диакон Андрей Кураев (diak_kuraev) wrote,
диакон Андрей Кураев
diak_kuraev

Экуменическая молитва митрополита Новосибирского Тихона

Журнал Московской патриархии. 1981, № 5, сс. 48-51

Иеродиакон ТИХОН (Емельянов), студент МДА

Молитва о христианском единстве

Осенью 1981 года исполняется 20 лет со дня вступления Русской Православной Церкви во Всемирный Совет Церквей.
Всемирный Совет Церквей — это свободный союз более трехсот христианских Церквей, которые в братском сотрудничестве созидают подлинно христианские взаимоотношения друг с другом, чтобы в угодное Господу время восстановилось единство всех христиан в вере.
«Изъявляя свою готовность свидетельствовать пред христианами других исповеданий свою веру и преданность Господу, свою непоколебимую преданность Священному Преданию, выраженному в определениях Вселенских Соборов и в единодушном свидетельстве святых отцов и учителей Церкви, Русская Православная Церковь считает своим высоким моральным долгом поддерживать важнейшие мероприятия Всемирного Совета Церквей, способствующие укреплению христианского единства» («ЖМП», 1963, № 1, с. 53).
Ежегодное проведение «Недели молитв о христианском единстве» является одним из мероприятий ВСЦ.
Авторитетнейший иерарх Русской Православной Церкви митрополит Московский Филарет так высказывался о молитве за единство христиан: «Всякий, во Имя Троицы крещенный, есть христианин, к какому бы он ни принадлежал исповеданию. ...Истинная веротерпимость не ожесточается средостением, разделяющим христиан, а скорбит... и молится „о соединении всех"» (цит. по «ЖМП», 1962, № 5, с. 29, 30). Известно, что молитва о христианском единстве всегда возносилась Православной Церковью, но раньше не было объединения в ней с представителями инославных исповеданий. Подобные молитвы имеются почти во всех литургических чинах и обиходах различных христианских исповеданий.
Еще до вступления Русской Православной Церкви во Всемирный Совет Церквей генеральный секретарь (ныне почетный президент) ВСЦ д-р В. А. Виссерт-Уфт прислал текст экуменических молитв о единстве христиан в вере и просил объяснить, как относится Русская Православная Церковь к идее этих молитв. Наша Церковь через Отдел внешних церковных сношений направила ответ, в котором, в частности, говорилось: «Мы с искренним духовным наслаждением внимательно ознакомились с любезно переданным Вами текстом молитв и призывов к молитвенным размышлениям в эту «Неделю молитв», выработанных Комиссией «Вера и церковное устройство» Всемирного Совета Церквей.


Содержащиеся там молитвенные воззвания к Богу и указания на предмет молитвенных размышлений являют собою богатство христианского духа, духовную мудрость и искреннее благочестие их составителей. В этом отношении мы выражаем наше внутреннее согласие и единодушие с общей духовной направленностью и общехристианским духом этих молитвенных устремлений к столь вожделенному для всех нас христианскому единству... Мы приветствуем усилия наших западных братьев-христиан усугубить их молитвенный подвиг в поисках единения в истинной Церкви Христовой специальными чинопоследованиями в особую «Неделю молитв за христианское единство». Разделяя Ваше молитвенное горение о единстве, и мы усугубим наши смиренные молитвы о «соединении всех», согласно с духом и сложившейся литургической практикой нашей Церкви» («ЖМП», 1961, № 2, с. 79, 80).
Неделя молитв о христианском единстве имеет свою историю. В середине XVIII века в Европе и США возникают первые идеи о проведении специальных объединенных молитв, однако широкого распространения они тогда не получили.
В 1821 году англичанин Джеймс Холдэйн Стюарт возродил мысль о совместных молитвах, опубликовав свои «соображения относительно всеобщего союза христиан для молитв об излиянии Святого Духа». Откликом на его «соображения» явилось создание «Союза для молитвы» из христиан различных протестантских течений. По почину Холдэйна Стюарта с 1837 года первый январский понедельник стал общим днем совместных молитв.
Постепенно идея молитв о христианском единстве находила все большее признание и распространение. Параллельно с первой неделей января появились и другие дни совместных молитв.
С целым рядом попыток организации специальных молитв о христианском единстве выступает в XIX веке Римско-Католическая Церковь. Папа Пий X одобрил в 1909 году проведение «Недели молитв» с 18 по 25 января, а папа Бенедикт XV предписал совершать ее ежегодно во всей Римско-Католической церкви. Поскольку была тенденция проводить «Недели молитв» о соединении всех христиан на римо-католической основе, то это служило препятствием для христиан других исповеданий принимать в них участие. Однако после 1930 года видные католические богословы начинают рассматривать этот вопрос с позиции «подлинного соединения христиан на братской основе с подчинением одной лишь Божественной истине и Одному лишь Господу Иисусу Христу» («ЖМП», 1961,№ 2, с. 78), что облегчило возможность превратить «Недели молитв» в общехристианское дело.
Идея совместных молитв получила свое развитие в экуменическом движении. Об установлении специальной молитвенной «Недели» перед Пятидесятницей высказалась в 1920 году проходившая в Женеве подготовительная конференция «Вера и церковное устройство». В 1941 году время экуменических молитв было перенесено на январь.
На заседании в феврале 1946 года в Женеве Организационный комитет Всемирного Совета Церквей, в процессе подготовки заслушав меморандум о «Экуменическом дне молитв», постановил принять «Неделю молитв о христианском единстве» с 18 по 25 января и ежегодно совершать в это время общие молитвы всех христиан на земле.
С тех пор ежегодно Комиссия «Вера и церковное устройство» ВСЦ организует такие молитвы и рассылает во все Церкви — члены ВСЦ особые тексты молитв и богословские пояснения к ним. Тексты молитв направляются и Русской Православной Церкви. Но прямое участие в совместных молитвах с христианами различных конфессий Русская Православная Церковь начала практиковать после того, как в 1961 году на III Генеральной Ассамблее ВСЦ в Нью-Дели (18 ноября — 6 декабря) она вступила во Всемирный Совет Церквей.
В Обращении к участникам Ассамблеи Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий писал тогда: «Русская Православная Церковь знает о трудностях, стоящих на пути к единению христиан в Церкви, но она благодарит Господа за милость осознания разъединённым христианством греха этого разделения и долга своего единения и видит в совместной деятельности Церквей и объединений в лоне Всемирного Совета Церквей действенное проявление этого осознания в направлении искания путей и средств к восстановлению утраченного единства» («ЖМП», 1962, № 1, с. 51).
Стремление к единству всех христиан отвечает заповеди Спасителя (Ин. 17, 21). В достижении вожделенного единства последователи Христа избирают самое действенное средство — молитву.
Экуменические молитвы о единстве христиан имеют свое чинопоследование. Комиссия «Вера и церковное устройство» ВСЦ к «Неделе молитв о христианском единстве» издает специальные брошюры, содержащие богослужебное последование «Недели». Чин молитвы каждый год претерпевает небольшие изменения, но основной смысл ее не меняется.
Богослужение каждого дня «Недели» начинается молитвой из псалма Давида. За ней следует молитва дня (обычно молитва заимствуется из церковных служб различных христианских исповеданий) и библейские чтения, за которыми бывает размышление о прочитанном (медитация), исповедание веры, проповедь, литания (усиленное моление), ходатайственное моление, Молитва Господня («Отче наш») и заключительная часть.
Экуменическая молитва 1981 года была проведена 26 января в храме во имя святых апостолов Петра и Павла, что в Лефортове в Москве.
В молитве приняли участие:
от Русской Православной Церкви — епископ Зарайский Иов, заместитель председателя Отдела внешних церковных сношений; преподаватели Московских Духовных Академии и Семинарии архимандрит Георгий (Грязнов) и В. В. Иванов; диакон Александр Кожа, студент I курса МДА;
от Антиохийской Православной Церкви — представитель Патриарха Антиохийского при Патриархе Московском архимандрит Нифон Сайкали, настоятель Антиохийского подворья в Москве;
от Болгарской Православной Церкви — представитель Патриарха Болгарского при Патриархе Московском архимандрит Наум Шотлев, настоятель Болгарского подворья в Москве;
от Римско-Католической Церкви — священник Станислав Мажейка, настоятель храма святого Людовика в Москве;
ской Церкви. Поскольку была тенденция проводить «Недели молитв» о соединении всех христиан на римо-католической основе, то это служило препятствием для христиан других исповеданий принимать в них участие. Однако после 1930 года видные католические богословы начинают рассматривать этот вопрос с позиции «подлинного соединения христиан на братской основе с подчинением одной лишь Божественной истине и Одному лишь Господу Иисусу Христу» («ЖМП», 1961, № 2, с. 78), что облегчило возможность превратить «Недели молитв» в общехристианское дело.
Идея совместных молитв получила свое развитие в экуменическом движении. Об установлении специальной молитвенной «Недели» перед Пятидесятницей высказалась в 1920 году проходившая в Женеве подготовительная конференция «Вера и церковное устройство». В 1941 году время экуменических молитв было перенесено на январь.
На заседании в феврале 1946 года в Женеве Организационный комитет Всемирного Совета Церквей, в процессе подготовки заслушав меморандум о «Экуменическом дне молитв», постановил принять «Неделю молитв о христианском единстве» с 18 по 25 января и ежегодно совершать в это время общие молитвы всех христиан на земле.
С тех пор ежегодно Комиссия «Вера и церковное устройство» ВСЦ организует такие молитвы и рассылает во все Церкви — члены ВСЦ особые тексты молитв и богословские пояснения к ним. Тексты молитв направляются и Русской Православной Церкви. Но прямое участие в совместных молитвах с христианами различных конфессий Русская Православная Церковь начала практиковать после того, как в 1961 году на III Генеральной Ассамблее ВСЦ в Нью-Дели (18 ноября — 6 декабря) она вступила во Всемирный Совет Церквей.
В Обращении к участникам Ассамблеи Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий писал тогда: «Русская Православная Церковь знает о трудностях, стоящих на пути к единению христиан в Церкви, но она благодарит Господа за милость осознания разъединённым христианством греха этого разделения и долга своего единения и видит в совместной деятельности Церквей и объединений в лоне Всемирного Совета Церквей действенное проявление этого осознания в направлении искания путей и средств к восстановлению утраченного единства» («ЖМП», 1962, № 1, с. 51).
Стремление к единству всех христиан отвечает заповеди Спасителя (Ин. 17, 21). В достижении вожделенного единства последователи Христа избирают самое действенное средство — молитву.
Экуменические молитвы о единстве христиан имеют свое чинопоследование. Комиссия «Вера и церковное устройство» ВСЦ к «Неделе молитв о христианском единстве» издает специальные брошюры, содержащие богослужебное последование «Недели». Чин молитвы каждый год претерпевает небольшие изменения, но основной смысл ее не меняется.
Богослужение каждого дня «Недели» начинается молитвой из псалма Давида. За ней следует молитва дня (обычно молитва заимствуется из церковных служб различных христианских исповеданий) и библейские чтения, за которыми бывает размышление о прочитанном (медитация), исповедание веры, проповедь, литания (усиленное моление), ходатайственное моление, Молитва Господня («Отче наш») и заключительная часть.
Экуменическая молитва 1981 года была проведена 26 января в храме во имя святых апостолов Петра и Павла, что в Лефортове в Москве.
В молитве приняли участие:
от Русской Православной Церкви — епископ Зарайский Иов, заместитель председателя Отдела внешних церковных сношений; преподаватели Московских Духовных Академии и Семинарии архимандрит Георгий (Грязнов) и В. В. Иванов; диакон Александр Кожа, студент I курса МДА;
от Антиохийской Православной Церкви — представитель Патриарха Антиохийского при Патриархе Московском архимандрит Нифон Сайкали, настоятель Антиохийского подворья в Москве;
от Болгарской Православной Церкви — представитель Патриарха Болгарского при Патриархе Московском архимандрит Наум Шотлев, настоятель Болгарского подворья в Москве;
от Римско-Католической Церкви — священник Станислав Мажейка, настоятель храма святого Людовика в Москве;

от Апостольской Армянской Церкви — архимандрит Тиран, настоятель армянской церкви в Москве;
от Всесоюзного Совета евангельских христиан-баптистов — В. Г. Куликов, ответственный секретарь редакции журнала «Братский вестник».
В храме присутствовали также сотрудники Синодальных отделов, учащиеся Московских Духовных школ, прихожане храма. Пел хор студентов МДА.
Предстоятельствовал на экуменическом богослужении епископ Зарайский Иов. Перед началом общехристианской молитвы он обратился к собравшимся с словом.
«Дорогие собратья и молящиеся! — сказал епископ Иов. — По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена председатель Отдела внешних церковных сношений Высокопреосвященный митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий пригласил нас сегодня совместно совершить экуменическую молитву о единстве христиан по чину, разработанному Всемирным Советом Церквей в сотрудничестве с Римско-Католической Церковью. Эта молитва совершается в Неделю единства во всем мире всеми христианами.
Христиане всего мира собираются вместе во исполнение заповеди Спасителя «да вси едино будут» (Ин. 17, 21). Как вы знаете, наша Православная Церковь всегда и везде, ежедневно на протяжении всех веков своего существования возносит молитвы о благостоянии святых Божиих Церквей и соединении всех. Однако экуменическая молитва о единении с участием всех христианских исповеданий имеет свою сравнительно недавнюю традицию.
Началась эта традиция в 1740 году с первых объединенных экуменических молитв в Шотландии — призывом ко Святому Духу содействовать всехристианскому единению и возрождению. С тех пор этот благочестивый экуменический христианский обычай имел различную историю в различных странах и у разных христианских Церквей и исповеданий.
Специальная неделя для таких молитв во всем христианском мире была выделена в 1946 году Организационным комитетом Всемирного Совета Церквей, который установил ее на период с 18 по 25 января. С тех пор во Всемирном Совете Церквей вырабатываются совместные тексты и чины молитв и рассылаются всем Церквам — членам ВСЦ и всем христианским группам и организациям, заинтересованным в достижении христианского сближения и единства.
Со времени после II Ватиканского Собора Секретариат по содействию христианскому единству ежегодно совместно с Комиссией «Вера и церковное устройство Всемирного Совета Церквей разрабатывает единый текст и чин молитв на очередной год и затем этот совместный текст рассылается из Женевы и Рима по всему миру — всем христианам.
Ежегодно избирается одна центральная тема, вокруг которой концентрируется вся молитва: и чтение из Священного Писания, и проповедь, и молитвенные обращения в совместной экуменической молитве.
В этом году основная тема — «Един Дух — многие дарования — Едино Тело».
Помолимся же, дорогие братья и сестры, чтобы Господь, посылая нам обильные и многоразличные дары из одного и того же источника — Святого Духа, помог бы нам восстановить христианское единство в Одном Теле — в Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви».
Чин экуменической молитвы 1981 года был в основном традиционным, но имел и свои особенности.
Например, после обычного начала молитву «Отче наш» прочитали все присутствовавшие за богослужением. Хор исполнил малое славословие, а затем — тропарь и кондак Богоявления.
Брат В. Г. Куликов прочитал псалом 103-й, а диакон Александр Кожа произнес мирную ектению, по окончании которой архимандрит Нифон сказал: «Тема экуменической молитвы на этот год, которую мы и совершаем в этом святом храме, «Един Дух — многие дарования — Едино Тело» раскрывается пред нами во многих местах Священного Писания во всем своем многообразии форм и проявлений». Далее он и все участники богослужения прочитали тексты из Священного Писания и прошения молитвы о единстве всех христиан.
Брат В. Г. Куликов произнес слово, в котором, в частности, сказал, что не в первый раз мы собираемся вместе, но всякий раз подобные встречи вызывают радостное волнение, как будто это происходит впервые.
Сегодня, продолжал он, мы вновь собрались на совместную молитву, посвященную единству, ибо единство христиан есть воля Божия, а разделение — грех. У нас Один Господь и Спаситель, одно Священное Писание. У нас общее служение Отечеству и делу мира. В единстве сила и условие успешного свидетельства миру, по слову Христа Спасителя: «Да будут в Нас едино, — да уверует мир» (Ин. 17, 21). И мы верим, что придет время, когда «будет одно стадо и один Пастырь» (Ин. 10, 16).
После этого хор пропел тропарь и кондак Пятидесятницы, а участники молитвы произнесли сугубую ектению, прошения которой выражали общехристианскую скорбь о разделении и желание единства во Христе Спасителе. Архимандрит Наум прочитал псалом 150-й. Хор исполнил великое славословие.
Затем к молящимся обратился с молитвенным призывом архимандрит Георгий.
«Дорогие братья и сестры! — сказал он. — Мы только что прославили Господа словами древнего христианского гимна: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение». Уже с первых веков своего существования Церковь Христова всегда соединяла славословие Господу с молитвой о мире на земле, о воцарении среди людей благоволения.
И сейчас, когда мы собрались здесь, чтобы помолиться Господу о приближении столь вожделенного нам всехристианского единства, мы сознаём, что это единство и наши о нем молитвы и усилия неразрывно связаны с нашими молитвами и усилиями, направленными на достижение единства всечеловеческой общины, на созидание прочного и справедливого мира на всей земле, на построение более совершенных социальных, экономических и международных структур для всех народов.
Любые наши усилия на пути к всехристианскому единству должны сопровождаться нашим миротворческим служением, утверждением мира, справедливости, братства, сотрудничества и любви между людьми, между всеми народами и государствами во всем мире.

Помолимся же о мире для страждущих народов Ближнего Востока, Азии, Африки и Латинской Америки, о братьях и сестрах наших, изнывающих от гнета расизма, неоколониализма, социальной и экономической несправедливости и эксплуатации, от авторитарных военных и олигархических режимов, испытывающих голод, болезни, нищету и попрание человеческого достоинства. Такова жизнь сотен миллионов наших братьев и сестер во многих странах так называемого «третьего мира».
Помолимся о Божием содействии в созидании уз мира, братства и сотрудничества между народами Европы.
Помолимся и об успехе и помощи Божией Мадридской конференции, а также о созыве конференции по военной разрядке и разоружению в Европе.
Помолимся о великой Державе нашей, о народах и руководителях ее, о неоскудеваемой помощи Божией труду всенародному, умножающему благоденствие граждан страны нашей, о благородных неуклонно-миролюбивых усилиях государства нашего к установлению и развитию дружеского сотрудничества со все¬ми государствами для укрепления всеобщего мира и прогресса.
Помолимся о нашей Русской Православной Церкви, приближающейся к тысячелетию своего служения, о ее Предстоятеле Святейшем Патриархе Московском и всея Руси Пимене, об ее архиереях, клириках, монашествующих и мирянах.
Помолимся о всех Церквах и религиозных объединениях страны нашей, о их священноначалии и пастырях, о их верных чадах.
Воплотившийся ради нашего спасения Господь, Начальник мира и Отец будущего века, да подаст всем людям Своим мир, справедливость, любовь и благоволение».
Затем представители различных Церквей преподали присутствовавшим благословение.
В заключение экуменической молитвы диакон провозгласил многолетие «всем предстоящим и молящимся и всем христианам». Хор трижды пропел «Многая лета».
Хотя ежегодные «Недели молитв» посвящаются различным темам, но предмет их один — единство верующих во Христа.


Русская Православная Церковь благословляет своих чад на участие в «Неделе молитв» как на совершение доброго дела. Это не удивительно. Христос совершил искупительный подвиг для всего человечества. Его земная жизнь является спасительным примером для всех христиан. Он молился, чтобы верующие в Него пребывали в единстве. «Отче Святый! соблюди их во Имя Твое, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы (Ин. 17, 11) ...Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, — да уверует мир, что Ты послал Меня» (Ин. 17, 21).
Следуя заповедям Спасителя, Его последователи должны молиться о том единстве в истине и любви, которого просил Христос у Отца Небесного.
Активно участвуя в экуменической деятельности, Русская Православная Церковь стремится всеми возможными средствами помочь христианам в достижении единства. Самым действенным и доступным средством во всех жизненных ситуациях для верующего человека является молитва. Поэтому наша Церковь приветствует и поддерживает идею проведения ежегодной молитвы о христианском единстве. Скорбя о продолжающихся разделениях в христианском мире, Церковь благословляет проведение «Недели молитв о христианском единстве» в сознании того, что объединенная молитва о выявлении и укреплении этого единства в состоянии действенно послужить успеху искреннего стремления христианских Церквей и деноминаций, всех христиан всего мира к осуществлению заповеди Христовой о единстве верующих в Него.
Совместные молитвы христиан различных исповеданий, несомненно, послужат упрочению братских отношений между всеми народами земли.


***

Таким своего митрополита новосибирская паства не слышала? Или, напротив, богословские взгляды владыки Тихона не изменились?

Я, конечно, ни на секунду не верю, что этот текст писал именно он (кстати, в ту пору он не просто "студент МДА", но еще и заведующий отделом «Церковной жизни» редакции «Журнала Московской Патриархии»).
Но он от него и не отрекался.

Ныне владыка влечет меня в церковный суд, надеясь применить ко мне 55 апостольское правило ("аще кто досадит епископу").
Мне на суде будет интересно спросить: на каком основании владыка Тихон и его представители так дорожат именно 55-м из 85 апостольских правил?

Что владыка думает про 10 ап. правило - «Если кто с отлученным от общения церковного помолится, или с еретиком, хотя бы то было в доме: такой да будет отлучен»?
А про 45-е - "Епископ, или пресвитер, или диакон, с еретиками молившийся токмо, да будет отлучен. Если же позволит им совершать что-либо, как служителям церкви; да будет извержен"?

Он с этими правилами согласен?
Тогда почему пишет - "Активно участвуя в экуменической деятельности, Русская Православная Церковь стремится всеми возможными средствами помочь христианам в достижении единства. Самым действенным и доступным средством во всех жизненных ситуациях для верующего человека является молитва. Поэтому наша Церковь приветствует и поддерживает идею проведения ежегодной молитвы о христианском единстве. Церковь благословляет проведение «Недели молитв о христианском единстве» в сознании того, что объединенная молитва о выявлении и укреплении этого единства в состоянии действенно послужить успеху искреннего стремления христианских Церквей и деноминаций, всех христиан всего мира к осуществлению заповеди Христовой о единстве верующих в Него. Совместные молитвы христиан различных исповеданий, несомненно, послужат упрочению братских отношений между всеми народами земли"?

А если не согласен - то православен ли?
Если вл. Тихон считает возможным оправдывать нарушение целых двух апостольских правил, то напоминаю ему 6 правило Второго Вселенского собора:

"Такожде и от тех, кои сами предварительно подверглись доносу, доносы на епископа, или на других из клира могут приемлемы быть не прежде, разве когда несомненно явят свою невинность противу возведенных на них обвинений".


Прошу данное мое сообщение считать обращением в церковный суд. Митрополит Тихон (Емельянов) публично призывал игнорировать 10 и 45 апостольские правила, причем делал это от имени Русской Православной Церкви. Причем свое публичное правонарушение он совершил задолго до приписываемых мне канонических нарушений.

Надеюсь, он сможет в судебном порядке оправдаться. А всей Церкви будет интересно узнать - как он это сделал, и как же на самом деле наша Церковь относится к своему каноническому наследию.

Ну, а после этого можно будет приступить к разбору его обвинений против меня.

А как вершит церковный суд сам владыка Тихон - описано тут http://www.portal-credo.ru/site/?act=monitor&id=667

***

В ЖМП наше еще одну статью за подписью "иеромонах Тихон, слушатель аспирантуры". ЖМП., 1983, № 1, стр. 22. На фото за партой можно увидеть именно будущего митр. Тихона. Название статьи - "Начало учебного года в аспирантуре при МДА".
О степени "научности" аспирантуры тех лет можно судить по завершающей фразе - "Владыка Филарет сообщил о задачах аспирантуры в наступившем учебном году в связи с подготовкой к 6 Ассамблее Всемирного Совета Церквей в Ванкувере, которая состоится в июле-августе 1983 года".
Знатно подготовились: в Ванкувере на Ассамблее перед началом заседаний будет установлен индейский идол - огромный узорчатый столб. И еще - из архивов КГБ: "В Ванкувер (Канада) на VI генеральную ассамблею Всемир­ного совета церквей в составе религиозной делегации СССР направлено 47 агентов органов КГБ из числа религиозных авторитетов, священнослужителей и технического персонала".
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 258 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →