диакон Андрей Кураев (diak_kuraev) wrote,
диакон Андрей Кураев
diak_kuraev

Слышит ли церковь своего патриарха?

20 ноября патриарх Кирилл сказал слово на открытии памятника императору Александру Первому в Александровском саду.

Там были такие слова:
«император Александр имел не только мудрость, военный и дипломатический талант, но и был человеком внутренне целостным. Неслучайно он в самое трудное время встретился с преподобным Серафимом, пришел к нему, чтобы поговорить от сердца к сердцу».

http://www.patriarchia.ru/db/text/3847449.html

Встреча царя с преп. Серафимом?

Это апокриф внутри апокрифа. Есть легенда о превращении императора в сибирского старца Федора Кузьмича. А в одной из версий этой легенды говорится, что еще до бегства из Таганрога царь тайно ездил в Саров специально к преподобному Серафиму.

Единственный рассказ опубликован в «Легенде о старце Серафиме Саровском, императоре Александре I и императрице Елизавете Алексеевне» у Е. Поселянина.
«В 1825 году или около того старец Серафим однажды обнаружил будто бы какое-то беспокойство, замеченное монахом, рассказавший об этом впоследствии моряку Д. Он точно ожидал какого-то гостя, прибрал свою келью, собственноручно подмел ее веником. Действительно, под вечер в Саровскую пустынь прискакал на тройке военный и прошел в келью отца Серафима. Кто был этот военный, никому не было известно - никаких предварительных предупреждений о приезде незнакомца сделано не было.
Между тем великий старец поспешил навстречу гостю на крыльцо, поклонился ему в ноги и приветствовал его словами: «Здравствуйте, великий государь!» Затем, взяв приезжего за руку, отец Серафим повел его в свою келью, где заперся с ним. Они пробыли там вдвоем в уединенной беседе часа два-три.
Когда они вместе вышли из кельи и посетитель отошел уже от крыльца, старец сказал ему вслед:
- Сделай же, государь, так, как я тебе говорил.
Такова легенда».

В Летописи Серафимо-Дивевского монастыря, равно как и в 700-страничном Житии преп. Серафима ( М., Изд-во Моск. Патриархии 1997), об этом нет ни слова.

В житиях говорится лишь о том, что в 1825 году к старцу приходил некий цинично настроенный генерал-лейтенант Л., воевавший против Наполеона.

Эволюцию сюжета можно проследить тут:
ГАЙДУКОВА Е. Б.
СЮЖЕТ О ЦАРЕ-СТАРЦЕ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРНОЙ ТРАДИЦИИ (НА МАТЕРИАЛЕ КОРПУСА ТЕКСТОВ О ПРАВЕДНИКЕ ФЁДОРЕ КУЗЬМИЧЕ)
http://cheloveknauka.com/syuzhet-o-tsare-startse-v-russkoy-literaturnoy-traditsii#ixzz3KSHiMYPm

Правда, отчего-то автор диссертации не упоминает повести о царевиче Иоасафе Индийском и Будде.


Аргументы в пользу тождества старца и императора тут:

- Житие святого праведного старца Феодора Томского – Томск, 2002.
(это церковное издание, и оно очень осторожно в выводах)

- Барятинский В. В. Царственный мистик. –Лд, 1990

- Федоров В. Александр Благословенный – святой старец Феодор Томский – Томск, 2004 (автор оккультист, однако, подборка материала хорошая).

Но и в этих изданиях нет рассказа о встрече с прп. Серафимом.

(из книг, что у меня нет:

Фомин С.В. Сибирский старец Федор Кузьмич. - М., 2003;
Трубецкой А. Александр I. - М., 2003;
Привалихин В.И.Так был ли старец Федор императором Александром? - Томск, 2004; Гриневич Г.С. Тайна императора Александра Первого. - М., 2005;
Громыко М.М. Святой праведный Феодор Кузьмич - Александр I Благословенный. Исследования и материалы к житию. - М., 2007).



Легенда о царе, ставшем странником, чрезвычайно красива. Даже если это неправда, бытование такой легенды в народе много говорит о самом народе, о его нравственном чувстве и о его оценке земной власти.

Мне бы очень хотелось, чтобы эта легенда оказалась правдой. Но для этого как минимум надо произвести вскрытие гробницы царя.

Пока же научного консенсуса не видно.

И вдруг – по сути признание этой легенды Патриархом. Кстати, и на открытом памятнике есть сцена беседы царя и преп. Серафима.

александр-серафим

Интересно, что, если верить поисковым машинам, за прошедшие 10 дней никто не обратил внимание на этот утверждение патриарха и те выводы, которые из него следуют.

Если теперь версия об уходе царя Александра становится нормой церковной веры, отразится ли она в учебниках истории? В том числе в едином школьном учебнике, за создание которого выступает патриарх?

***
Речь на открытии памятника патриарх произносил в присутствии президента, которому тоже однажды предстоит добровольно уйти из дворца.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 260 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →