диакон Андрей Кураев (diak_kuraev) wrote,
диакон Андрей Кураев
diak_kuraev

И я ошибаюсь...

На днях побеседовал с одним из тех людей, о которых никогда не напишет ни журнал "Фома", ни ЖМП.
Бывший монах.
Сейчас ему 30 с небольшим, на мирской работе. Меня он нашел, чтоб поблагодарить за то, что своими прошлогодними публикациями о гомолобби я ему, к тому времени уже снявшему рясу, все же помог сохранить веру.

«.....Нелегко начинать писать то, что есть в моей памяти, понимая, что то, что я напишу, останется (с большой долей вероятности) в истории. Заранее прошу прощения за стиль. Но стиль сейчас не главное. А что главное? Для чего я буду ворошить прошлое? Чего я хочу добиться?.. Я хочу сделать всё от меня зависящее (а мое письмо авторитетному богослову и есть это моё "всё"), чтобы те молодые люди, кто как и я в свое время, захотят послужить святой православной Церкви, Господу нашему Иисусу Христу, знали, чего и кого в том числе следует опасаться в начальный период своего пути. Период, когда естественное для верующего человека (особенно новоначального и молодого) безграничное доверие к своему духовному отцу, будет во вред обоим.
Я начинаю своё письмо-исповедь, целью которого, я верю в это, будет и мой посильный вклад, моя лепта в оздоровление церковно-православной жизни в России. Целью письма НЕ является очернение высокого клирика, не бунт против Русской Православной Церкви и Её устоев, не ропот на Господа нашего Иисуса Христа...

Прошло уже достаточно много лет с тех пор, как я уехал из N и прекратил всяческое общение с человеком, который оказал очень сильное (трагическое) влияние на мою жизнь, владыкой Z.

… Я стал ходить в храм. Мои преподаватели говорили, чтобы я был осторожным, так как примеров, когда молодой человек забрасывал учебу из-за религиозного "просветления" уже тогда было предостаточно. Но их слова я не воспринимал всерьез, я сам верил и преподавателям отвечал, что, по моему мнению, сами священники делают очень важную социальную работу, помогая престарелым людям, женщинам со слабой психикой, другим подобным категориям обрести душевный покой, примирить с жестокой реальностью, но сами священники, как люди интеллектуально более развитые, естественно не верят в то, о чем говорят своим "пациентам". Забегая вперед, отмечу, что применительно к некоторым пастырям нашей (и не только) епархии, моё замечание было очень метким. Но тогда, в то время, самой проблемы дихотомии веры и неверия для меня просто не существовало, я считал, что священники притворяются для блага несчастных людей, и за эту их действительно нелегкую "работу" достойны всяческого искреннего уважения...
Но вскоре я познакомился со священником, который открыл мне удивительную реальность: оказывается, есть интересные люди, образованные, культурные, но кроме этого, они действительно верят и живут этой верой в то, что написано в Символе Веры... Через полгода я в первый раз в своей жизни причастился. Всё свое свободное время я стал проводить в приходе. Я практически забросил учебу. Перестал бриться, стричь волосы. Стал читать каждый день утренние и вечерние молитвы, отечник святителя Игнатия (Брянчанинова), стал жить только этим: разговорами о чудесах, старцах, исцелениях и т.д. К нам в приход часто заходил юноша-иеромонах Е., которого владыка постриг (от безответной любви к какой-то девушке) и рукоположил в возрасте 19-ти лет. Долго Е. такую жизнь выдерживать не мог. Он был высоким красивым (что важно для дальнейшего понимания) юношей, через несколько лет он бросил все и женился. Но это было потом, а тогда мы смотрели на него как на Нео из "Матрицы". И он, Нео, как бы говорил нам: "follow the white rabbit". Излишне упоминать, что у этого юноши не было никакого церковного (и светского также) образования, опыта церковной жизни, он был лишь первым из примерно 15 юношей (для епархии в 50 приходов), кто поддался на авантюру церковного карьериста, очень жестокого и неподотчетному никому человека, каким был и является владыка Z. Но это я пишу сейчас, а тогда...

Примерно через 5 месяцев после моего первого причастия, я, естественно, возмечтал стать ни кем иным, как...монахом. Я поговорил с настоятелем храма. Он, как глубоко духовный и опытный человек (шутка ли, уже как лет 7 закончил среднюю школу), посоветовал мне подождать какое-то время. Забегая вперед, скажу, что ему было приятно, что его приход поставляет кадры владыке, приятно просто как менеджеру. По его мнению, наверное, получалось, что он эффективный менеджер, как сейчас говорят. Короче, через несколько месяцев мы с ним поехали на прием к архиерею. В тот сентябрьский день епископ чувствовал себя неважно и принял только настоятеля, со мной он не разговаривал. Примерно через пол часа настоятель вышел, и объявил мне слова владыки, что через пару месяцев, где-нибудь в посту, он пострижет меня. Вот так, даже не видясь со мной, без меня меня постригли :) Но, конечно-же, я сам этого очень и очень желал. Другое дело, что есть мальчик, а есть муж; есть время, когда тебе 18, есть время, когда тебе 50. Но как же я был счастлив! Меня благословил апостольский преемник! Мое желание послужить Церкви угодно Господу.
В общем, начали меня как-то готовить. Через пару недель уже я лично попал на прием к архиерею, подтвердил ему свое желание стать монахом.
Вскоре, по приглашению владыки стал его иподиаконом, стал сопровождать его в поездках по епархии. Напомню, что мои родители развелись, когда я был маленьким. С отцом мы не общались, а потребность в "отце" была. Я стал очень доверять владыке. В этот период владыка был очень добр ко мне, помогал деньгами. Мне очень льстило, что меня сделали старшим иподиаконом.

Тут еще хочу отметить, что владыка говорил мне, что мне нужно сначала поучиться, говорил, что пошлет меня в Италию, или в Швейцарию. Потом стал говорить, что может быть я буду учиться в столичной Семинарии, но не на общих основаниях, не в общежитии, а что он будет снимать мне квартиру. Вы должны на секунду представить юношу, которому эти слова говорит непререкаемый авторитет... Я, конечно, верил ему..
За несколько дней до пострига он сказал мне: ты отдохни завтра, не приходи, а послезавтра есть у меня для тебя работа. Прихожу утром, он и говорит, сегодня вечером у тебя постриг... Ну а мне только волю исполнять Господа - Владыки (что в тот момент мной отождествлялось полностью). После пострига я был определен в комнатку на том же этаже, где и покои архиерея. Помню свою первую ночь там... Маму жалко. Страшновато было, веры то большой не было, а была только вера в то, что если слушаться владыку, то и спасешься. Очень удобная вера...

Город, кафедральный собор, я в виде монаха. Конечно, стал влюбляться, пошли искушения, стал исповедоваться владыке, что вот ведь, и снится во сне, и тому подобное. Как то, видя, что просто отпущение грехов не помогает (как он объяснил), владыка решил прибегнуть к более действенному решению моих искушений. Он как то сказал: "я осмотрю тебя. Иди в свою келью, я сейчас приду». Пришел, закрыл защелку изнутри (а меня всегда ругал, если я её закрывал), говорит, ложись, на кровать на спину, спусти штаны до колен. Была ли у меня хотя бы мысль недоверия? - Нет, не было. На это и расчет был, верный расчет. И говорит, попытаюсь вспомнить дословно: " ты можешь сделать так, чтобы он сэрегировал?». А сам такой серьезный, и видно, что в общем-то, волнуется. Ну я тут малодушие проявил, говорю ему, нет, владыка, поелику смущаюсь я зело на словеса Ваши, то просьбу Вашу выполнить возможным не представляю. Обиделся владыка, ругаться стал. Говорит, я тебе помочь хотел, а так, не уйдет эта зараза от тебя.
Уходить собрался и ушел, не солоно хлебавши... В скором времени прогнал меня из этой кельи, тоже с большим скандалом. Обставил так, что я в чем-то там провинился. Стал я жить дома на радость маме...

Бани владыка обожал. Приедет с дороги и сразу в баню, но не один, вдвоем. А там и тискал, и на колени сажал (вроде как играет, но не отпускает). И массаж поделать просил: на спину ляжет, и говорит, ну ты, как умеешь, помассируй грудь, живот, ноги. Думаете, что хотя бы мысль была, что что-то не то происходит? Не было. Ночевал я тоже в этом домике, в соседней комнатке. Пару раз приходил владыка утром пораньше, часов в семь, и начнет целовать лицо: глаза, щеки, губы, вроде как нежность отцовскую проявляет. Думаете, что хотя бы мысль была, что что-то не то происходит? Не было. Или лежишь после службы на спине на кровати в одежде, никого не трогаешь, зайдет, да и ляжет на тебя лицом к лицу.... Как то поехали на какой-то приход, отслужили всенощную, привезли нас в гостиницу, селят в один номер (любил он, кстати, чтобы спали на одной кровати, даже если была вторая кровать). Стал владыка в новую игру играть. Я телевизор смотрю, он опять ластится, да толку мало. Он вдруг и говорит: "а можно, я тебе рубашку сниму?" Опять несолоно хлебавши спать отправился. - нет, говорю, владыка, не можно, и я ушел из номера, вроде как почитать. Думаете, что хотя бы мысль была, что что-то не то происходит? ДА, БЫЛА, и уже не одна. И начался складываться пазл, и стали по-другому трактоваться эти и другие воспоминания...

Я пытался рассказать о своих открытиях батюшкам нашей епархии, меня поддерживали, но очень скоро это дошло до владыки, пошли репрессии, вскоре сослали меня (наконец-то) в семинарию. Но это уже совсем другая история....
Что я хотел сказать. Ребята, входя в храм, снимают шляпу (в нашем случае, шапку), а не голову. Мой опыт, я надеюсь, поможет тем, кто придет после нас. Нельзя верить в человека, нужно верить лишь в Человека, в ecce Homo, в Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа».

***
Моя ошибка в том, что именно этого владыку я никогда не мог представить в рядах гомоиерархов. По виду, по моей собственной давне-семинарской памяти о нем, по его биографии он мне казался монахом строго консервативного и аскетического склада…

***
Так получилось, что у этого молодого монаха была возможность в исповедальном порядке поведать эти свои приключения и порожденные ими душевные бури лично патриарху. Владыка получил повышение.
Так что в одном отношении я и год назад не ошибался: Патриарх лучше меня знает своих епископов.


***
А тем временем в Украине:
http://dekarmi.livejournal.com/1952366.html

***
Из комментариев:
http://diak-kuraev.livejournal.com/770098.html?thread=245629234#t245629234

- Когда началась в Вашем ЖЖ эпопея о гомолобби, вспоминал именно эту драму и думал, что, наверное, владыка спит плохо, извёлся весь.. Долго ждал именно этой истории. Всё так, как написано - 100%. Много молодых жизней загублено, факт. Да и просто откровенных издевательств была масса. По такой же наивности думал, что владыка, видимо, что-то видит нехорошее, смиряет по-отечески. Сколько же было публичных унижений, сколько отчаяния от полного твоего бесправия и абсолютной безнаказанности тогда ещё епископа! Слава Богу есть адекватные архиереи, да и просто священники, которые вовремя оказали поддержку.

- Он описывает вещи, якобы бывшие между ними наедине. Откуда вам известно, что это правда, тем более, что не раскрыты имена и названия епархии? Рядом стояли и фиксировали на видео?

- Нет. Известно оттуда же, откуда и о. Андрею. Слышал это из первых уст. Всё описано именно так, за исключением некоторых особенностей биографии, которые не указаны в целях конспирации. По понятным причинам не назову епархию. Хотите верьте, хотите нет. Ваше право.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 720 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →