диакон Андрей Кураев (diak_kuraev) wrote,
диакон Андрей Кураев
diak_kuraev

Categories:

Карикатура и псогос

Сегодня в программа ОРТ "Время покажет" я говорил по поводу запрета на религиозные карикатуры (повтор после 23 ч).

1. Оскорбительные карикатуры обидны. Но, мне кажется, дело собственно духовного делания - в том, чтобы брать под контроль свои обиды и реакции (вполне естественные реакции разъяренного альфа-самца), а не в том, чтобы затыкать рот кому-то другому.

2. Запрет на религиозные карикатуры вообще странен. Почему вне зоны критики и шуток должны быть религиозные служители? Вот Христос в Евангелии обличает весьма авторитетных книжников и фарисеев: "Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты". Если эту словесную эскападу переложить языком карандаша, получится вполне себе карикатура.

3. На карикатуре может быть изображен даже сам Христос - и это вовсе не будет оскорблением. Церковные предания из века в век распространяют свидетельства о том, чем кончается неискренняя исповедь. Когда священник говорит “прощаю и разрешаю”, открывается присутствие Христа, изрекающего: “А Я не разрешаю”... (источник я так и не знаю; обычно приписывают Павлу Препростому). Опять же переводим на язык рисования - и получаем вполне себе демотиватор.
Христос и Бог вполне уместны в сюжетах обличения "фарисейства": когда некий якобы "представитель Бога на земле" говорит или делает нечто, явно несогласное со вроде бы возвещаемым им Евангелием Христа.


4. Жесткая критика религиозных идей и лидеров вполне в традиции православного богословия.
Весьма уважаемый жанр античной литературы назывался псогос – «хула". «Жанр этот требовал от автора исключительно очернительства» (Чекалова А. А. Прокопий Кесарийский: личность и творчество // Прокопий Кесарийский. Война в Персами. Война с вандалами. Тайная история. М., 1993, с. 447).

В античных школах риторики специально преподавалось умение пронести по всем кочкам своего оппонента«Даже с судебного места обращался он к тяжущимся витиям совершенно запросто, дозволяя всяческие вольности: хоть кричи во все горло, хоть руками размахивай, хоть ходуном ходи, хоть издевайся над противником и прочее подобное – все, что принято делать для победы в прениях» (Либаний. Надгробное слово по Юлиану, 189).

От античной культуры Отцы унаследовали определенные нормы речевого и полемического этикета, довольно решительно отличающиеся от современных. В ход разрешалось пускать самые обидные сравнения и эпитеты, вполне нормальным считалось переходить от критики взглядов к критике самого оппонента — вплоть до критики особенностей его фигуры: «Как же быть правой мысли у тех, у кого и ноги кривы?» (святитель Василий Великий). «А с противоположной стороны какие-нибудь жабы, моськи, мухи издыхающие жужжат православным…» (преподобный Викентий Лиринский). «Выкидыши безумия, я говорю о ничтожных человечишках, недостойных и поздороваться с ними». «Словом ли надлежит назвать сказанное [еретиком Евномием] или скорее куском какой-то мокроты, выплевываемой при усилившейся водянке?» (святитель Григорий Нисский).

Почитайте откровенные издевательства над сектами у св. Иринея Лионского (христианского писателя и мученика 2 века) – Против ересей 1,13,3.
В Житии преп. Афанасия Афонского, написанном в начале 11 века монахом Афанасием повествуется, что когда кто-либо из братии поддавался «тирании дурного настроения» св. Афанасий подвергал виновного насмешкам братии: кто-либо из монахов начинал как бы случайно посмеиваться над ним, другой подхватывал, третий продолжал, четвертый отпускал еще какую-то шуточку, так что бедняга в конце концов не выдерживал и с жалобой прибегал к игумену (Житие Афанасия, 167). Осмеяние, видимо, было суровым, иначе виновному не пришлось бы «трагическими словами оплакивать свое бедственное положение". Насмешки, завершает свой рассказ автор Жития (р. 169), «раздражали старые раны и обнажали больные места, и боль содействовала смягчению упрямой души».

Запрещенное в карандаше скоро обернется и в запрет для слова. Я как человек, никогда не отказывавший себе в удовольствии покритиковать и даже вышутить сектантские взгляды и обычаи, могу ли требовать запрета на аналогичное поведение по отношению к своей вере?

5. В православных изданиях считается хорошим тоном размещать карикатуры на Дарвина и его гипотезу антропогенеза. Готовы ли православные отказаться от этого троллинга? Напомню:в 90-е годы протоиерей Глеб Каледа, доктор геолого-минералогических наук, входил в редакционную коллегию журнала «Православная беседа», но после напечатания в нем карикатуры на Чарльза Дарвина, на которой тот был изображен в виде обезьяны, отец Глеб демонстративно вышел из состава редколлегии журнала. Его возмутил факт неэтичного ведения научной дискуссии с издевательской карикатурой на давно умершего человека. Отец Глеб считал недопустимым помещать такие хамские выпады в христианском издании (www.pravmir.ru/zhizn-v-tserkvi-svyashhennik-gleb-kaleda/#ixzz3PNjx1N2V).


6. И совсем уж банальное: тот, кому разрешили подавать в суд за "оскорбление чувств", вряд ли сможет остановиться сам. "Чувства" нельзя объективно замерить. А аппетит приходит во время еды. Кого-то оскорбляет сам вид Креста. А кого-то - вид лицемерного кино-митрополита.

7. Путь всей русской классической литературы пролегает через оскорбленные государственно-благочестивые чувства. Но вспомните реакцию на "Ревизор" русского царя. "Всем досталось, а мне больше всех". И что за этим? Срок? Запрет? Высылка? Лишение зарплаты? Наоборот (http://www.portal-slovo.ru/philology/46891.php#_edn2).

8. Многие карикатуры "Шарли" мерзотны. Но запрещать на этом основании целый жанр и тематику - странно. У меня нет готового рецепта - как выбрать между ценностью неоскорбления достоинства (верующего) человека и ценностью свободы слова. Но однозначный выбор ни в пользу первой, ни в пользу второй, меня не убеждает. Нужны какие-то более тонкие решения. А в адрес тотального решения Роспотребнадзора "размещение в СМИ любых карикатур на религиозных деятелей недопустимо" хочется сказать что-то псогосное.

9. В нашей стране законодательный запрет на религиозные карикатуры излишен. У нас и так все "управляется вручную", и чтобы какой-нибудь журнал не превратился в аналог французского "шарли", достаточно одного звонка из администрации.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 254 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →