диакон Андрей Кураев (diak_kuraev) wrote,
диакон Андрей Кураев
diak_kuraev

Categories:

В защиту чести и достоинства патриаршего сана

"Православие категорически препятствовало подавлению свобод всех тех, кто исповедовал другую веру. Православие никогда не подстрекало свой народ, не подталкивало его к тому, что бы он лишал свободы вероисповедания другие народы. И этот опыт веротерпимости был положен в основу формирования многонационального государства. Православная Церковь никогда не притесняла иноверцев".
http://www.patriarchia.ru/db/text/4013160.html

Не понимаю, зачем патриарх Кирилл ставит читателя перед тяжким выбором:

- или патриарх не знает истории своей церкви и страны;

- или он способен к прямолинейному рекламному лжесвидетельству - и в этом смысле неотличим от муфтиев, которые после каждого исламистского теракта клянутся, что ислам совсем ни капельки не агрессивен и "религия мира" не имеет отношения к регулярным взрывам агрессии;

- или он исповедует протестантское учение о "Невидимой Церкви": мол, и цари и патриархи и епископы, делающие дурные поступки от имени Церкви и якобы для ее блага, на самом деле к Церкви не принадлежат и не являются ни ее голосом, ни ее представителями.

Тем более, что в других случаях критерии "притеснения православных" предлагаются крайне растяжимые.
И сегодня же православный интернет кипит от цитат, призывающих "освятить свою руку" известным способом.

Ну, а что было в истории...

Начало 5 века:
«Мое мнение, — замечает по этому случаю Августин, сам присутствовавший на соборе, — было таково, что никого не должно принуждать к единению со Христом, что должно действовать словом, опровергать рассуждением, поражать силою убеждения, чтобы, в противном случае, открытых еретиков не обратить в православных только по наружности». Но на соборе мнение Августина встретило сильное противоречие. «Старейшие и опытнейшие епископы убедили меня смотреть на дело иначе. Мое мнение было опровергнуто не словами, но примерами. Прежде всего мне указали на мой отечественный город (Тагаст), которого жители прежде все принадлежали к расколу, но потом обратились к церковному единству именно по страху императорских законов и теперь так гнушаются прежнего заблуждения, что как будто никогда не были причастны ему». (Павлов. Курс церковного права с. 364).

Начало 6 века:
«С конца 537 года по решительному внушению (святого) патриарха Антиохийского Ефрема и при усердном содействии светской власти возобновилось преследование монофизитов на Востоке. Снова в Сирии, Месопотамии и Армении монахи, как во времена Юстина, изгонялись из монастырей, подвергались облаве, среди зимы вынуждены были спасаться бегством в пустыню, причем под угрозой смерти был запрещено принимать беглецов. Остававшихся верными снова подвергали арестам, сечению розгами и пыткам; на площадях запылали костры, «откуда запах сожженных тел мучеников печально достигал обоняния верных» («дело, - говорит один современник, - которое сами язычники гнушались бы делать»)» (Шарль Диль. Император Юстиниан и византийская цивилизация в 6 веке. Минск, 2010, с. 341).

Конец 6 века:
"В это время приказал имп. Маврикий Стефану, епископу Харрана, поднять гонение на тамошних язычников. Когда получил этот приказ тот епископ, он поднял против них гонения, и многие стали христианами; те же, которые сопротивлялись, были изрублены мечом, а части их развесили на площадях Харрана. Правителем Харрана в то время был муж по имени Акиндин, он был христианином по имени, а тайно был язычником. И донес на него епископу его писец, человек молодой по имени Гонорий. Его распяли на холме, который есть в Харране. А Гонорий стал править вместо него городом" (Из анонимной сирийской хроники 1234 г. Публ.: Пигулевская Н.В. Византия и Иран на рубеже 6 и 7 вв. - М.- Лд, 1946,с. 254).

805 год:
"Подвигаемый великою ревностью к Богу благочестивейший царь Михаил, по внушению святейшего патриарха Никифора и прочих благочестивых мужей, объявил смертную казнь манихеям, павликианам, афинганам во Фригии и Ликаонии, но был удержан от этого другими советниками под предлогом покаяния, но погрязшие в этом заблуждении никогда не могут раскаяться. Они положили правилом, что иереям не позволительно произносить смертный приговор против нечестивых, и в этом они поступили совершенно противно священному писанию. Если Петр, глава апостолов за одну ложь умертвил Анания и Сапфиру, если Павел великий громко вопиет, что делающие сие достойны смерти, и это за один плотский грех, то не противятся ли им те, которые освобождают от меча людей и исполненных всякой нечистоты душевной и телесной, и служителей диавола? Но благочестивый царь Михаил не мало из них предал мечу" (Феофан Исповедник. Хронография).

Кпльский собор 1111 постановил сжигать богомилов. Причем если католическая инквизиция формально сама не выносила приговор, то кпльский собор сам приговаривал к сожжению (см. Анна Комнина. Алексиана. Спб., 1996, с.423).

Русская Кормчая Книга (1284 г.): "иже кто иметь еретическое писание у себя держати, и волхованию его веровати, со всеми еретики да будет проклят, а книги те на темени их сожещи".

Кпльский патриарх св. Геннадий Схоларий (патриархом он стал после падения Кпля в 1453) говорил, что сама церковь не может “открыто поручать светским властям карать еретиков смертью, так же как она, например, не может поручить убить фальшивомонетчика. Если какой-то архонт, изловив такого человека, пожелает узнать у церкви, что ему надлежит сделать с ним, то церковь не скажет, что человека нужно убить. Если же архонт посадит пойманного на кол и обрубит ему конечности в соответствии с установленными и действующими законами, то церковь не разгневается на этого архонта, а скорее похвалит его, а ушедшего из жизни осудит. Насколько же хуже разрушающий веру, через которую души людей получают спасение, чем подделыватель монеты, которой мы пользуемся только во временной жизни! Так что совершенно так же, как имеющие от Бога меч власти обязаны карать смертию других преступников, точно также и даже в гораздо большей степени они должны поступать с отступниками от веры". Схоларий ссылается на закон византийских императоров, гласящий: "Удостоенные святого крещения, но снова ставшие язычниками подлежат смертной казни". Цитируемый Схоларием текст дословно совпадает с текстом закона императоров Василия, Константина и Льва, включенного в Прохирион, а позднее (в 14 веке) - в Алфавитную Синтагму Матфея Властаря. Таким образом, явно желая создать свою систему политического преследования по образцу католической инквизиции, Схоларий в то же время опирается на традицию канонического права православной церкви" (И.П.Медведев. Византийский гуманизм. Лд., 1976. с.36-37). Подробнее: ГЕННАДИЙ СХОЛАРИЙ КАК ИДЕОЛОГ «ВИЗАНТИЙСКОЙ ИНКВИЗИЦИИ»
http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Byzanz/XV/1440-1460/Georg_Scholarij/text1.htm

(Кстати, та же логика и риторика у св. Филарета Московского в слове на панихиде по крестьянам, убитым в ходе бунта в селе Бездна: «Существо вопроса об отмене или удержании телесных наказаний до духовного ведомства не касается... Если государство найдет неизбежным в некоторых случаях употребить телесное наказание, христианство не осудит сей строгости.» (Собрание мнений и отзывов митрополита Филарета. Т.V. сс. 128 и 131). Сказано в связи с расстрелом крестьян в селе Бездна - шестью залпами убит 51 человек).

1553 год:
Старец Сильвестр, духовник Ивана Грозного – первому казанскому наместник А. В. Горбатому : "Ничто же бо тако пользует православных царей, якоже се, еже неверных веру обращати, аще и не восхотят,.. дабы вся вселенная наполнилася православием" (цит.по: Кобрин В. Г. Иван Грозный. М., 1989. С. 108).

"Будет кто иноверцы, какия ни буди веры или русский человек, возложат хулу на Господа Бога и Спаса нашего Исуса Христа или на Богородицу или на честный крест, или на святых Его угодников, того богохулника обличив казнити, зжечь" (Соборное уложение 1649 г. Текст и комментарий. Лд., 1987, с. 19).

1656 год: рязанский архиепископ св. Мисаил решил отправиться в Шацкий уезд для проповеди мордве. В поездках для распространения православия его сопровождали отряды солдат, а местное население встречало вооруженных огнестрельным оружием русских с копьями и стрелами. Мордва обратилась с челобитьем к царю с просьбой не принуждать их ко крещению, но просьба осталась без удовлетворения, царь предписал епископу приводить ко крещению силой. Во время очередного похода с солдатами в деревне Ямбирно пятьсот человек мордвы с оружием в руках встретили русских. Стрелы обратили царских воинов в бегство, а одна поразила епископа в сердце. Сотни людей были брошену в тюрьму, и именно в тюрьме 684 человека были окрещены в 1657 г.

Чуть позже - протопоп Аввакум: "Как бы ты дал мне волю, - пишет он царю Федору Алексеевичу про латинян и "калвинов" - я бы их, что Илья пророк, всех перепластал в один час" (РИБ т. 39 кн 1. вып. 1 Л., 1927, стб. 283). "Перепластали" в итоге его самого, что показывает консенсус в православно-образованной элите России того времени в неприятии свободы совести.
Патриарх Иоаким - в правление которого и был сожжен Аввакум - в завещании требовал изгнать из России всех иностранцев.

св. митр. Арсений Мациевич: «истребление раскольников должно совершаться с большим прилежанием и настойчивостью, чем жидов и других еретиков, живущих в пределах России». (Цит. по: Мельников Ф. Е. Блуждающее богословие. Обзор вероучения господствующей Церкви. вып. 1. М., 1911, с. 138).

(тут стоить заметить, что святитель Арсений был крут и по отношению к своим священникам:
1746 год. Священник при крещении малыша допустил быть восприемниками инославным (в этой роли выступили жена и сын опального барона Бирона). За это по указу св. митрополита Арсения Мациевича был бит палками ("цепками") с чтением 50-го псалма при собрании прочих священно- и церковнослужителей. (Заозерский Н. А. О церковной власти. Сергиев Посад, 1894, стр. 423).
Когда Арсений Мациевич был ещё инквизитором в Москве, он однажды пытал ярославского игумена Трифона, старца 85 лет, и пытал до того, что Трифон умер. Синод решил по этому делу, чтобы впредь духовных особ пытали бережно [ЧОИДР.1862.Кн. II. Смесь. С.3]. (Знаменский П. В. Приходское духовенство в России. СПб, 2003, С.595).
В 1753 г. Арсений (Мациевич) Ростовский ездил по своей епархии и в одной деревенской церкви заметил пыль в алтаре; следствием этого было распоряжение: священника послать в монастырь на вечное пребывание, а заказчика, у кого то село в ведомости, за несмотрение его наказать в консистории цепками - так назывались плети с несколькими на концах хвостами из пеньки, которые для упругости намачивались в горячей смоле".(Знаменский. С.594)).

В 1720-х годах казанский митрополит Тихон Воинов предложил Синоду разрушить все мусульманские кладбища в Казани и вообще запретить татарам хоронить по мусульманскому обряду (Смолич И. К. История русской Церкви. 1700-1917. ч.2. М., 1997, с. 213).

Императрица Елизавете по настоянию еп. Луки Конашевича 19 ноября 1742 года подписала Указ о разрушении всех мечетей на территории Казанской губернии и недопущении возведения новых. В течение двух лет разрушил в Казанском уезде было разрушено 418 мечетей из 536 имевшихся (История Татарии в документах и материалах. М., 1937).

"Любите врагов ваших поляков, финляндцев, грузин, армян, евреев, кавказские племена, они крепко ненавидят и болеют диавольскою ненавистью, они жалки, несчастны, подвержены страстям и сто раз нуждаются в нашем сожалении, сочувствии, ненависть ослепила их сердечные очи, они враждуют и против Бога, заповедовавшего всем любовь". (Св. Иоанн Кронштадтский. Дневник. Последние записи. Москва, 1999 г. с.37, 67, 79). Сказать "поляки, финляндцы, грузины, армяне, евреи, кавказские племена наши враги вообще сволочи, но мы должны их любить" означает именно это: занесение множества этносов во всецелые враги. А с врагами отечества сами понимаете, как оно надо поступать...
Понятно, что от таких слов в памяти читателя останется не дежурный призыв к любви, а разрешение на именование врагами целых этносов, между прочим - твоих сограждан по Империи.

***
Число таких законов, науськиваний и казней можно умножать очень долго.

А вот ни одного случая, когда бы "Православие категорически препятствовало подавлению свобод всех тех, кто исповедовал другую веру" вспомнить не могу. Кто знает - когда лидеры православия выступали в защиту религиозных прав иноверцев, причем "категорически", требовательно? И чтобы эти требования были обращены не к далеким и чужим правителям, а к своим родным? Категорические требования русских патриархов к русским царям о закрытии немецких кирх в Москве - помню. Обратного - нет...
(по требованию патр. Иосифа в 1643 году три из четырех протестантских храмов в Москве были разрушены).

И потому вновь приходится возвращаться к той трилемме, что обозначена в начале поста. И вот это действительно оскорбляет мои религиозные чувства.


***
Эти цитаты вовсе не результат моего получасового поиска по гуглу. Многие годы они копились в моей памяти и в моем компьютере...

И они просто иллюстрация ранее высказанного мною тезиса о том, что
История церкви это не только история святых, но и история болезни. В этой истории было немало переломов и кривых сращений. Приобретено много стигматов (в психологическом смысле этого слова) и дурных привычек. Создано много двусмысленных образов и образцов для подражания. Нравственно не осуждено (а, значит, и принято и даже оправдано) много отнюдь не святых поступков.
Tags: Истории церкви, Наш папизм
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 386 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
А не боитесь, что Вас самих ... цепками... ?
Сейчас другие времена, цивилизованные, гуманные.
Максимум - будут мешать возможности добывать средства к существованию.
Андрей Вячеславович, Вы не думаете, что сейчас в наши дни самым насущным является вопрос осознания себя нашей с Вами православной церковью, как христианской, где нет места одобрению войны, одобрению истребления инакомыслящих, но только диалог, только единственный инструмент - Слово?

Suspended comment

maksiav

5 years ago

Suspended comment

maksiav

5 years ago

doesnt_care

5 years ago

maksiav

5 years ago

sk495

5 years ago

Имя Фамилия

5 years ago

Suspended comment

maksiav

5 years ago

Suspended comment

maksiav

5 years ago

truefil

5 years ago

Suspended comment

alkanaftpirovic

5 years ago

maksiav

5 years ago

Suspended comment

alkanaftpirovic

5 years ago

maksiav

5 years ago

alkanaftpirovic

5 years ago

maksiav

5 years ago

Для России "...Число таких законов, науськиваний и казней можно умножать очень долго...." - ограничилось описанием безчинств единственно Арсения Мациевича. Да и источники эти надо ещё перепроверить на 5 раз. Призыв любить своих врагов св. Иоанна Кронштадского, как я понял, истолковывается оборзевшим дьяконом, как науськивание.
"Призыв любить своих врагов св. Иоанна Кронштадского, как я понял, истолковывается оборзевшим дьяконом, как науськивание."

Именно так. Сказать "поляки, финляндцы, грузины, армяне, евреи, кавказские племена наши враги вообще волочи, но мы должны их любить" означает именно это: занесение множества этносов во всецелые враги. А с врагами отечества сами понимаете, как оно надо поступать...

Но вам все равно бан.

antpis2

5 years ago

diak_kuraev

5 years ago

antpis2

5 years ago

garden145

5 years ago

antuanskaya

5 years ago

garden145

5 years ago

diak_kuraev

5 years ago

garden145

5 years ago

illailla

5 years ago

garden145

5 years ago

illailla

5 years ago

garden145

5 years ago

illailla

5 years ago

garden145

5 years ago

А почему так часто в тексте встречается слово еврей?Ведь есть же нормальное слово жид!
Кураеву лишь бы до Кира докапаться..

Думаю было бы достаточно привести закон,принятый при Никоне,а сожжении за богохульство,не дать ни взять - СВЯТАЯ РУСЬ!
Отец Андрей, если за "оборзевшего дьякона" положен бан, то неужели "нормальное слово жид" нужно оставлять без внимания? Разве это не погромная погань? Докажите на деле, что Вы с ней хотите бороться.

ivanliveforever

5 years ago

alacrity2015

5 years ago

jackalhunter762

5 years ago

alacrity2015

5 years ago

jackalhunter762

5 years ago

doctorpukich

5 years ago

alacrity2015

5 years ago

doctorpukich

5 years ago

Изя Шниперсон

5 years ago

ivanliveforever

5 years ago

alacrity2015

5 years ago

Имя Фамилия

5 years ago

alkanaftpirovic

5 years ago

Deleted comment

Suspended comment

L'etranger

March 15 2015, 12:15:54 UTC 5 years ago Edited:  March 15 2015, 12:17:32 UTC

Синод решил по этому делу, чтобы впредь духовных особ пытали бережно Надо же, какая гуманность! В чувстве юмора не откажешь.
Teвремена - это не эти времена,тогда гуманизм был другой

alkanaftpirovic

5 years ago

L'etranger

5 years ago

Отец Андрей, Вам не надоело?

Deleted comment

enjinrer

5 years ago

А чего про 1666 год не упомянули? И про пса Никона с Туптало?
Я же сказал, что что подборка очень малая. И вам несложно ее дополнить.
Православие, а также католицизм и протестантизм не тождественны христианству, т.е. учению Христа.
А что тождественно?

rus51_888

5 years ago

L'etranger

5 years ago

rus51_888

5 years ago

alkanaftpirovic

5 years ago

rus51_888

5 years ago

alkanaftpirovic

5 years ago

rus51_888

5 years ago

alkanaftpirovic

5 years ago

rus51_888

5 years ago

alkanaftpirovic

5 years ago

rus51_888

5 years ago

alkanaftpirovic

5 years ago

Vladimir Tikhejev

5 years ago

rus51_888

5 years ago

rus51_888

5 years ago

alkanaftpirovic

5 years ago

alex_seevna

5 years ago

alkanaftpirovic

5 years ago

st_viadimir

5 years ago

h02

5 years ago

mr_lomp

5 years ago

h02

5 years ago

mr_lomp

5 years ago

h02

5 years ago

mr_lomp

5 years ago

h02

5 years ago

mr_lomp

5 years ago

Андрей Вячеславович, вас иногда очень трудно понять! Вы же сами относитесь нетерпимо к так называемым "сектантам" (одно это слово уже оскорбительно, так же как, например, эпитет "христанутые") и прочим инославным и иноверным.
Сто раз в былые годы я говорил: я могу позволить себе роскошь спора с сектантами до той поры, пока в этот спор не вмешивается государство и полиция (на якобы моей стороне).

est_somnenie1

5 years ago

gotthelfemir

5 years ago

alex_seevna

5 years ago

alex_seevna

5 years ago

alex_seevna

5 years ago

Ну, в тексте сказано обтекаемо - "Православие никогда не подстрекало...", "Православная Церковь никогда не притесняла...". Императоры и Патриархи - не есть полнота ни Православия, ни Церкви. Соотвественно и их деяния не могу быть отнесены к такой метафизической категории, как Православие и Церковь.
В иных речах патриарха Кирилла и его окружения понятия "патриарх", "епископ" и "церковь" вполне синонимичны.
Если моя реплика заставит их официально растождествить - буду только рад.

Оро Друин

5 years ago

#"Любите врагов ваших поляков, финляндцев, грузин, армян, евреев, кавказские племена, они крепко ненавидят и болеют диавольскою ненавистью, они жалки, несчастны, подвержены страстям и сто раз нуждаются в нашем сожалении, сочувствии, ненависть ослепила их сердечные очи, они враждуют и против Бога, заповедовавшего всем любовь". (Св. Иоанн Кронштадтский. Дневник. Последние записи. Москва, 1999 г. с.37, 67, 79).
Число таких законов, науськиваний и казней можно умножать очень долго. #
в оригинале не ваших, а врагов наших.
науськиваний? седина в бороде фокусироваться не мешает? слово "любите" уж не читается ли как "рубите"?
Во-во, и я про подлоги и передёргивания, в том числе и смыслов.

diak_kuraev

5 years ago

garden145

5 years ago

diak_kuraev

5 years ago

garden145

5 years ago

jackalhunter762

5 years ago

garden145

5 years ago

vatrushkin1961

5 years ago

sergei_shvetsov

5 years ago

doesnt_care

5 years ago

jackalhunter762

5 years ago

garden145

5 years ago

//Цитируемый Схоларием текст дословно совпадает с текстом закона императоров Василия, Константина и Льва, включенного в Прохирион, а позднее (в 14 веке) - в Алфавитную Синтагму Матфея Властаря. //

В Алфавитной Синтагме сего нет.
Ну вот, дожили!
Религиозные чувства - это всё-таки внутри! Причем тут патриарх? Он - лишь человек!
Бог, вера в Бога - только внутри каждого человека. Видя и слыша все вокруг религии в разные времена, становится понятно, что религия не имеет никакого отношения к Богу. Это лишь богохульство и войны между разными бандами за влияние и деньги.
кротость- самое сильное.
нет,
Любовь - самое сильное

alacrity2015

5 years ago

prostopop

5 years ago

illailla

5 years ago

Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →