диакон Андрей Кураев (diak_kuraev) wrote,
диакон Андрей Кураев
diak_kuraev

Как обслужить элиту? Мастер-класс от Чаплина

Беседа "ЭхаМосквы" с о. Всеволодом Чаплиным дарит столь много нам открытий чудных, что она достойна нескольких постов

«Совершенно особое место у епископа, он ходит в золотых ризах, он отделен особым пространством в храме, у него есть трон. И вот это нормально, вот это еще раз говорит о том, что у церкви есть особое служение. Вот я не епископ, я могу бегать по церковному двору в подряснике, а вот епископ уже не может. А, может быть, ему хочется побегать в casual style, но он уже не может. И поэтому есть в церкви разное служение». http://echo.msk.ru/programs/focus/1468446-echo/


Теперь мы знаем, что причина существования в церкви разных служений – это наличие штанов разного цвета.

И ведь какой универсальный аргумент, способный оправдать любое социальное неравенство! Этот сановник кушает на золоте, потому что у него «особое служение».
А этот даже и не знает, какая у него зарплата, потому что «это нормально».
Вот тому барину телохранители создают особое пространство при любом движении его тушки в пространстве – «это еще раз говорит о том, что у нее есть особое служение».

А вот апостолы, выходит, не могли нести особого служения церкви – потому что у них не было ни тронов, ни золотых одежд. И ходили они в самом что ни на есть casual style своей эпохи. Я даже сомневаюсь, была ли у апостола Павла отдельная вип-каюта на корабле. Нет в моей памяти и свидетельств о том, что апостол Иоанн совершал «вечерю любви» в «особом пространстве», огражденном позолоченной решеткой.

Надо понять, что о. Всеволод говорит вовсе не об алтаре, а о манере ограждать епископскую кафедру, стоящую посреди храма, решетками – чтобы прихожане не мешали сложным перестроениям духовенства и кордебалету епископских иподиаконов; причем все эти перестроения вокруг кафедры ни малейшего отношения к таинству Причастия просто не имеют – отчего службы простого священника спокойно обходятся без них.

А вот на епископской службе да – в «особое пространство» особый юноша на особо позолоченном подносе выносит особую расческу, чтобы преемник апостолов смог прилюдно расчесать свою особую бороду…

Исследователи сего вопроса пишут:
«В литературе, адресованной священникам, можно встретить и такие рекомендации: «При открытых дверях или во время стояния посреди храма священник служащий не должен в виду всех заниматься убранством и благоустройством своей головы и лица; все это и подобное должно заблаговременно упорядочить в стороне» (Михайловский 1890: 8–9). Симптоматично, что прилюдное символическое расчесывание волос гребнем посреди храма во время богослужения служило частью ритуального облачения епископа. Уход за собой во время богослужения был допустим только в контексте обряда, как его составная часть, в противном случае, будучи «мирским» делом, расценивался как оскорбление священнодействия. Прилюдные манипуляции священников с волосами во время богослужений чреваты их ошибочным толкованием со стороны прихожан. В 2000 году во время экспедиции в Гдовский район Псковской области мы были свидетелями следующей картины. На почитаемом месте Пещёрка шел молебен. Присутствующие на нем женщины сидели. В какой-то момент священник, продолжая стоять к прихожанкам спиной, решил поправить волосы: он снял резинку со своего «хвоста» и тряхнул головой. Эффект был удивительный: все женщины встали со своих мест и начали креститься, вероятно, полагая, что манипуляции с волосами указывают на какое-то важное место в богослужении». http://www.georghram.ru/statyi/ot_nastoyatelya/oblik_russkogo_svyashhennika/

Помню, как молодой о. Всеволод издевался над этим нашим дивным ритуалом и предлагал варианты особой молитвы для сего священнодействия… Но сейчас наш «церковный министр по делам общества и государства» (это его самохарактеристика в цитируемой передаче) и эти гардеробно-парикмахерские действа, наверно, готов апологетизировать и возводить в ранг "духовных скреп".

Конечно, у Церкви есть особое служение. Но вот почему оно должно выражать себя именно в тронах и золоте?
И у врачей есть особое служение. Поэтому они тоже должны восседать на тронах и ходит в золотой парче? Не стоит ли разработать особый чин встречи главврача, входящего в больницу?
И как же скучна школьная жизнь, где «встречный обряд» при входе учителя в класс ограничивается лишь вставанием учеников с мест (эх, сейчас даже хлопать крышками парт при этом перестали).

Ну ничего – мантии для судей в софринских мастерских уже шьют, так и что и остальных «слуг народа» мы еще научим, что значит быть Византией после Византии.

Забыл еще о. Всеволод вспомнить, что "особое пространство" для митрополитов не только в храме. С недавних пор они в аэропортах обслуживаются через депутатские залы. Как и сам о. Всеволод (как член ВЦС)

***

епископ, который не читал про "особое пространство" у Чаплина:
вл.Пантелеимон
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 268 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →