диакон Андрей Кураев (diak_kuraev) wrote,
диакон Андрей Кураев
diak_kuraev

ЮРЬЕВ ДЕНЬ

В поручении Президента о начале нашего эксперимента было сказано, что цель эксперимента  - это отработка механизма выбора родителей того или иного модуля. Манипуляция родителями, неадекватное и лживое информирование их о происходящем ставит под угрозу сам ход эксперимента. В поездках по тем регионам, которые участвуют  в эксперименте, я часто вижу наличие тайных указивок, а то и прямые подделки выборов. Родителям не давали право выбора, их мнением манипулировали, их принуждали к выбору, выгодному для администрации школы.

Например, город Шадринск Курганской области. 80 тысяч населения. И ноль человек, избравших основы православной культуры. Такого не может быть по законам социологии.
И не надо ссылаться, что это, мол, сибирская вольница. В еще более дальнем и сибирском Биробиджане 1000 детей будет изучать ОПК, а светскую этику выбрали только 200 (иудаизм - 24, ислам - 29).

В Пензенской области до начала скандала – также ноль. В Томской области мухлёж был столь очевиден, что вызвал гнев со стороны губернатора. В Ставрополе по итогам аналогичного скандала все развернулось на 180 градусов: если сначала 60 процентов было заявлено в качестве сторонников светской этики и лишь 20 процентов - как желающих знакомиться с ОПК, то при переголосовании получилось ровно наоборот.

Красноярский край: в городе Железногорске из 642 четвероклашек до ОПК добрались лишь 9 человек. В Зеленогорске из 69-ти – только 8. В Казачинском районе Красноярского края на 113 учеников – ноль тех, кто что-то узнает об ОПК (также  и в Ермаковском)…По социологическим опросам, год назад свыше 60 % родителей пожелали преподавания основ православной культуры в школе. А при реальном голосовании оказалось, что таковых в три раза меньше. Такой разрыв может быть объясним лишь одним: манипуляцией тех, кто проводил выборы.

Директору школы легче организовать обучение по одному модою, чем ломать голову над согласованием 3 или 4 курсов для одного и того же класса. Дешевле платить педагогу за 2 часа в неделю (т.е за один модуль), чем за шесть.
И тогда для экономии своих финансовых, интеллектуальных и физических сил директор или завуч или классный руководитель идет на подлог. Врет родителям, что, мол, школа не сможет закупить альтернативные учебники (это ложь, потому что школы и дети получат учебники всех модулей бесплатно за счет федерального бюджета). Или врет, что я в школе учителя готовы лишь к одному курсу – светской этики (это неправда по той причине, что Министерство готовит всех педагогов, участвующих в эксперименте, к работе по всем шести модулям).

В любом случае  родители избирали кота в мешке, не зная ни программы, ни учебника, не беседуя с представителями конфессий.

В связи с этим принципиально важно в конце мая объявить «Юрьев день», т.е. дать возможность родителям изменить свой выбор. К этому времени и дети, и родители присмотрятся и к учебнику, и к педагогам.

Полагаю, что некоторые православные родители будут разочарованы. Они полагали, что их чадо не менее православно, чем они сами. А реальность показала, что это не вполне так. Может, их ребенок уже вырос из того возраста, когда он с восторгом целовал «боженьку». А, может, он еще не дорос до тех лет, когда всерьез задумается над смыслом своей жизни. Но если ребенка, который не желает изучать Православие, насильно кормят им, то есть риск воспитать будущего товарища Сталина (бывшего некогда семинаристом). Поэтому именно с точки зрения интересов православной семьи лучше вовремя забрать ребенка с курса ОПК. Пусть его зреющий подростковый бунт выльется на другой модуль…

Я предвижу огромный отток с курса истории мировых религий, Избравшие его родители будут сильно разочарованы учебником. С моей точки зрения это просто чудовищная ошибка – к 10-летним детям идти с курсом мировых религий. У ребенка в четвертом классе еще нет истории и географии. У ребенка в этом возрасте нет запроса к изучению истории, и тем более к истории религий. У ребенка нет ощущения истории. Для 10-летнего ребенка Ельцин и Цезарь – это современники, причем современники динозавров. Ведь все они жили тогда, когда я еще не родился.

У Вас будет много недоумений, когда вы будете читать этот учебник. Ну зачем детям в один или даже два урока урок впихивать сакральную символику православного храма, мечети, синагоги и пагоды? Что у них будет в голове?

В передаче «6 кадров» был сюжет об автобусной экскурсии с экскурсоводом-заикой: «П-п-п-па-смотрите на-п-п-п-право… П-п-п-п-проехали…». Вот это и будет курс мировых религий – быстро проехали мимо всего. И впихивать детям в этом возрасте историю религий неразумно. Неужто 10-летка жить не может, не узнав устройство буддийской пагоды и веры даосов?… Этот курс имеет право на существование в 11 классе, но не в 4-м. Считать это глупостью я не могу – умные люди писали. А посему остается лишь один вывод – это писали умные недоброжелатели нашего эксперимента, саботирующие распоряжение Президента. То есть этот курс встроен в наш эксперимент именно оппонентами самого эксперимента, чтобы как можно больше детей отвадить от контакта с традиционными религиями России.

Впрочем, больше всего правом Юрьева дня воспользуются те родители, что определили своих детей на светскую этику. …
В этом учебнике назидают: "Добром называют все положительное, направленное на благо. Зло - противоположность добра. Представления человека о добре и зле в ходе исторического процесса менялись неоднократно".

Текст вполне убогий с точки зрения методики и логики. Определение добра через благо - это круто! Осталось только объяснить чем славянское слово благо отличается от русского добра. И переход от одного синонима к другому идет через третий синоним, взятый из латыни - позитив.
Но главное - детям гадят в мозги тезисом о тотальной относительности представлений о добре и зле. И не надо врать, будто это научное мнение. Никакая антропология не сможет доказать, что представление о ДОБРЕ радикально менялись в ходе истории. Всегда добром считалось поделиться и поддержать другого человека. Прогресс состоял лишь в том, на кого распространялось доброе отношение: на свой клан или на все человечество. "Кто мой ближний?". Изменялись представления о том, что как именно надо помогать (инквизиторы считали, что своим приговором они спасают душу казнимого еретика). Но сама установка на альтруизм всегда считалась благом…
Напротив, я думаю, что когда мусульмане увидят учебник основ исламской культуры, в них проснется законная национальная гордость, потому что этот учебник красив и хорош. Они перестанут стесняться быть в меньшинстве и после выберут курс своей родной культуры.
В общем, я убежден, что многие захотят пересмотреть свой изначальный выбор. Поэтому, чтобы не было напряжения и насилия над детьми, надо в конце четверти дать возможность перевыбора.

На словах Министерство образования РФ согласно с тем, что родители в мае по окончании половины курса будут иметь право  изменить свой выбор. И все же моя шпионская сеть докладывает, что на деле на просьбы регионов о переголосовании из Москвы следует: «Не сметь!».
У противников Юрьева дня два полупубличных аргумента (непубличный и главный мотив, боюсь, один: «не допустить разрастания влияния Церкви!»).

Первый аргумент: «У нас нет лишних учебников!».
Это весьма несерьезный ответ. Новый тираж можно напечатать за две недели, и за лето не торопясь развезти по всей стране.

Второй аргумент: «Дети уже отстали на полкурса, как они с середины перейдут на новый модуль?».
Но ведь наш курс это не курс математики. Каждый урок это обособленная миниатюра, по крайней мере, в моем учебнике. К тому же 1 сентября все дети будут в одинаковом положении - за три месяца каникул все знания у них выветрятся, и потому со всеми придется начинать с нуля.

В начале марта я получил письмо от учительницы, которая уже несколько месяцев преподает по моему учебнику. Да, в эпоху интернета такое возможно: хотя учебник еще не вышел, но в интернете уже давно висят его заготовки. Так вот, она говорит, что после летних каникул дети забыли, что означает слово «Евангелие» (а одна девочка предположила, что это как-то связано с ангелами). Да, да, ее ученики именно в начале марта вернулись именно с летних каникул. Ведь школа-то в  Австралии...
Так что аргументы против «Юрьева дня» несерьезны. Посему и  чиновные оппоненты-контролеры нашего курса шепчут: «ладно, если какой-то родитель будет громко требовать пересмотра – пойдите ему навстречу. Главное, чтобы широкие родительские массы не узнали, что такое возможно!».


***

«- Противники нового курса говорят, что он преследует миссионерские цели. Что вы на это скажете?
- Новый курс - светский, как и любой другой школьный курс. Он должен обеспечить вхождение детей в культурную традицию народа. Хотя я понимаю: конфессии в конечном итоге стремятся увеличить число своих последователей. Но наша задача – не быть их подручными, а решать свои воспитательные задачи, направленные на формирование нравственных ценностей и жизненной позиции. Задача органов управления образованием – отделить церковь от государства: постараться отстраниться от конфессий и сделать это недекларативно. С представителями конфессий согласованы тексты учебников, и этого вполне достаточно. Взаимодействие с конфессиями допускается, но работать с детьми должен все же учитель». ректор Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Эдуард Никитин http://www.rian.ru/edu_analysis/20100201/207203004.html
Tags: ОПК
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 23 comments