диакон Андрей Кураев (diak_kuraev) wrote,
диакон Андрей Кураев
diak_kuraev

Мой храм снова сейчас показывают по телевизору

Храм архангела Михаила в Тропарево.
Именно его показывают в начале и в финале "Иронии судьбы".

Из фотохроник:



Из фильма:


Сейчас на месте этих деревенских домиков:




В те времена в этом доме жили Аркадий Стругацкий, митр. Ювеналий и ак. Аверинцев.

Да, митрополит, член синода жил в типовой квартирке в стандартном панельном доме, и я не раз видел его с авоськой идущего на рынок или в магазин за продуктами. Без иподиаконов и помощников.

А квартиру Аверинцева я даже снимал в середине нулевых для студентов ПСТГУ. Судьбы скрещенье...

В доме за храмом (на Ленинском пр.) жил диссидент (и позже депутат) Виктор Аксючиц.

А на противоположной от знаменитого дома стороне пр. Вернадского - известный церковный публицист перестроечной поры Александр Нежный.

Сейчас в домах вокруг храма я знаю квартиры еще пятерых архиереев.

Тропаревский храм стал первым, открытым в годы перестройки.

Причина этого - именно в соседстве Аверинцева и Аксючица.

Они подобрали группу верующих московских интеллигентов и подали заявку о регистрации себя качестве общины при этом некогда церковном здании. Заявители прекрасно знали советское законодательство и поэтому их бумаги были составлен безукоризненно. По закону надо было храм передавать в пользование "двадцатке". Но власти понимали, что передавать какой бы то ни было храм такой общине - значит создать оазис неповиновения. А отказать им тоже нельзя: все люди с именами, все имеют прямые выходы зарубеж... И накануне празднования 1000-летия Крещения Руси лишний скандал был соввласти ни к чему.
И патриархии отвечать за них тоже никак не хотелось. Навязанное Патриархии решение собора 61 года "вся власть приходским советам" теперь стало натирать самой госвласти и патриархии.

И тогда нашли простое решение: храм решили открыть, но вообще без "двадцатки". То есть в качестве "патриаршего подворья" (как бы приписного к уже существующей общине).

Настоятелем-строителем был назначен прот. Георгий Студенов (http://www.patriarchia.ru/db/text/188796.html).

При этом тропаревский храм был определен как постоянное место службы управделами Патриархии Ростовского митрополита Владимира Сабодана (если праздник или воскресный день застает его по месту его основной работы в Москве).

Ну а я со дня крещения (1982) ежедневно проезжал мимо этого храма в автобусе из Теплого Стана к метро и молился о чуде его открытия...


***
Этот микрорайон Рязанов выбрал для фильма не без некоторой подколки: как типовой был показан район, который считался необычно-экспериментальным и даже лауреатным:

«В августе 1958 года было принято решение о строительстве экспериментального жилого района на Юго-Западе Москвы. Для его застройки отвели территорию в 215 гектар, ограниченную проспектами Ленинским и Вернадского… и селом Тропарёво. Вопреки планам, жилищное строительство в районе началось только в 1966 году. В 1966—1970 построены 9- и 12-этажные крупнопанельные здания. В 1970—1973 годах — три первых 16-этажных здания из унифицированных деталей Единого каталога (проспект Вернадского, 113, 119, 125), а в 1973—1975 годах — три первых 22-этажных здания, крестообразных в плане. За архитектуру южной части Тропарёва группа архитекторов, инженеров-конструкторов и строителей удостоена Государственной премии СССР 1980 года".

***
появилось свидетельство очевидца съемок:

neyman_pearson

Район «Юго-западной» любили снимать в советское время.
Его можно увидеть и в «Ольге Сергеевне», и в «Вам и не снилось».
А сам храм Архангела Михаила впервые появился на экране в фильме Витторио де Сико «Подсолнухи» с Софи Лорен и Марчелло Мастроянни (приблизительно на 79-й минуте).
Потом была «Ирония судьбы» Рязанова.
И крошечный эпизод в «Тихих омутах» у того же Рязанова (приблизительно на 8-й минуте)

Об «Иронии судьбы». У 5-го подъезда дома №113 снимались петербургские сцены (именно в нем и жил митрополит Ювеналий), у 5-го подъезда дома №125 – московские. А продолжение «Иронии» снималось только у дома №113. Я жила в нем, когда снималось это продолжение. Ребята из съемочной группы оказались очень доброжелательными и общительными. Про рязановский первоисточник рассказывали: «Поскольку у Рязанова в кадре должны были быть и петербургский, и московский дома, то он выбрал для съемок не один, а два дома одного типа, но при этом имеющие небольшие отличия». На вопрос, будут ли они сами снимать сцены в 125-м доме, был получен ответ: «Нам только еще 125-го не хватало». :)
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 92 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →