диакон Андрей Кураев (diak_kuraev) wrote,
диакон Андрей Кураев
diak_kuraev

Новосибирская мозаика - 2

В разговоре с корреспондентом Сиб.фм Кураев отметил, что критику в сторону митрополита Тихона он высказывать не будет, так как всё-таки находится у него в гостях.

— Хоть я и незваный гость, — улыбнулся протодиакон Андрей.

— Андрей Вячеславович, а почему сначала вы не захотели выступать?

— Я не умею кричать на людей с трибун, это не мой стиль. Надо было просто понять мне, можно или нет. В общем, я, конечно, не хотел. Но дело не в моих хотелках. В моей голове, когда я сидел за сценой, возник вопрос «А не должен ли я»? В Евангелии есть слова о проповеди вовремя и не вовремя. Сегодня вербное воскресенье, начинается страстная седмица, и я вижу собравшихся людей, которые готовы меня услышать. Как христианин и христианский проповедник, имею ли я право пройти мимо? Что бы сделали апостолы в этой ситуации? И вот тогда я понял — придётся. Я, тем не менее, не соглашусь с некоторыми выступавшими на этом митинге, для меня свобода самовыражения художника не есть наивысшая ценность, я вам честно скажу.
Я всё-таки считаю, что свобода движения моего кулака заканчивается там, где начинается лицо другого человека.
И поэтому это тоже серьёзный вопрос о самоцензуре художника. Любой человек публичный, он должен быть онлайн, он должен чувствовать, как общество реагирует на него.
— А допустимо ли для церкви, на ваш взгляд, такое влияние на светское искусство?

— Допустимо. Даже если на мне вот такая одежда, это не значит, что я не имею права высказывать своё мнение. Почему нет? Вопрос в культуре этого диалога. И в том, есть ли установка на слышание. Это всегда тяжёлый путь. Мы должны учиться жить вместе. Наше общество с большим трудом привыкает к этому разнообразию. Не стоит призывать никого молчать. Да, у церкви есть право на голос.

— Но было ли всё-таки оскорбление в «Тангейзере»?

— Я думаю, всё-таки там не было оскорбления религиозных чувств, потому что там была сложная конструкция и режиссёр-Тангейзер, который снимает кощунственный фильм о Христе, он же не представлен в опере как положительное лицо. Это опция «картинка в картинке». Это печально, это болезненный человек, он сам себя изувечил, он живёт в больном мире. Вот об этом, по-моему, эта опера. Она не о том, что вот так и надо видеть Христа. Поэтому в данном случае это было ложное срабатывание тревоги.
Но это не значит, что сигнальную систему надо демонтировать как таковую и что пожаров не бывает.
Поэтому давайте всё-таки заботиться и соблюдать правила противопожарной безопасности. Я полагаю, что было бы очень хорошо для церкви начать серьёзную дискуссию внутрицерковную, а затем и открытую, о том, как всё-таки церкви реагировать на такие спорные ситуации, на ситуации, когда нам представляется, что нашу святыню обидели. Ведь бывают ситуации, когда происходят вещи действительно кощунственные. Опыт наш и католической церкви показывает, что если в ответ начинаются какие-то гневные акции опровержения или кого-то тащат в суд, то это произведение, которое оспаривается церковью, приобретает мгновенно огромную популярность, возникает умножающий эффект, миллионные копии начинают наполнять прессу и интернет. Выходит, что дурно пахнущую субстанцию мы в итоге разбросали по всему миру. Но какая-то реакция должна быть?

А может быть, если видишь, что такое происходит, нужно провести ответную акцию, но она должна быть совершенно другого характера: меня оскорбили — а я в ответ что-то доброе делаю. Мы просто меняем сюжет дня. Так бывает, когда ребёнок задал неприличный вопрос. Подходит малыш, сидят гости, и тут он сообщает новость о своей жизни по своей простоте и наивности, которую не принято обсуждать во взрослой среде, но у него нет секретов, это важное событие в его жизни, он об этом сообщает, что делают родители? Забалтывают. Ой, смотри, игрушка вот здесь лежит. Может, вот так вот надо? Мне кажется, нынешний римский папа Франциск именно так и реагирует. Вместо того, чтобы вести полемику в прессе, а его обвиняют в том, что попы — это институт власти, они жадные и властолюбивые. И что мы видим? Самый богатый и властный поп в мире ушёл добровольно, а тот, кто пришёл ему на смену, — бомжам ноги моет.


Кураев также сообщил, что из руководства РПЦ ему не звонили и не угрожали, отметив, что у них «прекрасные отношения»

http://sib.fm/stories/2015/04/05/ne-stat-stolicej-cenzury


Последнюю фразу, наверно, надо пояснить: это цитата из протопресвитера о. Виталия Борового.

В те времена, когда каждую выезжавшую из СССР группу сопровождали "искусствоведы в штатском", нашу церковную делегацию где-то на Западе окружили тамошние журналисты. И отца Виталия ошарашили вопросом: "Скажите, а какие сейчас у вашей церкви отношения с советской властью?".
На что он спокойно ответил: "Знаете, у нас к ним отношение хорошее! Мы о них молимся! А как они к нам относятся - вы у него спросите" - и указал на товарища в штатском. Вот и я на каждой службе молюсь о нашем патриархе Кирилле.

***
Православные блогеры обеспокоились - сколько денег я получил за выступление на новосибирском митинге.

Например, прот. Александр Новопашин, которого десятилетия служения владыке Тихону, кажется, привели к выводу, что убеждений у людей быть не может, а могут быть только деньги, пишет:

"Кто он, о.Кураев?! Разве он является представителем общественных организаций или государственных структур, а быть может, Московской Патриархии? Нет! Он – никто. Максимум – это частное лицо, приглашенное кощунниками, предположу, что не на безвозмездной основе. Вряд ли о.Кураев приехал в Новосибирск за свой счет, потратив свое «драгоценное» время на то, чтобы выступить на этом митинге. Я глубоко сомневаюсь, что он приехал задаром, преследуя идейный интерес. Взгляните на фотографию, где он удрученно сидит, забившись в уголок, в палатке, рядом с трибуной, куда заглядывает полицейский. Эту фотографию я бы подписал так: «Деньги получил – пора выходить на митинг!» В удрученном лице Кураева все видно: кто он, что он и каково его место на этом празднике псевдожизни".
http://ruskline.ru/news_rl/2015/04/06/dengi_poluchil_pora_vyhodit_na_miting/

Докладываю, отче:
как давно безработный я и в самом деле не могу лететь в такую даль за свои деньги. Билет мне купили новосибирские журналисты - те самые, которые много лет просили Вас и митрополита об интервью, но, отчаявшись, решили пригласить более доступного церковного собеседника. Мой гонорар составили два пирожка с капустой и кулек с кедровыми орешками.

Звали меня не столько на митинг, сколько на общение с прессой. И эти полтора дня действительно до предела были заполнены именно этим. И поскольку инициаторами моего приезда были именно журналисты - им было довольно фиолетово, буду я выступать на митинге или нет. Мне же именно митинговать действительно не хотелось - и тем не менее я прилетел. Потому что прилетел не ради митинга, а ради общения с людьми.

Столь же ограничен кругозор отставного нашиста Бориса Якименко:
"То, что акция организована и оплачена определенными людьми, а не стала проявлением энтузиазма, свидетельствует простой пример, а именно: появление на акции совсем уже сошедшего с осей Кураева. Хорошо известно, что Кураев бесплатно не делает вообще ничего (знаю по очень богатому опыту общения), то есть кто-то пригласил его, оплатил его визит в Новосибирск, питание, проживание (а если учесть, что он никогда не ездит один, с ним почти всегда ездит несколько молодых людей (семинаристы?), которых приходилось всегда с большим не удовольствием и трудом брать на содержание, так как расходы на них не предусматривались). Кто? Опять же, скорее всего, заказчики. «Крыша»". http://boris-yakemenko.livejournal.com/506237.html

Для него уточняю: я прилетел один. Семинаристов я уже не обучаю. А про расходы на них не надо врать. С Якименко я работал на Селигере. Автобус там был один на всех. Спали в общей огромной монастырской келье на 15 человек. Еда была из общего котелка. Ну разве что однажды я приехал с Чаплиным, и Якименко жалуется на сложность прокорма именно этого мальчика...

***
И еще насчет возможного моего вознаграждения:
"За неделю до митинга в группе «Бойцовский клуб Новосибирская область» в соцсети «ВКонтакте» появился нецензурный призыв к избиению участников акции — за это были даже обещаны призы".
http://vk.com/wall-1281974_15896

Не говоря уже об угрозах того же о. Новопашина мне церковным судом.
http://ruskline.ru/news_rl/2015/04/01/cerkovnyj_sud_dolzhen_obratit_svoe_vnimanie_na_kuraeva/
***

Перед началом митинга из динамиков раздавалась мелодия из "Лебединого озера". Та самая, что некогда столь полюбилась советским студентам, что они написали к ней свое либретто. Помните:

Растут бананы высоко
Достать бананы нелегко
Хочу банан! Хочу банан

В Москве бананы дефицит
За ними очередь стоит.
Хочу банан! Хочу банан!

Учитывая банановое прошлое подследственного Кехмана - можно ли счесть это случайностью?



***

Про конец митинга занятно подметила блогер monpansie:

У "активистов" хедлайнером был боксер Валуев, а у нас дьяк Кураев.
Как говорится - ну-ка, ну-ка или с этого места поподробнее! Вот так ирония!
http://monpansie.livejournal.com/420579.html
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 75 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →