диакон Андрей Кураев (diak_kuraev) wrote,
диакон Андрей Кураев
diak_kuraev

Ожидание или отчаяние?

Лк. 6,35:
"взаймы давайте, не ожидая ничего".
ap-elpizoutes

Возможный перевод - "никого не отчаивая"; "никого не лишая надежды"
(Версия А. Меркса "Четыре канонических Евангелия по их древнейшему тексту", 1905. на нем. яз.
цит. в "Толковой Библии" Лопухина без указания авторства ("некоторые толкователи"); но в списке литературы именно эта книга Меркса. А цитата из нее с указанием автора, но без указания книги - у Макса Вебера в "Духе капитализма....")

Разница в том, забочусь ли я о себе или о другом. В синодальном переводе, передавая деньги одной рукой, другой я должен душить свою же жабу.
В альтернативном переводе нет места для заботы о себе и своем будущем: главное - чтобы встреченный человеке не впал в последний грех отчаяния.

В контексте:
"вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы
давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете
сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым.
Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд".

О том, что все люди дают взаймы с расчетом на возврат, уже трижды было сказано в предыдущих стихах. Но здесь появляется Третье Лицо - Бог.

Если важнейшая точка - мои отношения с Богом, то Его милосердие есть источник надежды для меня. Моя надежда имеет право на существование, только если Бог милосерд. Но какого отношения я жду от Бога к себе, в такие же отношения я должен войти с другими людьми. Чтобы я (зная свои грехи и долги пред Богом) мог не отчаяться в Боге и своем спасении - я не должен повергать в отчаяние других.

Так логично, а если я просто ничего не жду от людей, то как это связано с моей надеждой на Бога?
В этом случае уподобления и переноса не происходит.

В переводе Меркса нужда человека есть достаточная причина, чтобы дать в долг. И речь идет не о том, чтобы требовать возврат одолженного, а о том, чтобы не различать - добрый или злой перед тобой нищий. Как Бог посылает дождь и грешнику и праведнику...

Ближний - не тот, кто нужен тебе, а тот, кому нужен ты. И неважно - что между вами было или не было прежде, и неважно - какое будущее ждет вас. Неважно - эта встреча на миг или навсегда. Случайно встреченному ты - обязан.

Бодлер это называл "священной проституцией души".
Ведь так обязана была отдаться чужестранцу жрица в некоторых языческих культах.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 133 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →