диакон Андрей Кураев (diak_kuraev) wrote,
диакон Андрей Кураев
diak_kuraev

Category:

Кто испортил воздух?

В воскресенье, в праздник Торжества православия, группа националистов с символикой "Правого сектора" устроила провокацию после богослужения в Спасо-Преображенском кафедральном соборе города Сумы, в ходе которой пострадал один человек.

"Угрозы храмам связаны с атмосферой ненависти, которая создается раскольническими движениями, периодически выступающими с абсурдными клеветническими обвинениями в отношении канонической Украинской церкви", — подчеркнул Владимир Легойда.
РИА Новости http://ria.ru/religion/20150302/1050466657.html#ixzz3TGo7hkll

***
По факту стоит сделать несколько уточнений:

1. В Сумах собор стоит на местном "Арбате" - главной пешеходной улице. Поэтому бурление политической жизни вокруг собора не должно удивлять.

2. В этом случае никакого нападения на храм не было. Был пикет на улице.

3. Собор, епархиальное управление, жилая резиденция епископа - это единый комплекс, обнесенный общим забором. Для того, чтобы епископ из храма мог попасть к себе, не было никакой необходимости ему выходить на улицу через главные врата. То, что владыка, зная об уличном пикете, все же выбрал именно такой маршрут, трудно расценить иначе как провокацию уже с его стороны. Не стоит путать пацанские понятия и этику христианского пастыря. Зачем идти туда, где тебя поджидают неадекватные люди? Если ты как Христос умеешь чудесным образом пройти через злую толпу - иди. А если тебе для этого нужны охранники - уклонись.

4. По видео понятно, что владыка при этом ничем не рисковал: казаков-охранников вокруг него было более чем достаточно. Но патриархия ведь заказала ему инфоповод поговорить о "преследованиях" - он и пошел.

5. Пострадавший "один человек" это охранник собора, а "группа националистов" это несколько подростков. Страдание охранника состояло в том, что на улице (не в храме и не на церковной территории) отгоняемый им подальше от храма подросток-пикетчик ударил его головой в глаз. Из епархиального видеорепортажа аккуратно удалены слова охранника о том, что он сделал с подростком после того, как приблизился к парню. Вероятно, охранник схватил его за руки (в которых был бумажный украинский флаг) - и парень отбился тем, чем мог.
(фото, видео и рассказ охранника тут http://www.portal-pravoslavie.sumy.ua/sumsk-ekstremsti-vlashtuvali-chergovu-provokaczyu-blya-kafedralnogo-soboru-v-sumax.html).

6. Видеоролик стоит особого внимания: в его финале на фоне фотографий сумских подростков протодиакон возглашает, а хор поет "анафему".

7. Стоит отметить, что возглашаемого анафематизма в Чине Торжества Православия просто нет. Эта формула взята сумской епархией из решения Синода РПЦЗ от 1 января 1970 г.по случаю столетия со дня рождения В. И. Ленина:

"Владимиру Ленину и прочим гонителям Христовой Церкве, нечестивым отступникам, поднявшим руку на Помазанника Божия, убивающим священнослужителей, попирающим святыни, разрушающим храмы Божии, истязующим братию нашу и осквернившим Отечество наше, анафема".

Ну вот теперь и сумские пацаны, явно с радостью крушащие памятники Ленину, возведены на одну ступень с Ильичем.

8. Да, "онижедети". Для ОМОНа это может быть неважно, но для христианского архиепископа это должно быть крайне значимо. Это - его паства. Почему бы и не принять их, пусть даже и в церковно-праздничный день? Встреться, поговори, помолись с ними на дорогом и родном для них украинском языке, расскажи о Евангелии. Вместо этого - задирание и дурацкая анафема.

9. Если из таких мелочей делаются поводы для жалоб президенту и интервью Легойды, значит, ситуация со свободой совести на Украине достаточно спокойна.

10. Лидер сумской организации УНСО осудил действия молодых активистов https://www.facebook.com/mykola.surzhenko/posts/591817290952979?pnref=story

11. Вообще "та сторона" не обвиняет сумскую епархию в чем-то антиукраинском и скорее оправдывается, чем нападает:

Журналист РИСУ попросила Владимира Ганзина рассказать свою версию воскресных событий. Вот что он сообщил: «Я шел в воскресенье по Соборной улице с приятелем с мероприятия в поддержку Надежды Савченко. Мы остановились возле храма и стояли, разговаривали. Никого не трогали, ничего не выкрикивали. Просто стояли на улице. Аж тут из храма выбежал охранник и в грубой форме стал меня отталкивать, выхватил и порвал сине-желтый флажок, которые раздавали на митинге, заломил руки. В то время по улице шли патрульные милиционеры, они вмешались в конфликт. На этом он бы и завершился, но тут появились хлопцы из «Правого сектора». Заявляю, что я их не вызывал, с ними не знаком и не имею никакого отношения. Тем временем из храма вышли какие-то «казаки» и закрутилось не понятно что. А мы с товарищем стояли между ними и пытались успокоить обе стороны. Я даже с охранником тем обнялся. Закончилось все тем, что я написал заявление в милицию на действия охранника храма. Позже пытался попасть на прием к епископу Евлогию, на что мне ответили, что приемный день во вторник. Почему эта ситуация вызвала такой резонанс, не знаю».

Представитель «Правого сектора» в Сумах Денис Титарчук тоже рассказал свою версию событий у храма: «В офис «Правого сектора» позвонили и сообщили, что возле Спасо-Преображенского собора избили человека и порвали украинский флаг. Мы выехали на место события и увидели, что возле храма около сотни агрессивно настроенных людей. Отмечу, что была лишь словесная перепалка и силу никто не применял. Мы не перекрывали вход ни в храм, ни в епархиальное управление. Епископа и верующих никто не трогал, милиция следила за правопорядком. Мы сказали лозунги и пошли».
http://risu.org.ua/ru/index/all_news/community/scandals/59303/

12. Стоит также помнить, что архиеп. Евлогий это детище одесского митрополита Агафангела. Думаю, основной набор характеристик у них общий.



Но для меня важно то, что В. Легойда, человек, отвечающий за сотрудничество Патриархии и российских масс-медиа, признает, что вина и ответственность могут быть не только юридическими, но и моральными.

Согласен. Но есть вопросы:

Какие особенности нюха мешают заметить такую же смердящую атмосферу не за границей, а у себя?

Что ранее прозвучало - патриаршее "предатели в рясах" или президентское "национал-предатели"?

А убийство Немцова (не угрозы, а реальное убийство) никак не связано с атмосферой ненависти, которую насаждают в России государственные медиа?

По каким таким законам подогреваемая гибридная трансграничная война будет жалить лишь в одном направлении и не обернется в свой же тыл в жажде покарать "пятую колонну"?

Какой мудрец рассчитал, что дав людям право на ненависть, он потом сможет это право аннулировать, или сделать так, чтобы оно реализовывало себя лишь за границей?

***
Братья Гримм когда-то рассказали сказочку про взбунтовавшуюся кашу:

Жила-была одна девочка. Пошла девочка в лес за ягодами и встретила там старушку.

— Здравствуй, девочка, — сказала ей старушка. — Дай мне ягод, пожалуйста.

— На, бабушка, — говорит девочка.

Поела старушка ягод и сказала:

— Ты мне ягод дала, а я тебе тоже что-то подарю. Вот тебе горшочек. Стоит тебе только сказать:

«Раз, два, три,

Горшочек, вари!»

и он начнет варить вкусную, сладкую кашу.

А скажешь ему:

«Раз, два, три,

Больше не вари!»

— и он перестанет варить.

— Спасибо, бабушка, — сказала девочка, взяла горшочек и пошла домой, к матери.

Обрадовалась мать этому горшку. Да и как не радоваться? Без труда и хлопот всегда на обед вкусная, сладкая каша готова.

Вот однажды ушла девочка куда-то из дому, а мать поставила горшочек перед собой и говорит:

«Раз, два, три,

Горшочек, вари!»

Он и начал варить. много каши наварил. Мать поела, сыта стала. А горшочек все варит и варит кашу. Как его остановить? Нужно было сказать:

«Раз, два, три,

Больше не вари!»

— да мать забыла эти слова, а девочки дома не было. Горшочек варит и варит. Уже вся комната полна каши, уж и в прихожей каша, и на крыльце каша, и на улице каша, а он все варит и варит.

Испугалась мать, побежала за девочкой, да не перебраться ей через дорогу — горячая каша рекой течет.


Хорошо, что девочка недалеко от дома была. Увидала она, что на улице делается, и бегом побежала домой. Кое-как взобралась на крылечко, открыла дверь и крикнула:

«Раз, два, три,

Больше не вари!»

И перестал горшочек варить кашу...


***

Какая девочка сможет властно сказать киселевской пропаганде: "Хватит! Больше не вари!"? Для этого ведь надо быть девочкой, а не опытной политической дамой.
Религиозная организация, награждающая Киселева и его "мобилизованных" коллег орденами, на роль такой девочки явно не претендует.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 669 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →