диакон Андрей Кураев (diak_kuraev) wrote,
диакон Андрей Кураев
diak_kuraev

Category:

Это я скандалист?

В 17 веке жил талантливый писатель и скандальный патриарх Кпльский Кирилл (Лукарис).
Рекордсмен по количеству покупок патриаршей кафедры: шесть раз восходил на патриарший трон, шесть раз низвергался.
При последнем низложении был убит.

В 1629 году в Женеве издал «Восточное исповедание христианской веры», содержащее в себе протестантские (кальвинистские) тезисы.

Константинопольский собор 1638 года предал анафеме как это "Исповедание", так и его автора.
Иерусалимский собор 1672 года высказал сомнение, точно ли это труд п. Кирилла, учтя клятвенное заверение самого Кирилла о том, что он не автор "Исповедания" и учит противоположному.

Причем этот же Собор определил:

"И да не будет позволено врагам похваляться Кириллом как святым, ибо он не был убит несправедливо, как они радостно утверждают, или ради имени Христа, чтобы также считаться таковым [т. е. святым]. Но без всякой меры впав в грех властолюбия <...> и шесть раз беззаконно, за исключением, как кажется, первого раза, захватив Константинопольский трон с множеством извержений и притеснений клира (вследствие ненасытного желания внешних вещей и при помощи голландского посла, из-за чего навлек на себя еще большее подозрение в Церкви), принял постыдную смерть. Того, кто совершил таковые вещи в отношении Церкви Христовой, даже если ему и случилось быть благочестивым, мы считаем за грешника — и такого грешника, который получит наказание от Бога за те злодеяния, которые он без колебаний причинил Церкви. И теперь, поскольку он стал отцом бесчестия, мы держимся о нем мнения не как о святом, что утверждают наши враги, но как о жалком человеке, вовсе не имеющем общей части со Христом".


Смерть п. Кирилла была такова:
Уже дважды бывший патриархом Кирилл Контарис добился обвинения Лукариса перед турецким султаном Мурадом IV в государственной измене в пользу России: казаки якобы захватили Азов по внушению Лукариса, с тем чтобы впоследствии осадить Константинополь и поднять греков против турок.

Протестантствующий греческий богослов Нафанаил Канопий (протосинкелл при патриархе Кирилле Лукарисе) так описал тот день в письме к женевским кальвинистам:
«Страшнейшее несчастье постигло нас, так как Кирилл Контарис (сделавшийся преемником Лукариса по его смерти), это дьявольское орудие, еще раз разбойнически низверг с патриаршей кафедры святейшего и православнейшего патриарха и — ужаснись солнце, подвигнись земля, возрыдай учитель (так наименован здесь кальвинист — пастор Лежер), смешай свои слезы с нашими — убил праведника, мужа благочестивого, который столь долгое время был убежищем благочестия (т. е., конечно, кальвинизма); увы, кто даст главе моей воду и очам моим источники слез, чтобы я мог непрестанно оплакивать этого мужа, которого погубили нечестивые паписты ... Пятеро палачей с Ахметом-агой во главе неожиданно схватили престарелого патриарха и повели его в укрепленный замок на западном берегу Босфора. Я посетил его здесь и выпросил у него позволение спастись бегством в Англию; но так как из боязни перед стражей он не решился писать письмо, то отправил меня к английскому посланнику. Едва я счастливо избежал стражи, как около девяти часов пришли к нему 15 янычаров, два судьи и палач, и так как Варавва (т. е., конечно, Кирилл Контарис) получил свободу, то Иисуса повели на смерть . Под тем предлогом, что у семибашенного замка в Сан-Стефано приготовлен корабль, на котором его отправят в ссылку, они посадили патриарха на лодку. Блаженный патриарх не верил их словам, а потому пал на колени и со слезами вознес молитву Богу. Когда на заходе солнца прибыли они в назначенное место, сделан был роздых, а с наступлением ночи патриарх был удавлен рукой палача. Они сняли с него одежды и разделили между собой и продали их на следующее утро на городском рынке, говоря, что это одежды патриарха. Но как скоро народ, турки, иудеи, христиане и армяне услыхали об этом, поднялся плач и восстание против нового узурпатора (т. е. Кирилла Контариса), который, не довольствуясь тем, что незаконным образом захватил кафедру, погубил законного патриарха. Многие христиане пошли к убийце и взывали: Пилат, отдай нам мертвого для погребения. В следующую же ночь было приказано бросить тело убитого в море. Однако же чудесная тень, которая вздымалась над святым телом, указала его христианам, и они тайно извлекли его из моря и погребли в монастыре св. Андрея, пока, по изгнании Контариса, преемник последнего (Парфений I) торжественно не отдал ему погребальных почестей» (цит. по: Лебедев А. П.История Греко-Восточной Церкви под властью турок").

После этого Кплский собор 1638 года анафематствовал Кирилла Лукариса за то, что он "оклеветал всю Восточную Христову Церковь, будто бы она мыслит как Кальвин". Вскоре вышло синодальное постановление о сожжении всех книг Лукариса. (Кирилл Контарис был бескопромиссен в борьбе с Кириллом Лукарисом, ибо был тайным католиком; задушен в 1640-м).

И хотя хорошим тоном у греческих и русских богословов вплоть до 20 века было отрицание связи Кирилла Лукариса с женевским "Исповеданием", сегодня сличение рукописи книги с письмами Лукариса не оставило сомнения: именно он автор этой книги.

В чем скандал?
Их - два:

Первый: клятвопреступник, симонист и кальвинист Кирилл Лукарис причислен к лику святых решением Александрийской патриархии в 2009 году. http://www.patriarchateofalexandria.com/index.php?module=news&action=details&id=373
И хотя назван священномучеником, тропарь ему гласит: "твердый защитник веры".
(Поскольку несколько лет Кирилл был патриархом Александрийским, тамошний синод счел себя вправе решить вопрос о его канонизации).

Второй: дважды официальные издания Московской Патриархии оспорили видимость "всеправославного единства" в вопросе о канонизациях:
Резко критические статьи про Кирилла Лукариса вышли в 45 томе "Богословских трудов" и в 34 томе "Православной энциклопедии" (автор обеих статей - М. Бернацкий). Кстати, не понимаю, зачем дважды и одновременно публиковать по сути один и тот же текст...

http://www.academia.edu/8905681/The_Canonization_of_the_Patriarch_Cyril_Lucaris_and_the_Synod_of_Jerusalem_of_1672_Bogoslovskie_Trudy_45_2013_in_Russian_

Так что скандальнее: сказать, что среди епископов есть гомосексуалисты, или же сказать, что среди святых есть анафематствованные еретики?

И нет ли скандала в том, что в наши святцы имя Кирилла Лукариса так и не внесено, а официальные издания Московской Патриархии явно отказывают ему в святости?
Так всё же могут быть ошибочные канонизации?
Может ли связанное на африканской земле не быть связанным на небе Третьего Рима?
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 515 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →