе ВДВ – на стенах будут плиты с именами десантников-героев Советского Союза и России. И в планшете – список этих героев и рассказы о них.

Говоря же о более богословских вещах, вновь хотел бы просить более четко выделять дело миссии среди иных церковных служений.

Размышления о миссии я предлагаю начать с вопроса о ее субъектности. Субъектом миссии может быть Бог, а может быть человек.

Миссия Бога бывает не-текстовая и текстовая.

Не-текстовая миссия Бога – это действие благодати, теофания, чудо.
Но чудо должно стать знамением (то есть понятым и истолкованным текстом). Само по себе внутренне мистическое переживание благодатного света или радости не несет содержания. Как и созерцаемое чудо. Вот в храме заплакала икона – к чему это? Это знак того, что настоятель сволочь, или знак того, что настоятель - Божий избранник?
Тут требуется искусство (благодатной) экзегезы. Собственно, библейские пророки именно это и делали: они интерпретировали происходящие события и чудеса, объясняя, какая Божья воля раскрывается через них. Лишь погруженное в контекст, чудо становится текстом. Выбор же надлежащего контекста, смыслами которого и произойдет семиотическое крещение чуда, есть дело культуры, вкуса и духовного опыта интерпретатора.

Но разговор о приходской миссии вряд ли должен говорить именно о миссии Бога: мы не можем планировать его действия.

А вот все, что делает человек, это текст. Но текст не всегда вербальный.
Соответственно, человеческое миссионерское служение можно разделить на миссию вербальную и невербальную (взгляд, музыка, архитектура, колокольный зон, жест, поступок «доброго самарянина»).

Мне думается, разговор о приходской миссии должен вести речь именно о вербальной миссии. Каритативное служение или вопрос о храмовой эстетике все же уместнее обсуждать в другом контексте и с другими участниками дискуссии.

Далее - миссия бывает ситуативная (реакционная) и активная и даже профессиональная.

Любой христианиан бывает в ситуация, когда его вопрошают о его уповании.
Миссионерские ситуации бывают в жизни любого христианина, но все же не все христиане – миссионеры.

Миссионерство я предпочитаю понимать в узком смысле. Это сознательная активность, усилие, специально направленное к неродным тебе людям с тем, чтобы поделиться с ними своей верой. И это не разовый эпизод, а стержень жизни миссионера.

Миссионер тот, кто создает миссионерские ситуации, а не попадает в них.

Соответственно, миссия это то, что делает миссионер. Понимаю, что это тавтология, но мне она кажется небессмысленной.

Цель миссии – в том, чтобы человек научился спрашивать у Церкви.
Не у поп-звезд, не у актеров или спортсменов и даже не только у академиков РАН. Цель миссии – вызвать у человека доверие к Церкви сначала как просто к собеседнику, потом уже как к серьезному отвечающему, говорящему компетентно и аргументированно (в пределах своей компетенции), а в конце концов - как к наставнику.

Миссия – это слово, обращаемое Церковью к тем, кто не видит в ней своего Учителя, не признает за ней права на учительство и водительство. И в этом отличие миссии от пастырства.

Миссия – это слово, обращаемое Церковью к тем, кто не слышал, не принял или не понял ее Символа веры.
«Не слышал» - это миссия к неверам и язычникам.
«Не принял» - к неверам и еретикам.
«Не понял» - миссия к своим, уже крещеным, но не оглашенным.

Миссия это убеждение в том, чтобы человек именно к нам адресовал свой главный вопрос - «что мне делать чтобы наследовать жизнь вечную?».

Ответ на такой вопрос и реализация этого ответа - уже задача не миссии и миссионера, а собственно внутрицерковной жизни (научение и освящение, катехизация и пастырство).

Владыка Иоанн предложил мне также высказаться, что я думаю о миссионерской работе нашей Церкви.

Мне кажется, в нашей миссиологии очень слабо учитывается вопрос о герменевтике миссии. Мы направляем усилия на то, чтобы преодолеть нашу собственную немоту и пассивность. Мы понуждаем себя к речи.

Но ведь не менее важен и вопрос о том – как нас слышат и как нас понимают. Думаю, что у каждого человека в этом зале есть опыт того, как его слова бывали понимаемы вовсе не так, как хотелось бы самого проповеднику.

Герменевтика миссии предполагает и анализ наших неудач. Почему, вроде бы желая привлечь людей, мы кого-то своим словом, напротив, оттолкнули от Церкви.

Одна из причин таких неожиданных «эффектов» в том, что люди различны. Привлекательное для одних, пугает других.

Недавняя медиа-дискуссия об отношении к наследию митрополита Антония Сурожского это хорошо показала.

Есть гендерные и возрастные особенности психологии людей. Есть люди, которым нравится быть ведомыми. Сектологи говорят про их «психологию жертвы». Есть люди, которым нравится петь строем и ходить хором. Но есть и те, кто «с детства не любил овал, я с детства угол рисовал».

Церкви дороги люди и того и иного склада.
Но последнее время наши официальные спикеры и публицисты не то, что обращаются (и потакают) только к первой группе, все время говоря про державность и сплоченность, но и пренебрежительно отзываются о людях, для которых дорого другое, более личностное, переживание вопросов веры – «каждый выбирает для себя женщину, религию, дорогу».

Такое сужение «миссионерского поля» я нахожу весьма опасным.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 92 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →