диакон Андрей Кураев (diak_kuraev) wrote,
диакон Андрей Кураев
diak_kuraev

Category:

ЛЕКЦИИ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ - ПОУРОЧНОЕ ЧТЕНИЕ (2)

Урок № 5 – Библия и Евангелие.

Эту тему надо было ввести как можно скорее, потому что дальше мы будем цитировать этот священный текст, но прежде нам надо объяснить, какое он имеет значение для христиан.
Сам по себе этот урок достаточно понятен особых педагогических и методических проблем я здесь не вижу.
Есть здесь, правда, очень важный конфессиональный богословский тезис: «Бог и человек вместе создали текст Библии. От человека вопросы, особенности речи и строение той или иной книги Библии, а от Бога вдохновение, мысли, содержание писания».
Смотрите, когда у католиков на мессе читается Библия, ее чтение предваряется возгласом «Слово Божие». В православном храме более мягкая формула: «От Луки Святого Евангелия чтение». «Пророчества Исайина чтение», т.е. у католиков подчеркивается божественный авторитет текста, а у нас более мягко, более светски, подчеркивается человеческое авторство.

Здесь я счел это необходимым подчеркнуть: не вся Библия есть слово Божие, это еще и мысль человека и поиск человека, да, поиск, спровоцированный Богом, вдохновленный Богом. Но поиск человеческий. Православная культура чтения Библии предполагает обращать внимание на человеческий компонент, который там, несомненно, тоже присутствует.

В более старших возрастах эту тему надо будет раскрывать особо…
К сожалению, из-за объема в этот урок я не смог включить мою любимую историю. Тема Библии, понятно, это тема Божьего откровения.

Замечательную формулу откровения дал незаслуженно забытый богослов по имени Винни Пух. Однажды Пятачок попросил Винни Пуха сочинить вопилку по поводу новоселья ослика Иа-Иа. Винни Пух ответил так: «Видишь ли, Пятачок, это не так-то просто. ». Потому что поэзия это не то, что ты идешь и находишь, а то что находит на тебя. И поэтому, единственное, что мы можем сделать, это пойти и встать в такое место, где тебя могут найти"

С опорой на эти слова учитель вполен по светски объяснить, что есть откровения совести, есть откровения красоты природы, есть эстетическое откровение красоты музыки, есть откровение одного человека другому. Поэтому в классе можно поставить вопрос: «Ребята, а откровения в вашей жизни были? Что-то вам открывалось? А знаете, что откровения бывают даже от животных? Да, у высших животных есть такие грани их жизни, которые нельзя просто подсмотреть. Не всех кошка-мама допускает посмотреть, как она кормит своих котят. Но если она доверяет тебе, она откроет тебе эту чудесную грань своей жизни».

Вообще, откровение там, где нет предсказуемости, там, где нет алгоритмов. Представляете, человек решил сделать апгрейт своей музыкальной культуры, повысить свою атеистическую «духовность» и решил пойти в консерваторию. Потом он с горечью повествует: «Я все сделал по алгоритму, как надо: штаны погладил, галстук одел, программку в фойе купил, бинокль арендовал. В перерыве сходил бутерброд с осетриной второй свежести, и лимонадом запил. Но что – то я так и не понял, что это они там лабали на сцене? А ведь я все делал правильно! Но не въехал!»

А через месяц этот же человек может услышать запись этого концерта по радио и – понять. Эта музыка проникнет в сердце. Так что нет правила, исполнение которого гарантирует впадение в состояние понимания.

Это же касается и стихов. Бывает так, что некий стих потрясает  переворачивает человека. Но это же человек читает его же через несколько лет - и не понимает, что же тогда так его так впечатлило. Наверно, многие из вас так относятся  к своему девическому увлечению стихами Эдуарда Асадова…
Меня однажды поразила книга Льва Николаевича Толстого «Исповедь». Лев Николаевич пишет историю своего разрыва с православной церковью: когда я уже умом понял, что православная догматика – это сплошная неправда, ложь и т.д., то прежде чем уйти оттуда, я решил поставить эксперимент на себе. Потому что все святые отцы говорят о духовном опыте, благодати. Я решил, вдруг это есть.  И я стал честно поститься (был Великий пост), говеть, ходил в храм, причастился. Но я так и не чего не почувствовал, и окончательно понял, что все церковное это ложь.

Когда я прочитал эти толстовские строки, у меня было ощущение, что я читаю дневник 13–летного подростка. «У меня вчера была первая поллюция, значит, надо срочно влюбиться. Так, хорошо, решил, что влюбляюсь в Машку с соседней парты». И следующая запись –через неделю: «Я целую неделю ухаживал за Машкой, провожал ее до школы 5 раз, водил в кино 2 раза, мороженое покупал 3 раз, пробовал поцеловать 6 раза, по морде получил 8. Вывод: нет правды на земле, но нет её и выше, все это выдумки, нет никакой любви на самом деле, ухожу в монахи».

Ну нельзя требовать откровения! Нельзя навязать себя другому человеку, нельзя навязать себя и Богу. Можно только встать в то место, где тебя могут найти.
Расскажу один эпизод не для детей, а для вас. Мартин Хайдеггер, - величайший немецкий философ 20 века, человек очень сложной и оригинальной мысли. Трудно даже сказать, религиозный он человек или нет. Но в 1968 году он дал интервью журналу «Шпигель» с условием, что это интервью станет его завещанием и будет опубликовано через 10 лет после его смерти. В этом интервью Хайдеггер дал очень пессимистическую оценку путям западной культуры, вообще западного общества. Речь шла не о советской угрозе или мусульманской. Западный технократический мир губит его отрыв от корней бытия. Собеседник Хайдеггера - умнейший журналист Аугштайн. И он понял, о чем хотел сказать Хайдеггер (что удавалось далеко не всем). Поэтому задал вопрос: «Скажите, господин профессор, а какая-то надежда у нас есть?» И Хайдеггер ответил удивительно: «Надежда у нас могла бы быть, если бы существовал Бог. Я не знаю, есть ли Бог. Но мы должны жить, прислушиваясь в сторону возможного откровения возможного Бога».
Это очень точная формула, потому что если я изначально ставлю табу на Встречу, то тогда точно никто до меня не достучится.


Урок № 6 – проповедь Христа.
Начинается христология: три урока, , с 6 по 9 посвящены Христу.
В этом уроке все более или менее понятно, но я хочу обратить внимание на его концовку. Видите ли, у каждого из нас есть любимая цитата из Евангелия.
Как и что люди полюбляют из Евангелия – это предмет для интереснейшего культурологического анализа.
На многих иконах Христос держит в руках раскрытое Евангелие. Разворот вмещает одну евангельскую фразу. Какую? Церковного канона, который указывал бы, какая именно фраза Евангелия должна быть написана на иконе, не существует.

И вот интересно посмотреть бы, как меняются эти избранные фразы в разные столетия и в разных регионах. Скажем во времена Ивана Грозного любимая цитата из Евангелия, судя по иконам весьма грозна – «Аз есмь суд миру». В 19 сентиментальном веке любимая цитата романтична - «Возлюбите друг друга, как я возлюбил вас!». Конец 20 века, век оккультизма, жонглирование словечками энергия, космос, рериховщина, и даже на православных икона любимая цитата энергийна – «Аз есмь свет миру!».

Интересно было бы эти цитат собрать и проанализировать. В таких мелочах, зачастую бессознательных очень сказывается дух эпохи, её вкус.
Так вот, у каждого из нас есть любимая цитата из Евангелия. Даже у атеистов. Они очень любят те места, где Христос обличает современное Ему духовенство. Недавно в Англии вышел перевод смыслов Евангелия, на мой взгляд, не очень удачный, но одна фраза была там совершенно гениально переведена. Есть слово Христа, звучащее у нас так: «Горе вам, книжники и фарисеи!». Но нас эти слова ни как не затрагивают. Среди нас нет книжников и фарисеев. Это звучит как рассказ о разборках Алой и Белой розы. Это не у нас и не про нас. Поэтому, чтобы актуализировать эти слова, в этом английском переводе Библии, было сказано так: «Пшли вон отсюда, жадные попы!» Вот это очень точно. Нужно понять, что действительно, Христос оскорблял тех, кто был в авторитете у народа, официальных «посредников» между Богом и народом.

У нас ходит уж очень идеализированное представление о Христе. Якобы Христос такой беззубый толстовец. Это не так. В руках Христа бывал бич, а Его апостолы носили  мечи. И слова Христос порой говорил столь жесткие, что русские переводчики Евангелия Его цензурировали.

В книге «Перестройка в Церковь» есть глава о полемичности христианства – там эти сюжеты я привожу…
А вот то, что должен понимать учитель. Когда мы говорим о каком-нибудь художнике, прежде всего надо определить главный предмет его творчества. У меня могут быть мои любимые цитаты, но то, что главное для меня, не обязательно значит главное для самого автора.

Как выйти из этой вкусовщины? - С помощью математического метода контент-анализа.
Берем Евангелие, выписываем все слова Христа и распределяем их по тематическим файликам. «Обличение фарисейства», «Притчи о царстве небесном», «Призывы к покаянию», «Призывы к прощению», «Призывы к милосердию» и т.д., и смотрим, какая папка в итоге оказалась самой толстой.

А самой толстой окажется папочка с надписью «Христос о себе самом». Это важно понять, потому что у детей будет этот вопрос: «Христос учил добру. Так почему его убили? За что?»

Педагог должен понимать, что Христа убили именно за Его само-мнение. Уникальнейший случай, когда человека казнят, не за то, что он говорит про других, а за то, что он говорит про себя.

Надо сказать, что еврейская культура весьма и весьма терпима к самокритике. Более антисемитской книги, чем Библия вообще не существует в мире, поэтому даже когда Христос обличает фарисеев и т.д. – это не преступление. Не за критику его казнят, приговор Синедриона гласит: «Он делает себя Богом!».
И, действительно, главный предмет проповеди Христа - это Он сам. «Я, свет миру». «Я путь истина и жизнь», «Я источник воды живой», «Веруйте в Бога и в меня веруйте», «Заповедь новую даю вам, возлюбите друг друга, как Я возлюбил вас», «Потому узнают, что вы Мои ученики, что будете иметь любовь между собой!», «Кто подаст чашу воды во имя моё, тот не лишится награды в Царствии небесном!»  и т.д. О чем бы Христос не говорил, все сводится именно к этому.

Миссионеры в этой связи говорят, такого рода центрированность проповеди Христа, атеиста ставит перед очень неприятным выбором: или придется признать, что вся наша европейская и российская культура основана на проповеди «городского сумасшедшего», который считал себя Богом (а такой человек мало чем отличается от пациента, считающего себя чайником), или придется сказать, что Христос знал, что говорил, и Он действительно был Богом.

Итак главное, что вызвало сопротивление в Синедрионе - это утверждение о том, что Бог стал человеком в Иисусе Христе.

От себя прокомментирую так. Строители построили новый мост. Какая должна быть последняя строительная операция? Асфальт уложили, перила покрасили, мусор вывезли, испытание закончили, мост освятили, приемную комиссию из Москвы споили. Что же осталось напоследок? – Поменять в округе дорожные указатели: старая переправа уже не действует, объезд закрыт, ехать можно прямо…

Христос  в понимании христиан есть мост, соединяющий небо и землю. Он есть путь истина и жизнь. Поэтому и проповедь Его  - «Приидите ко Мне вси труждающиеся и обремененные».


Урок № 7. Христос и Его Крест.
Он начинается с темы Боговоплощения, Который по своей любви стал человеком. Это не совсем то же самое что тема Рождества. Тут акцент на смысле, а не на истории.
Затем - рассказ о распятии Христа.

Предвижу детский вопрос: «Какие гады распяли нашего Иисуса?» На этом вопросе погорело немало преподавателей ОПК. Скандалы по этому сюжету были и в связи с учебником Аллы Бородиной, и в связи с лекциями по ОПК в Тюменском политехническом университете.

На этот вопрос в рамках нашего курса ответ может быть только один: «посмотри в зеркало!».
Христос принес Себя в жертву за грехи всего мира. Если Христос пострадал за наши грехи, значит и за мои грехи. Значит, мой грех - это один из факторов, спровоцировавших распятие.

Да, хотя я живу спустя столетия после распятия Христа, но и  мой грех среди причин, сделавших неизбежным Распятие Бога. В том числе мои будущие грехи, о которых я сам еще не догадываюсь.

Бог вездесущ не только в пространстве, но и во времени. Это значит, что для Бога нет новостей. Грехи, которые я совершу завтра, Богу были известны с начала времен.   Так что и мой завтрашний грех Христос тоже имел в виду, когда взошел на крест.

Христиане полагают человек грешит и после Христа, но Христос оставляет возможность человеку освободиться от давления совершенных им грехов  в таинствах Крещения, Бог – это Тот, который знает все, в том числе и будущее, это значит что для Бога нет новостей, эти грехи, которые ты совершишь завтра, Богу были известны с начала времен.   Так что твой завтрашний грех Христос тоже имел в виду, когда взошел на крест. Ты его еще не знаешь, а Христос 2000 лет назад знал.
Бог – это Тот, который знает все, в том числе и будущее, это значит что для Бога нет новостей, эти грехи, которые ты совершишь завтра, Богу были известны с начала времен.   Так что твой завтрашний грех Христос тоже имел в виду, когда взошел на крест. Ты его еще не знаешь, а Христос 2000 лет назад знал.
Бог – это Тот, который знает все, в том числе и будущее, это значит что для Бога нет новостей, эти грехи, которые ты совершишь завтра, Богу были известны с начала времен.   Так что твой завтрашний грех Христос тоже имел в виду, когда взошел на крест. Ты его еще не знаешь, а Христос 2000 лет назад знал.
Центральный сюжет урока – диалог Христа с Пилатом. Христос обращается к нему – у тебя нет  власти казнить Меня, Я Сам  отдаю Свою жизнь.

На этом уроке надо не виновных искать, а подчеркнуть добровольность жертвы Христа. 

Рериховцы любят бросать в лицо христианам: «Вы лицемеры и фарисеи. Если бы Христос пришел сейчас, вы бы его вновь распяли!».
Что ж, верно. Таково различие прихода Христа в гуще истории и в ее конце. Второе пришествие Христа – это пришествие в силе и славе, и поэтому оно завершает мировую историю, а вот первое пришествие тайное в зраке раба, для служения людям, а не для суда над нами.
И вот по это причине Христос пошел на смерть, и если Ему понадобилось бы еще раз тайно придти в мир, Его судьба была бы такой же. Потому, что на этого была бы Его воля, а не потому, что люди такие идиоты.

В конце урока разговор о символике православного креста. Прошу не путать на этом уроке две темы. Одно дело крест Христа, другое – другое православный нательный крест
Tags: ОПК, Учебник
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments