диакон Андрей Кураев (diak_kuraev) wrote,
диакон Андрей Кураев
diak_kuraev

Categories:

Невзоров. Геракл. Кураев.

Начало сей истории скрывается в мифологической дали:
http://diak-kuraev.livejournal.com/281657.html

Невзоров придумал Геракла
Атеистические хомячки стали по сети прыгать с эпизодом из передачи 5 канала «Открытая студия» годичной давности (17 марта 2011).

Невзоров: Вот я сейчас попробую с предельной деликатностью, предельно аккуратно сформулировать характеристику, а вы мне скажете: обижаю я вас этой характеристикой или нет? Перешел я некие границы или нет? Вот, возьмем: сын божий, родившийся от девственницы прекрасной и добродетельной девушки, сделавший в течение своей жизни много прекрасных поступков, в т.ч. и воскресивший мертвого. Оклеветанный и преданный этот человек принимает мученическую смерть и возносится на небо к своему отцу по велению этого отца. Я нигде не перешел рамки? Это корректное изложение?
Михаил АРДОВ: Ну не вполне, но более или менее.
Александр НЕВЗОРОВ: А я говорил о Геракле!!! Я говорил о сыне Зевса и Алкмены, я говорил о том, кто воскресил Алекстиду, я говорил о том, кто добровольно вошел на костер. Видите ли, все религии, к сожалению, собраны из одних и тех же запчастей. Просто эти запчасти располагаются в несколько разном порядке.
***

На деле (то есть в греческих текстах):


1. Алкмена не девственница, она супруга Амфитриона, от которого она родила Ификла; от принявшего же на себя вид Амфитриона Зевса произошёл Алкид, позже принявший имя Геракла.

2. Геракл совершил не только «много прекрасных поступков», но и немало мерзостей, включая педерастию.
"Отпрыск Амфитриона, чье сердце из кованой меди,
Дикого льва одолевший, к прелестному Гиласу тоже,
К мальчику в длинных кудрях, был жаркою страстью охвачен"
(Феокрит. Идиллия XIII, 4-14 // Феокрит. Мосх. Бион. Идиллии и эпиграммы. М.: Наука, 1958, сс. 61—63).


3. Никакой «мученической смерти» и близко не было. Он бросился в костер, чтобы избежать боли (вариант: невзгод старости). Никто и не понуждал его к смерти, так что мученичества тут никакого. Нет тут и сотериологического аспекта: никого его смерть не спасла. Никому от нее не стало лучше.

4. Про клеветы и предательства (да еще якобы приведшие в мученичеству) также Невзоров придумал. Была лишь ошибка его бывшей любовницы: то, что та считала приворотным зельем (кровь кентавра), оказалось ядом.

***

И вот реакция Невзорова на эту мою реплику:
http://www.youtube.com/watch?t=121&v=dmuepFdoLLs




Грейвса зовут не Питер, а Роберт. На 600-х страницах русского издания этой книги (если это изд-во Прогресс, 1992) идет алфавитный указатель.

"Девственность Алкмены была назначена в награду Амфитриону за то, что Амфитрион отомстит за убийство восьмерых братьев Алкмены".

Тут полная каша. Дар вечной девственности никто Алкмене не обещал.

Отец Алкмены отдал ее Амфитриону как наместник царя, ушедшего на войн: «Правь хорошо, а когда я вернусь с победой, ты получишь в жены мою дочь Алкмену».

В текстах, приведенных Грейвсом, слова "Алкмена" и "девственность" вообще не соседствуют.
Сказано лишь, что "Алкмена не пожелала разделить ложе с Амфитрионом до тех пор, пока тот не отомстит за смерть восьми ее братьев". Амфитрион уходит на войну от непознанной им жены, а "Тем временем Зевс, воспользовавшись отсутствием Амфитриона, принял его обличье и, убедив Алкмену в том, что ее братья уже отмщены — что было правдой, поскольку утром именно этого дня Амфитрион одержал желанную победу, — провел с ней целую ночь, которая длилась, как три обычных ночи. Алкмена целых тридцать шесть часов предавалась любовным утехам с тем, кого она посчитала своим мужем" (с. 336-337).

Понятно, что все женщины когда-то были девственны. Понятно, что любая девушка до первого соития является именно девственницей. Так что большинство людей в традиционном обществе можно назвать зачатыми девицами. Но никто (кроме нынешних идиотски политкорректных журналистов) не говорит, что они рождены девицами. Вот для избежания такой путаницы и учит церковь о Приснодевстве Марии.

Так что Невзоров путает сюжет о хитром любовнике с сюжетом о безмужнем чудесном зачатии.

Так конструируемые сравнительно-религиоведческое упражнения Невзорова можно продолжить: раз у Будды, Маркса и Христа было по две руки и по две ноги, то, значит, их учения во всем едины и преемственны.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 252 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →