диакон Андрей Кураев (diak_kuraev) wrote,
диакон Андрей Кураев
diak_kuraev

Мемуар о новосибирском митрополите Тихоне

Новисибирские клирики возмущены. Лучше всех это выразил один новосибирский семинарист:
"Обязан выразить своё категорическое несогласие с позицией протод. Андрея Кураева".
http://vk.com/gulyaevv

Клирики по должности, а некоторые православные блогеры в охотку обиделись, когда в качестве источника оперного скандала я указал малую образованность митрополита Тихона.

Увы, одна из граней бескультурья – это неумение посмотреть на себя со стороны или неумение (нежелание) понудить себя к пониманию другой точки зрения.

Ну, скажите, почему православным блогерам можно многократно увековечивать в сети кощунственный плакат, а режиссеру оперы нельзя было его выставить на 30 секунд?

Скажете, блогеры это делают с осуждением. А режиссер? Вы уверены, что он именно любовался им и к этому же призывал зрителей?
Вот для ответа на этот вопрос и надо: а) спросить самого режиссера; б) понять постановочный контекст этого эпизода.
Ответы на эти вопросы приводят к единому выводу: Тангейзер в этом спектакле вовсе не положительный герой, и пошлый постер, рекламирующий его фильм – это все равно что пение нацистского гимна в советском кино про войну. То есть вовсе не повод для возмущения и суда.

Есть много православных фильмов с кадрами сноса церквей. И с нарезками из антирелигиозных роликов советской пропаганды. Возмутимся? Осудим? Запретим?

Ну наденьте те же очки: внизу скабрезной картинки, которую так радостно перепощивают благочестивые, но кровожадные хомячки, ясно видна надпись: «фильм режиссера Тангейзера». При этом находящиеся на сцене персонажи спектакля ныне подсудного Кулябина возмущены этим плакатом.

… Не первый раз я вижу у владыки Тихона неумение читать и слышать.
В середине 90-х я делал доклад о филиокве на годовой конференции Тихоновского института. При этом сказал, что августиновская формула - “Дух есть отношение любви, связующее Отца и Сына” — ставшая рекламным слоганом католического догмата «филиокве», получила звонкую пощечину от В. Лосского, отметившего “квазигомосексуальный” характер этой формулы.
Сам Владимир Лосский в своих франкоязычных публикациях не шокировал этим своим выводом французских читателей, но в устных лекциях говорил именно так. О чем и вспомнил его ученик французский православный богослов Оливье Клеман (Clement O. Orient-Occident. Deux passeurs. Vladimir Lossky, Paul Evdokimov. Geneve, 1985, p. 84)…

Владыка Тихон, тогда глава Издательского отдела патриархии всю конференцию мирно дремал в президиуме. Но при этой цитате возбудился и стал протестовать. И потом еще многие годы при упоминании где-либо моего имени он говорил: Да вы знаете, кто этот Кураев?! Вы знаете, что он про Святую Троицу говорит?
Например, на Рождественский чтениях 1998 г. выступая на секции церковной журналистики, вл. Тихон сказал:
«Неофиты в Церкви иногда употребляют такие вольности в своем языке по отношению к святыням, по отношению к иерархии, которые, конечно, церковные журналисты не должны употреблять. Вот есть у нас такой профессор неофит - Кураев отец Андрей. Он однажды такую вещь сказал, например, я не знаю, зал как-то промолчал, но если б мы были в Ветхом Завете, за это камнями побить можно. Ну я грубо даже скажу: вот, Троица - это три мужика объединились любовью. Ну вы представляете - профессор гадости какие-то вот у человека...».
(Далее он обрушился на предыдущего докладчика, употребившего слово "церковные группировки" "Что мы - любера чтоль какие-то?". Если у владыки слово группировка вызывает ассоциации только с криминальным миром - это показатель социального опыта владыки).

То, что это были не мои слова, а слова авторитетнейшего православного богослова 20 века, владыка не заметил.
Что это были слова, в которых Лосский резюмировал вовсе не православную, а католическую позицию, для вл. Тихона тоже было неважно. Замечать кавычки и смайлики владыка не обучены.
То, что он даже эти слова переврал в своих цитациях, владыка тоже не заметил.
То, что он пусть и в порядке критики произнес то, что по его же мнению не стоило бы произносить, владыка тоже не осознал.

Такая брутальность есть проблема или нравственности или образованности. Я предпочитаю более мягкий вариант и вспоминаю слова своей выговаривавшей мне бабушки: культурки не хватает.

И не говорите мне, что для епископа образование не главное. Потому что наличие «главного» в данном архиерее тоже неочевидно. Если бы владыка Тихон был подобен св. Спиридону Тримифунтскому (тот тоже о Троице нечто сказал) – рериховцы вылетели бы из Новисибирска с криком, что тамошняя аура мешает их контакту с космосом.

Кстати, позднее, в 2003 году издательство Московской Патриархии издало мою книгу «Вызов экуменизма», где эта цитата приводилась. И никого это не покоробило.

Ну, а теперь личная "культура" новосибирского архиерея породила скандал международного уровня.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 194 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →