диакон Андрей Кураев (diak_kuraev) wrote,
диакон Андрей Кураев
diak_kuraev

КВЖД. 100 лет спустя

Китай построит высокоскоростную железную дорогу, связывающую Пекин с Москвой, стоимостью 1,5 трлн юаней (242 млрд долларов), сообщили муниципальные власти Пекина.

Общая протяженность железной дороги составит 7 тыс. километров. Маршрут железной дороги будет проходить через Казахстан, а время в пути составит два дня, сообщает Bloomberg со ссылкой на заявление правительства в социальной сети Weibo. В заявлении отмечается, что железная дорога сможет облегчить путешествие из Пекина в Москву и сократить время в пути, передает РИА «Новости».

Китай продвигает свои высокоскоростные технологии в области железных дорог на международном уровне, добавляя, что новости о строительстве железной дороги появляются на фоне охлаждения отношений между США, Европой и Россией в связи с конфликтом на Украине и попыток российской экономики оправиться от падения цен на нефть.

http://www.vz.ru/news/2015/1/22/725637.html

Самое время вспомнить - какие аргументы приводились в конце 19 века для строительства КВЖД

(кстати, по моему, это было тупейшее решение: экономия, которая китайцев превратила во врагов и вынудила держать армию для охраны дороги, которая насторожила японцев и в итоге привела к войне; война, проигранная на Востоке, крайне затруднила России поиск союзников на Западе)...

***
ультрапатриоты дрессированно и предсказуемо бросились защищать свою догму о мудрости любого решения российских властей на любом изгибе нашей истории. В том числе и по поводу КВЖД.

Что ж, чуточку конкретики.

Сооружение этой дороги обошлось России в 1 млрд рублей.
При этом она была ежегодно убыточна.
В 1897 г убытки составили 5 млн рубл.
В 1898 - 26,3 млн
В 1899 - 62,7 млн
В 1900 - 76 млн
В 1901 - 64 млн
В 1902 - 68 млн.
При этом 10 млн ежегодно шло на содержание охраны.
Условием китайского разрешения на строительство КВЖД было заключение военного союза: при нападении кого-то на Корею, Китай или России, стороны должны были помочь друг другу. Так Витте подарил России ненужного и крайне слабого союзника. Уже в 1897 г Пекин требовал от России объявления ею войны Германии (та захватила Циндао).

В 1900 г. для подавления "боксерского восстания" пятитысячному русскому корпусу пришлось идти аж до Пекина
Условием ухода русской армии из Китая был запрет на поселение китайцам вдоль линии КВЖД.
С началом русско-японской войны китайская армия начала движение к КВЖД явно не с целью нашей поддержки. И хотя реального участия в войне они не приняла, потом, при составлении военно-мобилизационных планов недружелюбность Китая надо было учитывать и отвлекать силы с европейского театра. С декабря 1905 года Китай рассматривается русским Генштабом как вероятный противник. Японцы стали реформировать китайскую армию по европейскому образцу. Интерес Китая - выдавливание России из Манчжурии.

План войны с Японией (ноябрь 1903 года) предполагал высадку десанта на японских островах и разгром там японских вооруженных сил.

1902 год- заключение договора Японии и Англии.

Если бы дорога проходило по территории России, Китай просто оставался бы противником Японии - на многие десятилетия нейтрализуя японскую агрессию.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 133 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →