диакон Андрей Кураев (diak_kuraev) wrote,
диакон Андрей Кураев
diak_kuraev

Category:

Дискуссия об интернет-зависимости на ОТР



http://www.otr-online.ru/programmi/internet-zavisimost-novii-35285.html

Дискуссия об интернет-зависимости.

Участники разговора:

Герман Клименко - руководитель компании LiveInternet

Андрей Кураев - диакон, профессор богословия

Михаил Дымшиц - врач-психиатр, гендиректор консультационной компании "Дымшиц и Партнеры"

Николай Мишустин - координатор Общественного комитета по защите традиционных и конституционных прав граждан от автоматизированной обработки персональных данных и электронной идентификации

Мои тезисы:


Что касается зависимости от Интернета — ну, надо понимать, что мы живём в мире взаимных зависимостей. Если я куда-то, в какое-то пространство вхожу, то конечно, до некоторой степени я буду от него зависим. Но абсолютной независимости и свободы в нашем мире нет, чему-то я отдаю своё время, свой интерес, свое внимание и т.д.

Второе: интернет сегодня это способ независимости от телевизора. В эпоху современной информационной войны Интернет даёт возможность брать дистанцию от пропаганды, которая льётся на тебя с экрана (обычно пропаганда ненависти сегодня) и узнать другие точки зрения и проверить — это тоже хорошо.

Третье: вот эти все социальные сети с «группами друзей» — любой человек, особенно подросток обязательно нуждается в опыте идентификации себя с какой-либо общиной. И в данном случае ты сам можешь выбрать круг своих друзей, свою идентичность и это лучше, чем когда государство за тебя решает, когда ты должен стать комсомольцем или пионером и в какую организацию ты должен вступить и маршировать вместе под звуки какого-то горна.

Так что вопрос вот в чём: интернет — это всего лишь навсего мы — люди. Вот и всё. И ничего особенного. И от меня зависит, чьё слово я хочу услышать каждый день и к кому я хочу обратиться (а кого отфильтровать). Интернет даёт возможность «капельного орошения» вместо того, чтобы «разворачивать сибирские реки».

Интернет может быть формой бегства от проблем в реальности. И иногда это хорошо. Это не только плохо. Лучше пусть какой нибудь человек у себя дома взрослый мужик играет в «танки» или там в компьютерную игру, чем скандалит с женой и с детьми. То есть те проблемы, которые накопились на работе — чтобы он их не выплескивал. Альтернатива иногда такая — не встать, помолиться, почитать там Феофана Затворника или Достоевского, а вот просто агрессию свою на детей выплеснуть. Иди там воюй в Интернете лучше, а детей оставь в покое. И такое бывает.

Уже выросло целое поколение в интернете, эти дети вполне социальны и очень активно участвуют в разных волонтерских молодёжных движениях. Насчёт виртуальной реальности. Видите ли, виртуальная реальность не только в компьютере прячется. Например, церковь — это на 90% виртуальная реальность. Когда взрослые мужики озабочены тем, у кого какого цвета, там, крестик, какого размера и т.д., вот вся эта погоня за орденами, за лампасами, карьерные всякие бонусы, у кого какого цвета штаны — это что, не виртуальная реальность? А погоня за валютными бумажками? Вообще мир финансов — разве это не виртуальная реальность? Вот сейчас глобальный кризис финансовой сферы нам это великолепно показывает. Поэтому сводить всё к интернету и компьютеру немножко странно. Человек вообще виртуальное животное. Мы живём в мире, где много уровней смыслов. Мы не просто сводимся к брутальной физиологии, вся культура — это виртуальная реальность, мир символов и смыслов. И поэтому нужно просто научиться там жить, вот и всё. И это не та задача, от которой можно закрыться в раковине. Напротив, надо раскрыться и научиться жить, надо в этом лесу научиться охотиться, а не просто бояться.


Я бы хотел заметить, что в нашей дискуссии удивительным образом сочетаются два страха, два тезиса — с одной стороны, говорят, что интернет плох тем, что он атомизирует, с другой стороны, говорят, что интернет плох тем, что он собирает толпы. Конечно, крайности есть всегда, и так и так это средство можно использовать. Но так же любое средство человеческой коммуникации, допустим, язык — им можно убивать, им можно исцелять. Вы знаете, я вспоминаю историю удивительную, в середине 80-х годов, помнится, в «Литературной газете» была статья, рассказывающая о судьбе девочки, которая из далёкого селаа приехала и поступила в Ленинград, в педуниверситет местный. И всё было у неё хорошо, но однажды она пошла за хлебушком в булочную и то ли забыла заплатить, то ли копеек у неё не было, в общем, её поймали на выходе, обвинили в воровстве, статью припаяли (ну, естественно не тюремную), послали из милиции донесение в ректорат, её отчислили из университета, выгнали из комсомола. Девочка покончила с собой. Почему?

У неё не было среды общения в новом для неё городе. Вернуться назад, она считала, она не может, потому что там она была гордостью, первой девочкой нашего села, поступившей в столичный ВУЗ и вот она вернётся неудачницей. Меня что поразило: ведь эта девочка сама назначила себе цену, цену своей жизни. Оказывается, у неё не было внутреннего мира. Она жила только в отражениях — в лайках со стороны других людей. И вот эта опасность в интернет-сети она есть, но она есть и в реальной жизни, вот, пример этой девочки и многие другие. Виртуальность — это то, что окружает нас со всех сторон. И вот здесь я перейду уже на религиозный взгляд. В конце концов, интернет-общение — это провокация, которая взывает к моему собственному труду самопознания — кто ты сам. Вот кроме того, что ты видишь снаружи, кроме твоих «селфи» дурацких и т.д. — кто ты сам. И вот, очень важно, чтобы у человека появилась вот эта «надсоциальная идентичность», которая не зависит от перемен климата, кризиса, успешности и т.д., а всё равно в тебе есть образ Божий, который дороже любых «френдов».

***
(подводят кратко итоги)

Первое — вся надежда человечества в хакерах — что они однажды смогут всё-таки сломать эти системы тотальной слежки, дезинформирования и информирования.

Второе направление надежды — скаутинг, скаутское движение. Работайте руками! Вот научись сам добывать огонь: без зажигалки, без Интернета, ориентироваться в лесу и прочее. Это очень важно — вернуться на землю и научиться жить и в реальности тоже, не только в мире кнопочек.

Третье — слово ап.Павла: «Ты можешь иметь всё, лишь бы ничто не обладало тобою».

И наконец: «Проснись, Нео! Матрица имеет тебя!»

Галина Солдатова - директор Фонда Развития Интернет, профессор кафедры психологии личности факультета психологии МГУ

Виктор Ляшенко - психолог-консультант, арт-терапевт
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 71 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →