диакон Андрей Кураев (diak_kuraev) wrote,
диакон Андрей Кураев
diak_kuraev

Categories:

Язык и власть

Навеяно интереснейшей вчерашней дискуссией в "Часе истины с Борисом Костенко" на канале 365.

Вторая половина первого тысячелетия нашей эры. Восточная Европа.
Сложное переплетение разных культур и племен. В частности, готско-германо-славянские союзы.
Письменных документов о той поре нет. Но есть следы в языке.

Германские заимствования относятся преимущественно к сферам политики (цесарь, король, князь, витязь, крамола), военного дела (полк, броня, шлем, вал, воевода — калька с др.-в.-нем. heri-zogo).
Заимствован ряд терминов, связанных с торговлей: названия монет (стлязь, пенязь, цята), мыто, глагол купить, слово скот (первоначальное значение «деньги, богатство»). Названия предметов обихода (котёл, блюдо, доска в первоначальном значении «стол», миска), домашних животных и растений (осёл, лук, персик, редька), которые в самих германских языках в основном латинского происхождения, говорят о том, что тип культуры, называемый «провинциально-римским» (именно к такому типу относится пражская культура) был воспринят славянами через германское посредство.
*xlěvъ «хлев» < др.-сакс. hlêu «приют, навес от ветра» < прагерм. *hlaiwa- «могила, курган»
xǫdogъ «красивый, чистый, искусный» (отсюда рус. художник). Ср. прагерм. *handuga-, *handaga-

*xyzъ/*xyza/*xysъ/*xysa/*xyžь/*xyža/*xyšь/*xyša (ст.-слав. хыжина, рус. хижина) < прагерм. *hūsa- «(однокомнатный) дом»;
*jьstъba «изба». Ср. зап.-герм. *stubō- «теплое помещение» < вульг.-лат. *extūfa «баня». Может также быть заимствованием непосредственно из латыни
*kormola «бунт, восстание» (отсюда рус. крамола) < др.-в.-нем. karmala «мятеж». Альтернативная этимология предполагает заимствование из тюркских языков;
*kъnędzь (ст.-слав. кънѧѕь, рус. князь) < зап.-герм. *kuninga- «глава рода, вождь племени» (нем. König «король, царь, вождь»);

Очевидно, через германцев славяне впервые познакомились с христианством, отсюда такие слова как церковь, крест(ить), поп, поганый «язычник», пост (воздержание), милосердный (калька с готск. armahairts или др.-в.-нем. armherz).

Готские заимствования:
*xlěbъ «хлеб» < готск. hlaifs. Первоначально означало только «хлеб из кислого теста» в противовес *kruxъ «хлеб вообще». Существует предположение о балтийском происхождении лексемы *xlěbъ;
*хоrǫgу «знамя» (отсюда рус. хоругвь) < герм. *hrungō «палка, посох» или из языка аваров;
*kotьlъ «котёл» < готск. *katils или *katilus < лат. catillus «блюдечко, тарелочка», являющееся диминутивом от catīnus «глиняная чаша, миска, блюдо, плавильный тигель»;
*kupiti «купить» < готск. kаuрōn «торговать» < лат. саuрō «лавочник, трактирщик»;
*kusiti (отсюда рус. искусить) < готск. kausjan «пробовать» (< прагерм. *keusan- «испытывать, пробовать, выбирать»);
*lěčiti «лечить», *lěkъ «лекарство» < готск. lekinon < прагерм. *lēkinōn- «лечить» < пракельт. *lēgi- «врач» (согласно альтернативной этимологии, восходит к прагерм. *lekan- «течь, протекать»;
*lixva «лихва, проценты, рост» < готск. lеiƕаn «ссужать»;
*lьstь «хитрость, обман» (рус. лесть) < готск. lists «хитрость»;

*pъlkъ «народ, отряд, поход» (отсюда рус. полк) < готск. *fulkus < прагерм. *fulka- «народ, люди» (нем. Volk);
*stьklo «стекло» < готск. stikls «кубок»;
*šеlmъ «шлем» < прагерм. *helma- «шлем»
tynъ «забор» (рус. тын) < зап.-герм. *tūna- «изгородь, забор»
*vitędzь «витязь» < зап.-герм. *wīkinga-. А. Брюкнер, К. Махек и Х. Шустер-Шевц по хронологическим и фонетическим причинам считают слово исконнославянским. Последний исследователь выводит слово, как древнее обозначение «конного воина», из слав. *vitь «добыча, трофей», ст.-слав. възвить «польза, выгода, прибыль, барыш»
*brъn’a «броня». Ср. прагерм. *brunjō- «нагрудник» (заимствовано из кельтских языков)

***
Вывод довольно очевиден: в период, предшествуюший появлению Киевской Руси, славяне находились на вторых ролях. Элита, дававшая имена вещам своего мира (прежде всего оружию и "бизнесу"), была германской.

Это, в частности, к вопросу о "великих древних украх". Ну и к пушкинской речи Достоевского про "всемирную отзывчивость русской души".

В передаче было сказано, что мотив "призвания варягов" является общеевропейским (даже у голландцев и датчан). Но не объяснялось, почему. Возможно, объяснение религиозное: носитель власти должен быть помечен особым знаком избранничества, быть "иным", не таким как мы. Первый царь неизбежно нарушает древние племенные и вечевые "обычаи". Своему это непозволительно. Отсюда - потребность воспринимать его как приглашенного чужака.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 156 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →