диакон Андрей Кураев (diak_kuraev) wrote,
диакон Андрей Кураев
diak_kuraev

Category:

Гугл-переводчик в церковном уставе

Все мы знаем, как непредсказуемы бывают результаты интернет-переводческих машин. Очень странные логические связи, непонятные мотивы выбора именно этого слова из спектра синонимов и именно этого смысла из веера значений...

Иногда кажется, что столь же "свободен" был поиск авторов богослужебного устава.
В семинарии одно из классических упражнений для студентов - найти глубокий смысл в том, что именно такое место Писания читается именно в этот праздник. Иногда связь вполне очевидна, иногда более сокрыта.

Но вот сегодня, в "неделю мясопустную", связь именно в стиле Гугл: случайное совпадение слов.
Неделя мясо-пустная, то есть с этого дня и до Пасхи православные живут без мяса. Хотя впереди Масляница, но это уже часть поста: молоко можно, мясо - нет.
И какой же отрывок из апостольских посланий читается в этот день в храмах?

1 Кор.8,8 - 9,2:
"Пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем.
Берегитесь однако же, чтобы эта свобода ваша не послужила соблазном для немощных.
Ибо если кто-нибудь увидит, что ты, имея знание, сидишь за столом в капище, то совесть его, как немощного, не расположит ли и его есть идоложертвенное?
И от знания твоего погибнет немощный брат, за которого умер Христос.
А согрешая таким образом против братьев и уязвляя немощную совесть их, вы согрешаете против Христа.
И потому, если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего.
Не Апостол ли я? Не свободен ли я? Не видел ли я Иисуса Христа, Господа нашего? Не мое ли дело вы в Господе?
Если для других я не Апостол, то для вас Апостол; ибо печать моего апостольства - вы в Господе".

Разве это о посте?
И разве мы в неделю мясопустную даем зарок "не буду есть мяса вовек"?

Это сложнейший и важнейший текст об отношении христианина
а) к чужим религиозным святыням (идолам) и
б) к религиозному разномыслию в своей собственной среде и о том, как достигать единства среди христиан.

Апостол в этом тексте декларирует отказ от мяса (именно декларирует: мы не знаем, исполнил он этот зарок, или лишь гипотетически сказал о его возможности) вовсе не по той причине, по которой сегодня временно отказываемся от мяса мы.

Наконец, апостол говорит о сугубо личном, неожиданном но все же возможном решении, а не о некоем правиле имеющем общецерковную обязательность.

Какие тексты Апостола кажутся вам более соответствующими началу Великого Поста?


***

Подумал ночь на эту тему, и понял, что был неправ.

Подбор апостольского текста очень точен: но он не к теме поста и мясоядения. Он подобран под Евангелие дня.

Евангелие "недели о страшном суде" - это призыв к милосердию. То, что Златоуст назовет "таинство ближнего моего". Он часто будет говорить, что Христос не поручал на творить чудеса. Он заповедал нам просто быть людьми.
Евангелие дня говорит: "Что вы сделали одному из братьев ваших меньших - вы Мне сделали".
Апостол дня продолжает тему отношения с братьями. И говорит уже не о жертве одеждой, едой или временем, но и о жертве личной свободой.

***
Впрочем, напомнив эти великие истины, церковная практика тут же встала на путь их радикальной ревизии. Я имею в виду то, что сама масляная неделя объявлена "сплошной", то есть без поста в среду и пятницу. Это был вызвано желанием как раз отделиться от "братьев своих" - от армян. В армянской церкви собственно Великому посту предшествовал недельный пост такой же строгости («арачаворк», т. е. «первый»; в греческом произношении превратился в «арцивуриев»). Вот чтобы не быть похожими на армян - византийцы эту неделю сделали нарочито не-постной.

Это оспариваемый армянский пост на самом деле никакого отношения к "армянской ереси" или к пасхе не имел: армянское предание говорит, что св. Григорий Просветитель, чтобы подготовить армянский народ ко Крещению, повелел всем провести одну седмицу в посте, а само крещение начал в Неделю блудного сына.

Но наш Типикон героически поражает еретиков яичницей и в неделю мясопустную говорит:

"Подобает ведати, яко в сей седмице – т.е. седмице, которая следует после Недели о мытаре и фарисее, после этого воскресенья – иномудрствующии содержат пост, глаголемый арцивуриев. Мы же, монаси, на кийждо день, се же в среду и пяток, вкушаем сыр и яйца в 9-й час. Миряне же ядят мясо, развращающе онех веление толикия ереси".

И еще раз замечаем: в нашей Церкви отчего-то требования для монахов стали требованиями для всех.

Кстати, и в неделю о мытаре и фарисее: раз фарисей говорит, что постится дважды в неделю, мы в эту именно неделю не постимся вообще.
Эх, вот бы еще назло мусульманам отменить посты в дни их рамадана...

Впрочем, о посте по средам и пятницам есть крайне интересна заметка Климента Александрийского (начало 3 века):

"Гностик (у Климента это обозначение не еретика, а просто думающего христианина) постигает таинственное значение и телесного поста, наблюдаемого в четвертый и шестой день недели, которые язычниками посвящаются Гермесу и Афродите" (Строматы 4,12).
Мы видим, что порядок исчисления дней недели был еще от субботы, а не от воскресенья, поэтому среда, а не четверг оказывается четвертым днем недели, а пятница - шестым. В греческом языке это и до сих пор так.
Ну, а названия этих дней памятны любому ценителю французского языка: Гермес - это Меркурий. Среда по французски - день Меркурия (mercredi). Афродита - это Венера, и пятница у галлов до сих пор - vendredi.

***
Вывод: церковный календарь похож на старое дерево. Подходишь ближе, и видишь старые зарубки - следы былых битв и драк. А порой и просто непотребств. Очень нужны книги по церковной эортологии...
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 91 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →