диакон Андрей Кураев (diak_kuraev) wrote,
диакон Андрей Кураев
diak_kuraev

Categories:

Нечто важное о кремлевском самосознании

20150204_104807

Жена некая, вдова суще, вопияше с плачем пред образом Владычицы Богородицы, глаголюще:
Владычице, мсти мене от Зинова царя, понеже отъят от мене дщерь единочадную сущу.
И бысть ей глас от образа, глаголющ:
жено, хотех мстити, но рука его возбраняет мне, понеже милостив есть, и никто же может злое сотворити над милостивым.


Роспись на северной стороне столпа Грановитой палаты Кремля. Сама девица выглядывает из верхнего окошка царского дворца.

История восходит к "Лимонарию" Иоанна Мосха (он же "Луг духовный" он же "Синайский патерик"). Классическая монашеская и просто назидательная книга православного средневековья. Написана в самом начале 7 века.
Описанная история относится рассказчиком к императору Зенону (конец 5 века).


гл. 175. Один из отцов разсказал нам об императоре Зеноне. "Однажды он оскорбил одну женщину в лице ее дочери. Женщина часто молилась в храме Пресвятой Владычицы нашей Богородицы Марии, взывая к Ней со слезами: "накажи императора Зенона". Долгое время она поступала таким образом—и вот Пресвятая Богоматерь, явившись ей, говорит: поверь мне, женщина, я давно бы наказала его, но его десница удерживает Меня". А он был очень сострадателен.

Имп. Зенон (Зинон) был малость еретиком (своим Энотиконом он отрицал 4 Вселенский Собор) и малость сволочью.

"Расправившись с мятежниками, Зинон дал волю своей свирепости. Последние три года его правления сопровождались неслыханным террором. Даже неосторожное слово, произнесенное в адрес Басилевса, могло стать причиной доноса и казни. Зинон, например, приказал умертвить эпарха столицы, который как-то в кругу друзей вздумал порицать не отличавшегося благочестием августа, однако эпарх смог бежать. Многих осудили и по обвинению в сочувствии Леонтию. Грабеж состоятельных лиц принял самые обширные размеры. Фаворит императора Севастиан без тени смущения обирал подданных, играя на подозрительности и жадности своего патрона: "Севастиан всем торговал, как на рынке... не позволял, чтобы при дворе что-либо делалось не за деньги... ни одно дело не производилось без взятки". Неизвестно, сколько бы длилось подобное тягостное положение, но 9 апреля 491 г. Зинон скончался в эпилептическом припадке. Согласно поздней версии, мертвецки пьяного Зинона выдали за покойника и похоронили, хотя и слышали его крики".

Так что наказание все же к нему пришло.

Но об этом вряд ли знали посетители Грановитой палаты. Зато они могли читать церковно-славянскую надпись, которая была все же честнее и понятнее, чем вышеприведенный современный русский перевод Лимонария.

Вопрос о том "было так или нет" обсуждать бессмысленно.

Интерес в том, чтобы понять - почему из многих тысяч и тысяч подобных сюжетов как церковной литературы, так и светской, для росписи палаты царских приемов был избран именно этот и именно для этого места.

Средневековая культура это культура цитаты. Личный авторский замысел становится понятнее именно по тому, что даже безымянный и вроде бы смиренно-обезличенный "послушник" из множества разрешённо-каноничных сюжетов и цитат отчего-то выбирает для данной проповеди именно эту цитату, а не иную.

Итак, эта фреска пишется не для царя. Он ее видеть не может, так как сидит на ровно противоположной стороне зала и не может видеть эту сторону столпа. На нее смотрят пришедшие. Значит, для их вразумления и избран этот сюжет. Так какой же "месседж" фреска должна донести до них?

Полагаю, это предупреждение: царская милостыня есть индульгенция, покрывающая все и разрешающая на вся. Ведь все цари наши были славны делами раздачи милостыни... Ну или заботой о доступности проезда на электричке.

Трудно понять прописку такого рассказа в таком месте иначе как стоп-сигнал: у нашего царя и наверху все схвачено. Не вздумай жаловаться на нашего государя даже Небу. Наш милостивый царь не наказуем даже Богом.


И еще одна необычная черта этой фрески: впервые в иконописи я вижу, чтобы человек лишен лица. На традиционной иконе даже палач имеет светлое лицо. Икона не знает карикатуры.

А тут видна лишь задница некоего человека. Причем этот обезличенный человек ничего плохого не делает. Он (она) просто молится. Но - молится он Небесной Царице против воли земного царя. Получается, с точки зрения кремлевской идеологии, такая молитва не имеет даже шанса быть услышанной.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 94 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →