диакон Андрей Кураев (diak_kuraev) wrote,
диакон Андрей Кураев
diak_kuraev

Пермская беседа

Во время визита в Пермь известный богослов и писатель дал эксклюзивное интервью «Звезде».

[http://zvzda.ru/interviews/239d498bc17a

Отец Андрей Кураев — пожалуй, одна из самых ярких и неоднозначных фигур в Русской православной церкви сегодня. Атеист в прошлом, а теперь протодиакон, богослов и священник, отец Андрей известен своими резкими высказываниями относительно многих «наболевших» в стране вопросов, непримиримым отношением к терроризму и другим бедам современного мира. В Пермь богослов приехал, чтобы прочитать лекцию о Пасхе. Отец Андрей рассказал корреспонденту «Звезды» о своём отношении к переезду пермской художественной галереи, распятому Гагарину и обучению детей православию.

Отец Андрей, что вам приходилось слышать о Перми?

— Меня очень удивила ваша ситуация с передачей художественной галереи РПЦ. Я был шокирован, когда увидел в отеле фотографии собора и понял, что в нём все еще находится галерея.
Думаю, что люди, которые выступают против переезда галереи, устроены нелогично. Они в большинстве своем считают себя людьми про-европейской ориентации, демократами, сторонниками правового мышления и правового государства. Но в пост-советской Европе проведена решителная реституция. Даже в весьма светской Чехии весьма небольшой местной чешской православной церкви три года назад выделена денежная компенсация за когда-то отнятые у нее авуары. В Прибалтике возвращены даже квартиры и поля. Почему же вы отказываетесь эту европейскую практику перенести в Россию?

По большому счёту, само здание совсем не устроено для расположения в нём галереи, ей там неудобно. Куда более логичным было бы согласиться на переезд в новое, более подходящее для этих нужд здание со сложными инженерными системами освещения, вентиляции подогрева, кондиционирования... Тогда была бы решена и проблема применения информационных технологий, поскольку сегодня художественная галерея — это не только картины на стенах, но и мультимедийные залы и интерактивные находки. Зачем искусство 21 века втискивать в здание века 19го?

Кроме того, мне очень нравится подход, который демонстрирует Олимпийский комитет и ФИФА при выборе городов для проведения соревнований. Они спрашивают не о готовности стадионов, а о том, как чемпионат повлияет на дальнейшую жизнь города или региона. Не на спортсменов, а на обывателей. Спортсмены пробегут, а людям, оставшимся в городе, жить станет легче. Лондон получил свою олимпиаду именно потому, что обещал провести ее в трущобах, в деградировавшем районе города. Олимпиада помогла этому огромному району обрести второе дыхание... Сочинская Олимпиада избавила Сочи от душивших город пробок (хотя и не смогла оставить городу обещанные новые канализационные сети и очистные сооружения; поэтому детей лучше туда летом не везти). Так, может и новую галерию искусств в Перми запланировать как градообразующий объект, который даже окраину сделает центром? Это может быть концепция нового кампуса: рядом с галереей - художественная школа, музыкальная школа, училище, соответствующий университет, и, конечно, новое жилье, новые общежития и новые дороги. Город будет развиваться.


- Насколько остро стоит вопрос с возвращением церкви отдельных зданий в других регионах?

— Посмотрите хотя бы на Петербург. Казанский собор, где был Музей атеизма, снова стал храмом (хотя и остался на балансе государства). А музей (теперь он посвящен истории религий) получил новое помещение. В современном мире построить здание гораздо дешевле, чем прежде. Что такое - затраты не строительство собора в бюджете Пермской губернии в 19 веке, и что такое затраты на аналогичное по площади галереи для современного бюджет Пермского края?

- В декабре прошлого года в здании галереи пытались устроить выставку, посвящённую истории Корана. Пермская епархия выразила своё недовольство, и в конце концов мероприятие пришлось перенести на другую площадку. Как по-вашему, является ли этот прецедент проявлением религиозной нетерпимости?

— Я думаю, что представители Пермской епархии в этом плане сделали всё правильно. Никто не знает границ претензий мусульманского мира. История османской Турция знает пример, когда православный храм, незакрытый при завоевании мусульманами города, был закрыт много позднее на основании предположения о том, что султан, наверно все же зашел в этот храм А если зашел, значит, молился. А если молился, то именно Богу мусульман. И, значит, это священное место именно для мусульман и должно быть им же возвращено. А не случилось бы так же, если бы в здании бывшего православного храма выставили священный Коран? Разве сегодня мало религиозных фанатиков? А не захочет ли вдруг правительство заручиться поддержкой мусульманства и сделать им такой подарок в виде здания, в котором ранее уже выставлялся Коран?

- В День космонавтики, когда православный мир праздновал Пасху, на стене одного из домов в центре Перми появилось изображение распятого Гагарина, наделавшее много шума. Как думаете, насколько это было оправдано? И было ли что-то кощунственное в этом изображении?

— В данном случае мои религиозные чувства оскорблены не были. Нужно понимать, что не всякое распятие есть распятие Христово. Например, в учебниках истории есть рисунки, изображающие гибель сторонников Спартака, которых распяли по Аппиевой дороге из Рима. И как-то я не видел, чтобы они кого-то оскорбляли. Есть речевые штампы. Например, начальнику говорят: «Вы несёте крест». То есть это просто может быть дурновкусием — как ювелирно украшенный крест на открытом декольте девицы. Но не оскорбление. Я так понимаю, что автор распятого Гагарина не хотел никого оскорбить, более того, он хотел примирить науку и религию. Так что не надо никого кошмарить.

- Сегодня вообще много говорят об оскорблении чувств верующих. Как же почувствовать грань и понять, оскорблены чувства или ещё нет?

— Чувства — очень тонкая материя. Они субъективны, и никакой нотариус не заверит то, что произошло с моими чувствами. Чувства — это так: «Моя вещь, куда хочу, туда и кладу». Мои чувства могут быть устроены иначе, чем чувства соседа или даже чувства епископа. И то, что оскорбляет меня, может не оскорблять его. Например, в 2001 году на Пасху в Кабардино-Балкарии был зверски убит фанатиком в храме православный священник Игорь Розин. Он получал угрозы, но не уехал. Зарезан он был прямо в церковном дворе. Его убийца потом бегал по городу с радостными воплями: "Я теперь святой, я попаду в рай, потому что я зарезал неверного!"...
По сути, это первый мученик XXI века.
То, что церковь об этом молчит, а канонизация до сих пор не произошла, и причем это замалчивание вызвано именно политическими мотивами, меня лично оскорбляет.
Кроме того, для приведение в действие этой статьи закона надо доказать, что имела место не неосторожность, а злой умысел.
Лет 10 незад Министерство туризма Турции сняло классный рекламный ролик. В нем чередовались прекрасные пляжи, античные руины, византийские храмы, мечети, современный хай-тек. Месседж понятен: в Турции есть всё, и на любой европейский вкус. Но был кадр: прекрасные юноши-дервиши кружатся в танце, а полом служит византийская мозаика с ликом Христа (то есть мозаика была и есть на потолке, но создатели ролика ее спроецировали под ноги). По отдельности прекрасно и то и другое. Но получилось, что юноши попирают ногами икону. Я не думаю, что Турция хотела оскорбить религиозные чувства своих возможных клиентов. Просто поскольку у мусульман нет культуры образа, это место у них не болит, и они не заметили, что оскорбили чьи-то чувства, сами того не желая.

- Отец Андрей, вы являетесь автором первого учебника «Основы православной культуры». Как зарекомендовал себя учебник за время его апробации?

— Такие уроки необходимы, чтобы спасти детей от сектантской пропаганды. Оккультизм сегодня можно встретить и в мультфильмах, и в голливудских фильмах. Поэтому лучше не дожидаться, пока зло придёт к вам в дом, а сделать детям «прививку», познакомить их с культурой традиционной мысли на религиозные темы. Учебник бесконфликтен. Педагогам я в лицо говорю, что мой учебник — настоящий кошмар для учителей: «Ведь в должны так вести каждый урок, чтобы мулла, раввин, поп и лама, если бы они сидели на задней парте, после каждого предложения согласно кивали бородами: "Да, доченька, верно глаголеши, именно так мы и веруем"».

- А как всё же нужно преподавать в нашей многонациональной стране религию, чтобы не оскорбить чувства верующих?

— Здесь я особых проблем не вижу. В учебнике содержатся призывы морального свойства, не религиозного: призыв подумать, а не помолиться Богу. Разделение классов по интересам к конфессиональным культурам не более опасно, чем разделение класса на испанскую ли английскую группы. Хотя между Англией Испанией были великие войны... Напротив, важно, чтобы дети узнавали о своих религиях именно от учителей и в школе, а не в подворотнях от экстремистов.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 32 comments