диакон Андрей Кураев (diak_kuraev) wrote,
диакон Андрей Кураев
diak_kuraev

Categories:

Что есть Церковь?

"Если у нас вызывает неудовлетворение реакция паствы на какие-то события, в том числе церковной жизни, то возникает вопрос: а что мы сделали для того, чтобы не было этой реакции? Насколько мы активны в разъяснении позиции Церкви? Насколько мы активны в участии в обсуждении актуальных проблем?» — продолжил Святейший Владыка.

http://www.patriarchia.ru/db/text/4060562.html

... И как тут соотносятся круги "паства" и "Церковь"?

Мне тут видится наконец ясно выраженная формула, превзошедшая даже католическое деление на "Церковь учащую" и "Церковь учащуюся".

Процитирую прот. Максима Козлова: "Очень важным моментом я бы назвал шаг по преодолению многовекового клерикализма Рима. Имеется в виду жесткое разделение Католической Церкви, сформулированное еще на Тридентском соборе, на две неравные части: церковь учащую – духовенство — и церковь учащуюся — мирян. На Втором Ватиканском соборе многократно было подчеркнуто значение мирян, получивших возможность более активного участия в Церкви".
http://www.nsad.ru/articles/uroki-vatikana-chem-dlya-nas-cenen-opyt-reform-katolicheskoj-cerkvi

А в патриаршей цитате паства вообще каким-то образом суперклерикальным образом отделяется от Церкви.
И уж совсем понятно, что участие "паствы" в разработке "позиции Церкви" даже не предполагается: она просто ставится в известность о том, что у Церкви появилась такая-то "позиция".

Данное выступление Святейшего Патриарха посвящено миссии в социальных сетях:
"Социальные сети — это ведь тоже обширное поле деятельности, и информационный, миссионерский, молодежный отделы предпринимают определенные усилия, чтобы язык социальных медиа стал рабочим языком для церковной миссии. Мы не имеем права не быть там, где есть или может быть наша паства, а наша паства сегодня представлена, в том числе, и в социальных сетях, причем самая активная часть нашей паствы".

У нас, церковников, язык настолько замылился, что мы не замечаем, что люди вовсе не радуются, когда их зачисляют в "паству" (да еще и порой вовсе без их спроса). "Самая активная часть нашей паствы" это, наверно, молодежь. А она как раз не очень любит, когда ее именуют "паствой".

Еще 16 лет назад, осенью 1999 года на миссионерском съезде прозвучал аналогичный призыв патриарха Алексия: “мы должны активнее осваивать миссионерское пространство Интернета”.

Но я не думаю, что патриарх Кирилл просто повторил призыв своего предшественника.

Ведь в последние годы по всем епархиям идет давление на священников, призванное именно ограничить их активность в социальных сетях. Многие священники закрыли свои аккаунты и перешли в статус анонимных комментаторов в чужих блогах. Журналисты дружно жалуются, что даже те клирики, что при патриархе Алексие охотно давали им интервью, теперь пугливо прячутся - а вдруг и им достанется "за эпатажные высказывания в блогосфере"?

С высоты церковной власти неоднократно было сказано, что священники не имеют права на личные взгляды и позиции, и они могут лишь транслировать официальные документы и заявления. Ну и сколь же интересны и убедительны станут такие редубликаторы в живых социальных сетях?

Упоминание в речи Святейшего Патриарха "информационного, миссионерского, молодежного отделов" позволяет совместить вроде бы не совместимое: предварительный запрет клирикам на живое общение в социальных сетях - и призывы к активному присутствию в них же. Похоже, работать в сетях будут те, кто в просторечии называются "ботами": профессионалы, покрывающие интернет-пространство своими однотипными комментариями.

***

О работе ботов-профессионалов см. http://www.dp.ru/a/2014/10/27/Borotsja_s_omerzeniem_mo/
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 152 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →