диакон Андрей Кураев (diak_kuraev) wrote,
диакон Андрей Кураев
diak_kuraev

Categories:

Церковно-театральный суд: прения сторон

Адвокат театра Сергей Нестеров:
«В действиях привлекаемых к административной ответственности отсутствует само событие административного правонарушения, предусмотренного в статье 5.26 КОаП РФ, что влечет за собой прекращение производства по делу. Такой вывод сделан при следующих обстоятельствах.

Первое. Согласно диспозиции вышеуказанной статьи, объективная сторона этого нарушения состоит в публичном осквернении, порче или уничтожении предметов религиозного почитания. В нашем случае, согласно постановлению прокурора, — в публичном осквернении евангельского образа Иисуса Христа. Буквальное толкование данной статьи предполагает, что предмет религиозного почитания может быть подвергнут порче или уничтожению. Однако, евангельский образ Иисуса Христа, если даже под ним понимать актерский образ в спектакле «Тангейзер», таковыми свойствами не обладает и не может обладать, так как относится к сфере духовной жизни человека.

Как вариант, примерный перечень предметов религиозного почитания дан в постановлении правительства от 31 марта 2001 года, в нем указаны иконы, алтарь и так далее. Евангельский образ Иисуса Христа — это не предмет материального мира и соответственно к диспозиции статьи 5.26 не имеет никакого отношения.


Второе. В спектакле Кулябина «Тангейзер» не присутствует вообще евангельский образ Иисуса Христа. Само это словосочетание отправляет нас к Евангелию, которое не является сюжетом спектакля «Тангейзер». Что касается образа Иисуса в спектакле, это художественный вымысел, актерская игра, образ, придуманный режиссером. Изображение на постере также не является каноничным евангельским образом — это схематичное изображение актера Иисуса на фоне Венеры (также распространенного образа женского обаяния), использованное в данном спектакле как элемент вымышленного Вартбургского кинофестиваля. Следовательно, отсутствует упоминаемый в постановлении о возбуждении административного дела предмет евангельского образа Иисуса Христа.

Третье. Само по себе «осквернение», если мы обратимся к словарю Ожегова, означает «опозорить, подвергнуть поруганию, унижению, запятнать». В спектакле «Тангейзер» отсутствует библейский евангельский сюжет. Следовательно, непосредственно театральной постановкой, даже если задаваться такой гнусной целью оскорбить и унизить евангельского Иисуса Христа, невозможно. Евангельский образ Иисуса Христа является почитаемым объектом религии, христианства, запечатлен в священных текстах, в сознании верующих, которые обязаны различать истинный образ Иисуса Христа от художественных образов, создаваемых литературой, театром, фильмами.

Согласно ст. 14 Конституции РФ, Российская Федерация — светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. Статья 28 Конституции РФ гарантирует каждому свободу вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные убеждения и действовать в соответствии с ними. Следовательно, с точки зрения основного закона страны, допускается иная трактовка Иисуса как исторического персонажа, человека со всеми свойствами человеческой натуры, которую вправе высказывать атеистически настроенные граждане России.

Еще 24 года назад во всех средних и высших учебных заведениях нашей страны учебным процессом предусматривалась абсолютно атеистическое воспитание на основе научного коммунизма и атеистического материализма, отклонение от чего вызывало соответствующие организационные выводы с соответствующим административным и уголовным воздействием. И вот спустя 24 года в нашем молодом государстве вновь происходят попытки выстроить единомыслие, но уже в зеркальном отображении, в том числе и в театре, хотя статьей 29 Конституции РФ цензура запрещена.

Тем не менее, в спектакле «Тангейзер» режиссер не опирается на атеизм. Напротив, режиссеру удается создать трагический образ талантливого художника, который в погоне за шедевром бросает вызов не только житейским условностям, но и религиозным догматам. Художественные аллюзии и образы, используемые в спектакле, создают широкую картину непростых отношений зрителя и искусства в современном мире. И фигура Христа, и скандальный постер служат вполне понятным задачам. Они вызывают негодование у других сценических персонажей, за которым следует фиаско Тангейзера как кинорежиссера. То есть отношение к его действиям негативное уже в самом спектакле. Таким образом, в действиях Мездрича отсутствует само осквернение евангельского образа Иисуса Христа.

Данные обстоятельства полностью нашли свое подтверждение при допросе в качестве свидетелей специалистов в области религиоведения Фаликова, Винокурова, которые убедительно доказывают полное отсутствие события. Их выводы стройны, логичны, не взаимоисключают друг друга.

В то же время представленное в материалах дела так называемое экспертное заключение Бориса Пивоварова, на наш взгляд, не соответствует требованиям закона и определению доказательства, поскольку Борис Пивоваров не является экспертом в области религиоведения и культурологии. Более того, это является его субъективной оценкой, как он сам заявлял. Он выражает позицию священнослужителя, каковым он и является, это мнение представителя определенной конфессии и мнение лица, которое, скажем так, субъективно заинтересовано в рассмотрении данного дела.

На основании вышеизложенного считаем, что в действиях Мездрича отсутствует событие правонарушения, и, соответственно, просим уважаемый суд производство прекратить».


***
прот. Борис Пивоваров:

Судья: Год рождения?

Пивоваров: 1950 год.

Судья: Место жительства?

Пивоваров: Новосибирск.

Судья: Место работы, должность?

Пивоваров: Настоятель Церкви всех русских святых в Советском районе.

Судья: Я разъясняю вам ваш долг и обязанность рассказать всё, что вам известно о настоящем правонарушении, а также предупреждаю вас об ответственности по статье 17.9 КОаП за дачу заведомо ложных показаний.

Стасюлис: Борис Иванович, скажите, пожалуйста, из каких источников вы узнали об опере «Тангейзер», которая была показана в декабре 2014 года на сцене Новосибирского театра оперы и балета?

Пивоваров: Я узнал это от своих прихожан, [среди них] немало театралов, и, конечно вызвавшая такую реакцию постановка... У нас многие прихожане — любители оперного искусства. И естественно у верующих есть несколько вопросов: как это может быть? Поэтому я узнал. А все остальное в интернете.

Стасюлис: То есть к вам обращались граждане с вопросами, как относиться к этой постановке?

Судья: Я делаю замечание прокурору. В судебном заседании не нужно формулировать за свидетеля вопросы и давать ответы.
Пивоваров: Они не спрашивали, как к этому относиться, люди высказывали свое оскорбление. Я же, как священнослужитель, естественно отвечал, что если закон защищает религиозные чувства верующих и их святыни, то их позиция вполне понятна.

Прокурор: По какой причине вы решили подготовить заключение, кто вас об этом попросил?

Пивоваров: Это моя инициатива. Еще с 2012 года, когда начались резонансные дела, связанные с оскорблениями святынь, я уже тогда был знаком с материалами, и, будучи человеком с высшим богословским образованием и богословской степенью, я понимал, обойтись в этом деле, сказать, этим нравится-не нравится, нельзя. Я просто считал, что в любом судопроизводстве необходимо четко и ясно ответить на вопросы, которые могут суду потребоваться.

Стасюлис: Скажите, пожалуйста, почему вы решили, что в опере «Тангейзер» использован образ Иисуса Христа?

Пивоваров: Образ Иисуса Христа, хоть нерукотворный, он в сознание верующих людей, или в общественное сознание, вошел давно. Начиная с Куликовской битвы, все узнают эти образа. И доказывать, что черное — черное, а белое — белое, конечно, очень трудно, но, тем не менее, большинство людей все-таки отличают, слава богу, черное от черного, а белое от белого. И доказывать, что там не образ Иисуса Христа, ну это все равно, что доказывать, что черное может быть белым, а белое — черным, в зависимости от того, как мы понимаем правила игры. Это неприемлемо. Образ Христа и само изображение Христа — это самые великие святыни для христиан, независимо от национальности, места и времени, от положения церкви в обществе, поэтому вполне естественно, что верующие люди и я как священнослужитель особенно, должны защищать веру и святыни.

Стасюлис: Скажите, имеются ли внешние сходства актера, играющего образ Иисуса Христа, и почитаемого в православии и всеми христианами мира Иисуса Христа?

Пивоваров: Имеются. Он полноват, правда. Но это не вина его, такой нашли голос, а так — полноват. Но здесь играет, все-таки, и то, как его нарядили: у него и хитон, и всё... Поэтому нет, это не ассоциация, что это какой-то странствующий проповедник. Это совершенно однозначно образ Христа.
Стасюлис: Прошу еще раз уточнить, какие черты сходства имелись у актера, как они проявлялись во внешности?

Пивоваров: Парик, волосы, хитон.

Стасюлис: Что такое хитон?

Пивоваров: Хитон — это верхняя одежда по-церковному, и вот он перепоясан так, весь его облик говорит, что это не Будда — это образ Христа.

Стасюлис: То есть грим напоминал?

Пивоваров: Всё, и грим в том числе. Единственно, как я говорил, он был полноват. В традиционных изображениях Христос был как аскет. А здесь фигура полноватая, и человек возрастом больше, чем Христос, но мы знаем, что есть такие оперы, где актриса может исполнять роль молодой героини, хотя ей уже 50–60 лет, но это голос определяет.

Стасюлис: Скажите, в Евангельской истории есть упоминание о том, что Иисус Христос от 12 до 30 лет находился в Венерином гроте? И как относится церковь к такой интерпретации?

Пивоваров: Период от 12 до 30 лет, когда Христос вышел на общественную проповедь, в священных книгах Ветхого завета не описывается. Есть апокрифы двух видов. Первые, где содержатся свидетельства об Иисусе Христе, о его детстве, в частности, Евангелие от Якова — есть такой апокриф. А есть апокрифы...

Стасюлис: Уточните, что такое апокриф еще раз?

Пивоваров: Апокриф — это одна из книг, которая носит название новозаветной книги, но не входит в канонический состав книг Нового завета. И вот в некоторых таких апокрифах в XX веке начали просто сочинять недостающее, вот в проспекте есть об Индии (имеется в виду статья в буклете, изданном оперным театром к спектаклю — прим. Тайги.инфо), якобы есть годы неизвестные, но кто-то где-то нашел или сочинил — вот это и есть, что на неизвестном идет паразитация. Но это все равно не оправдывает оскорбления. Это не значит, что если мы не знаем период жизни какого-то человека, мы можем насочинять что угодно, оскорбляя его родителей, детей и родственников.

Стасюлис: Сочетается ли образ Иисуса Христа с теми поступками и действиями, которые совершает актер на сцене постановки «Тангейзера»?

Пивоваров: Нет. Ни в коем случае. Это мягко выражаясь. Конечно же, это клевета и кощунство, оскорбление во всех смыслах и не только Христа самого. Многие говорят: Бога оскорбить нельзя. Нет, в книгах Ветхого завета есть немало мест, где оскорбляют Бога. В данном случае это, прежде всего, оскорбление религиозных чувств верующих и достоинства верующих граждан. С чем-то сравнивать вообще невозможно, это не просто вымысел, а вымысел дурного тона и, самое главное, оскорбительный.
Стасюлис: К каким выводам вы пришли, когда изучили постер, который был размещен на сцене?

Пивоваров: Это за пределами не только театрального, а вообще искусства.

Стасюлис: Что на нем изображено, что вы увидели? Вы же посмотрели полностью запись? От какого числа она? Месяц?

Пивоваров: 20 декабря 2014 года.

Стасюлис: Скажите, на этом постере что изображено, какой изображен художественный метод? для чего это сделано?

Пивоваров: Там используется метод наложения сакрального на неприличное, если не сказать на порнографическое. И вот этот метод наложения сакрального, священного на неприличного — это как раз то, что больше всего может встряхнуть человека. Это понятно, это сознательный прием, но это как раз и является нарушением духовно-нравственных законов общества, которое еще отличает белое от черного?

Стасюлис: Скажите, какую роль в постановке занимает крест? Каким образом он использовался и зачем?

Пивоваров: С самого начала спектакля мы видим на сцене два креста... Один слева...

Судья (прерывает): Я прошу прощения. Прокурор, в связи с чем указанный вопрос задаете? Вы не ссылаетесь на свое постановление...

Пивоваров: ... до конца второго отделения используется...

Судья: Еще раз прерываю. Вопрос судом снимается. Указанный объект не был указан в постановлении.

Стасюлис: Уважаемый суд, я задаю этот вопрос, потому что использованный образ Иисуса Христа неотъемлем от креста с ним. Поэтому изображение креста относится...

Судья: Я еще раз уточняю, что в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении крест не фигурирует.

Стасюлис: Еще раз я хочу пояснить повторно, что образ распятого Иисуса Христа неотделим от креста.

Судья: Вопрос судом снят, задавайте следующий вопрос.
Стасюлис (вздохнув): Скажите, образ Иисуса Христа в этой постановке использовался на фоне... Какой создавался режиссером-постановщиком фон действия актеру, изображающему Иисуса Христа? Что на заднем плане было?

Пивоваров: Первые 45 минут примерно, все это было на фоне нимф. Нимфы раздетые, актрисы, изображающие нимф, недвусмысленные движения и позы этого [актера], который изображал Христа. Первые 45 минут — это то, что во всех стриптиз-клубах показывают.

Стасюлис: Вопросов нет.

Судья (Тимофею Кулябину): У вас имеются вопросы, Тимофей Александрович?

Демиденко: Можно я начну?

Судья: Пожалуйста.

Демиденко: Борис Иванович, сколько времени длится спектакль?

Пивоваров: Он длится три часа двадцать минут, может быть, плюс—минус.

Демиденок: Сколько времени там [присутствует] образ Христа, который вас покоробил?

Пивоваров: Всё время. Примерно 40–45 минут в первом акте.

Демиденко: Во втором, третьем?

Пивоваров: Ну, во втором и третьем, там, как и в первом, собственно, оперы Вагнера нет, идут совсем действия другие, музыка Вагнера, а оперы нет. Там уже образа нету, но там этот постер есть. А в конце третьего действия этот актер крест берет и в грот несет. Все логично, оскорбление от начала и до конца. Традиционно Христос на Голгофу крест нес на плече. [В спектакле] просто прибегают и убирают инвентарь и заодно крест хватают, как какой-то предмет. А он походит и подставляет плечо — опять образ Христа, несущего на Голгофу крест. А куда несет? В грот. Ассоциации самые неприличные.
Демиденко: Скажите, этот постер где появляется?

Пивоваров: По центру он поднимается, когда идет обсуждение разных фильмов, на немецком языке. Во время обсуждения показывают результаты этих трех соревнующихся режиссеров, и показывают этот постер. Он так медленно поднимается и от того, что он недолго [виден], суть-то не меняется. Оскорбление меньше не делается. Человека можно одним уколом убить и поджечь одной искоркой.

Демиденко: Ну, примерно сколько [времени видно постер]?

Пивоваров: Я не засекал, где-то 20 с чем-то секунд.

Демиденко: Как далеко он по отношению к зрителям находится?

Пивоваров: Это в верхней части сцены, это очень хорошо видно всем. Крупным планом, на заднике всего этого... там же стол стоит и разыгрывается работа жюри, и вот он там поднимается.

Демиденко: Поясните, когда вы узнали от прихожан [об оскорблении их чувств]?

Пивоваров: Где-то в первых числах января, перед Рождеством.

Демиденко: Вы делали экспертное заключение, кто вам поручил его делать?

Пивоваров: Это моя инициатива.

Демиденко: К кому вы обращались за получением образцов?

Пивоваров: Мне диск дали наши прихожане.

Демиденко: Что еще они вам дали?

Пивоваров: Остальное я уже сам достал, оно в интернете есть. Буклет мне достали.

Демиденко: А где видеозапись взяли, еще раз?

Пивоваров: Мне дали прихожане.

Демиденко: Можно имя и фамилию, кто дал?

Пивоваров: Это записать надо? Секрета нет, это что, следствие?

Судья: Судом указанный вопрос снимается.

Демиденко: Игра актера в образе Христа — это оскорбительно?

Пивоваров: Оскорбительно. Все первые 45 минут — там нет ничего ни от Христа, ни от Евангелия. Внешнее его изображение, мягко выражаясь, утехи среди полураздетых нимф с их постоянными телодвижения самого, так сказать, пошиба.
Демиденко: Скажите, внешний вид этого персонажа напоминает внешний вид жителей Иудеи того периода?

Пивоваров: Вы имеете в виду вопрос национальности?

Демиденко: Вы говорили о хитоне...

Пивоваров: Когда готовят актера, который изображает Христа, а об этом четко написано в проспекте, они стараются сделать его похожим. Они этого достигли, как могли, учитывая фактуру артиста.

Демиденко: Я о другом, вот эта одежда...

Пивоваров: Да, одежда того времени. Картину Поленова «Христос в пустыне» посмотрите.

Демиденко: Жители Иудеи того периода носили указанную одежду?

Пивоваров: Для каждого сословия был свой вид одежды. Он был учителем. Другие жители того времени, вы хотите сказать, может ли это ассоциироваться? Они все в какой одежде? Этот отличается, и они все равно жители одной страны. Я не понимаю ваш вопрос.

Демиденко: Хитон — это признак одежды Христа или признак одежды населения того периода?

Пивоваров: Населения того периода.

Демиденко: Апокрифы — они считаются неправильными?..

Пивоваров: Апокриф — это древние рукописи второго—четвертого века, где евангельская история излагается не в соответствии с каноническим Евангелием. А вот то, что сейчас используют в плане якобы апокрифы — это не те апокрифы, это умыслы современные.

Демиденко: Ну, они публикуются?

Пивоваров: Опубликовали же в буклете?

Демиденко: А где-то еще? Имеются ли они в библиотеках?

Пивоваров: Если речь идет об исследованиях апокрифов, которые связаны с древними письменными источникам, археологи найдут какой-нибудь апокриф, и его естественно описывают, изучают, публикуют в научных изданиях. Но это не имеет ничего общего с тем, что опубликовано в буклете. Это не апокриф, а неоапокриф или выдумка, причем оскорбительная. Но идет, якобы, под видом [апокрифа]. Ведь апокрифы чем брали? Тем, что в каноническом Евангелии описана история Христа, а в апокрифах то, что не известно из Евангелия. Но если ученые, исследуя апокрифы, имеют под руками древние источники письменности, то здесь — фантазия, которая называет черное белым, а белое — черным.

Демиденко: Скажите, вот постер, вы говорили, у вас была фотография...

Пивоваров: Ну так, в интернете как вирус размножился разлетелся. Это тоже, я считаю, целенаправленно. Суть в чем: когда человека оскорбили, доказывать, оскорбили или не оскорбили, а разлетелось...

Демиденко: Вы в экспертизе писали — образ Иисуса Христа принадлежит только христианству, церкви?
Пивоваров: Нет, он принадлежит всем людям, называющимся христианам, независимо от конфессии, это и католики, и лютеране, и православные — те, кто считают и верят, что Иисус Христос есть истинный бог.

Демиденко: При проведении этого экспертного заключения вы предупреждались кем-нибудь по статье о недопустимости дачи ложного заключения.

Пивоваров: Нет, я это сделал с ведома своего начальства, попросил присоединить эту экспертизу, но то, что это связано с административными правонарушениями, я узнал из прессы. Всё видим и читаем. Скандальность здесь имела большое значение. Здесь видите, как: когда начинаешь опровергать скандал или ложь, то невольно помогаешь ее тиражировать. Эта хитрость использована.

Демиденко: Борис Иванович, вам известно, режиссер рисовал этот постер?

Пивоваров: Не знаю, кто рисовал, художник или кто, я даже себе этого вопроса не ставил.

Демиденко: Вы в своем рассказе пояснили, что были «раздетые нимфы». До какой степени раздетые?

Пивоваров: На нудистских пляжах еще более раздетые. Ну, они до пояса были раздеты в прямом смысле.

Демиденко: То есть топлесс?

Пивоваров: Да-да-да.

Демиденко: У меня нет вопросов.

Судья: У меня один вопрос имеется. А вы имеете лицензию на право проведения экспертной деятельности и дачу заключения?

Пивоваров: Наше российское законодательство совершенствуется. И вот оно совершенствуется и в этой области. И, конечно, же, чтобы была полноценная религиоведческая экспертиза, хоть в Москве, хоть у нас, еще необходимо издать несколько подзаконных актов, потому что вопросы находятся на грани между светским и церковным. Тем не менее, законодательство для всех нас одно.
Подобные дела, скандальные, мягко выражаясь, они приведут к тому, что и это тоже в законодательстве будет учтено. Ведь понимаете, время дает свои вызовы. Вот этот случай — вызов, на который отвечают люди, которым дороги традиции и святыни. Формально я не религиовед, у меня нет документа, что я имею право. Но я вас уверяю, уважаемый суд, такие прецеденты приведут к тому, что... И отставлять священнослужителя от права делать экспертизу — это примерно то же самое, что делать экспертизу больницы, не допуская туда медиков.

Стасюлис: У вас имеется ученая степень, расскажите об этом.

Пивоваров: Доктор богословия. Высшее богословское образование, включая семинарию и академию, я защищал две диссертации и имею степень доктора богословия — это высшая ученая степень. И сейчас диссертации хранятся в библиотеке, которая раньше Ленинской называлась. Слава Богу, на последних международных чтениях бывший министр образования Филиппов, сказал, что теологические степени будут признаваться. Это вопрос времени.

Демиденко: А как давно вы стали доктором богословия?

Пивоваров: Степень кандидата богословия я получил в 1978 году, степень доктора — в 2014 году. Научной деятельностью занимаюсь 45 лет.

Демиденко: Ваше отношение в содеянному?

Пивоваров: Есть понятие презумпция оскорбляемости и презумпция неоскорбляемости. Прекрасно сказал Константин Курленя, ректор консерватории: если мы поставим вопрос таким образом, что, если вам не нравится, не ходите в театр, раз вас там оскорбляют, у нас будет общество сегрегации. Сюда нельзя входить верующим, сюда — атеистам, сюда — гастарбайтерам. До чего мы дойдем? Все-таки когда в частном учреждении закрытый или полузакрытый показ, естественно, это не вызовет такой интерес, но когда в бюджетном государственном учреждении показывают такие вещи в стране, где большинство людей верующие — это нонсенс. И сейчас как раз идет, перейдем мы эту грань и не перейдем.

Демиденко: Я про отношение ваше к спектаклю, к режиссеру?

Пивоваров: Прискорбное, но утешение составляет то, что сейчас происходит. Это вызов времени, причем не сверху, а снизу.

Демиденко: Положительное или негативное?

Пивоваров: Негативное. Сильно негативное.

Судья: Нет вопросов больше? Спасибо, что пришли, можете быть свободным.
http://tayga.info/details/2015/03/05/~120069
Tags: Тангейзер
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 145 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →