диакон Андрей Кураев (diak_kuraev) wrote,
диакон Андрей Кураев
diak_kuraev

Кто казнил св. Татьяну? ч.3.

Те, кто прочитал предыдущие два поста, поняли, что Татьяну убили очень хорошие люди.
Один из них считал себя христианином; другой был выдающимся юристом, причем его трудами активно пользовались последующие уже христианские владыки Римской империи.

И при этом до сих пор нет ясности - "за что убили-то?" .

Император Тиберий, чьим именем был вынесен приговор Христу, сказал:
"Преступление против богов — забота самих богов" deorum injurias, diis curae (Тацит. Анналы 1,73).

Слыша такое, и сегодня хочется воскликнуть вслед за булгаковским Пилатом - "На свете не было, нет и не будет никогда более великой и прекрасной для людей власти, чем власть императора Тиверия!".

Но казнь Христа, как и многих мучеников - была.

Да, "Римляне полагали, что если религиозное преступление не затрагивает интересы государства, то последнее и не будет наказывать его. В данном случае наказание предоставляется самим богам" (См. Бердников И.С. Государственный характер римской государственной религии // Православный собеседник. Казань, 1881, январь, с. 101).

Поснов: "Вплоть до Декия (сер. 3 века) преследований в строгом смысле со стороны государства не было. Римский юрист Ульпиан, во времена Каракаллы, собрал все рескрипты и эдикты римских императоров по делам христиан; но он их не поместил в уголовное право, а в "De officio proconsulis", которое имело в виду чрезвычайные случаи и полицейское право. Уже отсюда видно, что христианство не подлежало обычному криминальному процессу, а полицейской коерциции. В силу особых полномочий, полицейское coercitio, невзирая на Траяново положение о христианах "conquirendi non sunt" (не разыскивать!) — да едва ли это и относилось к coercitio, — имело право само возбуждать процессы о христианах без всяких accusator'ов. Вот почему гонение на христиан было непрекращающимся фактом и до Декия; мученики были всегда и везде, и при императорах, расположенных к христианству. Однако, римские проконсулы, магистраты, убедившись в фактической безвредности христиан, оставляли их в покое".


Увы, та часть книги Ульпиана Домиция, где говорилось о правовой базе гонений на христиан, не сохранилась.
Есть только упоминание о ней у Лактанция: "Домиций в VII книге (трактата) «Об обязанностях проконсула» собрал нечестивые рескрипты принцепсов, чтобы научить тому, какие наказания следует претерпеть признающим себя почитателем Бога". (Божеств. установления 5,11; http://vk.com/doc215828758_323592048?hash=e6f18d7fd1ef5ef69b&dl=808157b65292c27b26)

Но естьт схожие параграфы из книги Ульпиция «Об обязанностях проконсула»:

(О святотатствах)

2190 (48. 13. 7) Строже или мягче карать за святотатство (святотатство - кража из уже освященного храма) — это проконсул должен решать, сообразуясь с личностью (преступника), с обстоятельствами дела и времени (а также) с возрастом и полом (преступника). Я знаю, что многих приговаривают к бою со зверями на арене, некоторых даже к сожжению живьем, а иных к распятию на кресте. Однако следует свести наказание к бою со зверями на арене тем, кто ночью совершает в храме кражу со взломом и уносит (оттуда) приношения божеству. А если кто-нибудь днем из храма вынес что-то не очень значительное, то его следует карать, приговорив к рудникам, если же он по происхождению принадлежит к почтенным, то его следует сослать на остров.

2193 (48. 4. 1) Ближе всего к святотатству стоит преступление, которое называют (оскорблением) величия. (1) (Оскорбление) величия имеет место тогда, когда совершается что-либо против народа римского или против его безопасности. К ответственности за это преступление привлекаются (в следующих случаях): когда чьи-либо действия становятся побуждением или началом для злого умысла, когда без приказа принцепса убивают заложников, когда в городе вооружаются камнями и дротиками, собираются для действий против государства и занимают общественные места или храмы, когда созывается собрание или сходка, чтобы призвать людей к мятежу. По этому же закону привлекается к суду всякий, чьи действия станут побуждением или началом преступного заговора с целью убийства магистрата народа римского, облеченного высшей военной и гражданской властью, всякий, кто поднимет оружие против государства, кто врагам народа римского пошлет весть или письмо, либо злоумышленно подаст условный знак или поможет врагам народа римского советом против государства, всякий, кто возбуждает и подстрекает воинов и кто готовит мятеж или бунт против государства.

К христианам применялся также параграф 177 (47. 22. 2): "Каждый, кто организует недозволенную коллегию, подвергается тому же наказанию, которое применяется в отношении людей, захватывающих вооруженной силой общественные места или храмы".

Но к деве Татьяне это было бы странно применять: она явно привлечена была к суду одна, а не в группе.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments