диакон Андрей Кураев (diak_kuraev) wrote,
диакон Андрей Кураев
diak_kuraev

Categories:

ЛЕКЦИИ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ - ПОУРОЧНОЕ ЧТЕНИЕ (4)

Урок № 19 «Подвиг»
- продолжение этической темы. Задача урока - растождествить понятия войны и подвига. Подвиг может быть не только на войне. Без этого не будет понятен рассказ о монашестве и многом другом. Подвиг души, подвижничество духа.

В уроке отождествляются подвиг и жертва.
Жертва может приноситься ради меня самого. Делая физическую зарядку, люди укрепляют свои тела. Но точно также есть зарядка для души. Тебя задирают, обзывают, подталкивают к вспышке гнева – а ты держишь себя в руках. Это подвиг ради себя. В тебе укрепляется сила воли. Ты жертвуешь мелкой радостью мести и сам становишься сильнее и благороднее.

"Есть жертва ради ближнего человека, и есть жертва ради Бога.


Урок № 20 – Заповеди блаженства.
Наиболее сложно понимается выражение «блаженны нищие духом». Это первые слова Нагорной проповеди Христа. Но если это первые слова проповеди, то к кому они обращены? К христианам? Но их еще нет. Значит – к иудеям.
Поэтому значение этих слов мы должны искать в еврейской культуре. В Ветхом Завете слово «нищие» употребляется как технический богословский термин, а не социологический. «Нищие» анавим - это люди, которые ждут прихода Мессии. То есть они себя считают нищими, обделенными, независимо от того, сколько денег в их кошельке. Они просто не могут быть счастливы, если несчастлив их народ. «Нищие духом» - это люди, говоря языком Евангелия «чающие утешения Израиля», т.е. люди, которым мало личного обывательского счастья. Им нужно, чтобы их народ был счастлив всецело. Как апостол Павел говорит: «Я желал бы быть отлученным от Христа, ради спасения братьев моих по плоти, народа Израиля!». Эти люди ждут Мессию, и потому их так шокирует настоящее время в проповеди Христа: «Вы уже счастливы. Вы, ждущие Христа, ваше счастье пришло! У вас уже есть Царствие Небесное!». Поэтому в конце Нагорной проповеди люди спрашивают: «Кто сей, что говорит так?». Лишь  Христос имел бы право так говорить.

Неужели этот Иисус из Галилеи и есть Христос?

Значит, Христос опять читает проповедь себе самом!


Уроки № 21-23 – это блок уроков. Это разговор о мотивах доброделания христианина.
Золотое правило этики признают все люди. Между словами «христианин» и «добрый человек» нет знака равенства.
Добрые люди – это не только христиане. Но у христиан есть своеобразные мотивы к тому, чтобы спешить делать добро. И вот четыре специальных христианских мотива разбираются на трех уроках.

Первый мотив – подражание Христу.
Жертва Христа - провокация людей на такое же жертвенное служение людям.
Второй мотив – жажда духовной радости.
Я бы советовал в этом уроке рассказать детям беседу Серафима Саровского с Мотовиловым о том, как христианский подвижник переживает духовную радость. Это особое измерение в жизни христианина, то, что связано с духовностью. Но Бог не будет радовать злую и черствую душу. Поэтому жажда мистической радости – это мотив, который подвигает человека к творчеству добра.


Третий мотив – это уже
урок № 22 – чудо в жизни христианина.
Ты хочешь, чтобы Бог помог тебе? Но как ты думаешь склонить Бога к помощи тебе? - Если ты хочешь, чтобы Бог послал тебе ангела, сам стань ангелом для кого-то другого.

Урок №23 –  страх перед Божьим судом как повод к добрым делам.
Я не вижу здесь каких-то сложностей. Разве что в концовке урока есть анонимная цитата:

Христианин помнит о том, что бессмертен не только он, но и те, кого он обидел. Один современный поэт сказал: «Никому нет конца, даже тем, кто не с нами!» Поэтому надо примириться с людьми, до своего или их ухода из земной жизни.
Кого я процитировал? «Один современный поэт» – это Юрий Шевчук.

Параллель – пронзительная строка Марины Цветаевой: «Послушайте, еще меня любите, за то, что я умру»…

В полной версии учебника есть и удивительное последнее стихотворение Роберта Рождественского:
Тихо плывут паутинные нити.
Солнце горит на оконном стекле.
Что-то я делал не так, извините!
Жил я впервые на этой земле.
Я ее только сейчас понимаю,
К ней припадаю и ею клянусь,
И по другому прожить обещаю,
Если вернусь.
Но ведь я не вернусь…
Тему Божия суда и Божия чуда можно объединить таким вопросом: есть ли у христианина возможность миновать Божий  суд?

Да, христианин может встретится с Богом не как со своим судьей, но как со своим должником. «Милуяй нища взаим даем Богу», -говорит Псалтырь. Эта фраза настолько красива, что я ее оставил на славянском… Можно вспомнить и евангельское: «что вы сделали одному из братьев ваших, вы мне сделали!»
Знаете, в моей жизни такое бывало неоднократно. Десять лет назад иду домой из храма, по дороге прохожу мимо продовольственного рынка и вижу - стоит женщина с малышами в коляске, годовалые мальчики-двойняшки. Она не просят милостыню, но одета бедно. Я прошел мимо, а сердце кольнуло! Метров сто уже прошел уже, и все же возвращаюсь назад.
Познакомился с малышами, запомнил, что одного из них Олежек зовут, ну и дал им по сто рублей на нос. На сегодня это ничего, но в 99 году это были значимые деньги… Через час дома раздается телефонный звонок: «Отец Андрей, здравствуйте, меня зовут Олег. Я представитель компании «Филипс» в России, вы, знаете, ваши лекции, ваши книги… Но
почему-то сегодня весь день я думал - чем бы отцу Андрею помочь?». В итоге привез мне техники на 7 тысяч долларов: компьютер, ноутбук, видеокамеру, телевизор и т.д.

Осенью 2008 года известинский карикатурист Бильжо (он не только рисовальщик; по специальности он врач, и потому на питерском телеканале он ведет медицинскую передачу) пригласил меня: приезжайте на передачу, подискутируем… Я говорю: «Других дел в Петербурге у меня в те дни не будет, поэтому дорога за ваш счет!».
Прилетаю. Запись прошла. Мне возвращают деньги за билет… Маршрут был сложный: из Москвы в Петербург, а оттуда сразу в Киев. Вышло 12 тысяч рублей. Но когда я понял, что в этот вечер буду в Петербурге, я дал знать об этом парочке знакомых местных семинаристов: если хотите поговорить, у вас будет шанс по дороге со студии в аэропорт. Они пришли. И вот прямо при них Бильжо дает мне проездные деньги. И мне неудобно: студент по определению – существо голодное. Что ж, даю им по тысяче. Через три часа я уже в Киеве. Иду по Крещатику, и вдруг, какой-то мужик останавливает: «Отец Андрей, это вы! Надо же, а я же так люблю ваши лекции, ваши книги! А вы, знаете, я сегодня почему-то весь день о вас думаю! Ведь начинается глобальный финансовый кризис! Как отец Андрей его переживет?!». И он дает мне тысячу долларов…
С тех пор, когда у меня начинаются финансовые затруднения, я озираюсь вокруг, ищу какого-нибудь бедного семинариста, даю ему последние деньги, а потом смотрю вверх и говорю: «Господи, ты видел? С Тебя должок!»


Урок № 24 – Таинство Причастия.
Дорогие коллеги, если у вас возникнет проблема с часами, если вы не укладываетесь в график, я прошу сокращать курс за счет 24 урока. Потому что на этом уроке речь пойдет о самом дорогом и важном в жизни православного христианина - о таинстве причастия Христу. Поэтому, я прошу нецерковных педагогов: сокращайте именно этот урок.
Я не уверен, что нецерковный учитель сможет объяснить детям слова Христа: «Пейте, это кровь моя!» так, чтобы дети не увидели в этом призыва к вампиризму. А если не будет доброй настойчивости, предусмотрительности со стороны педагога, то в эту сторону все и поедет, тем более, что осень уж Хэллоуином пахнет...
Тут есть опасность не то что профанации, а даже кощунства. Я долго не решался вставлять этот урок. Но оказалось, что учебник мировых религий рассказывает о причастии, причем, конечно же, каким-то суконным языком. Но раз неверы говорят об этом аспекте нашей веры, то тогда и нам негоже о своей святыне молчать.
В древней церкви было такое правило – disciplina arcana, дисциплина тайны. Не все о таинствах можно говорить всем. Литургия оглашенных до сих  пор завершается призывом «Оглашенные изыдите!» («оглашенные» это не крещенные).

А в конце литургии, после молитвы «Отче наш» есть возглас: «Главы ваша Господеви приклоните!». Что сие означает? Я 20 лет диакон, и долгие годы я недоумевал, почему я так говорю? Почему диакон противопоставляет себя прихожанам. Почему не «главы наша», а «главы ваша»? И только недавно нашел ответ. Под «вами» имеются в виду те, кто не будет сегодня причащаться. Они должны были бы покидать храм, и потому священник в это время читает молитву для путешествующих. Вплоть до восьмого века было правило – нельзя смотреть на чашу с причастием, если ты не причащаешься! Об её освящении молись, но если не причащаешься, выйди вон!

У Марины Цветаевой есть гениальные строчки: «Грех над церковкой златоглавой кружить, и не молиться в ней!».
Чаша с причастием не может быть эстетическим объектом, объектом отстраненного созерцания (кстати, это наше отличие от католической культуры). У католиков, напротив, есть обряд поклонения чаше без причастия содержащимся в ней святым Дарам. Просто святые дары, облаточку выносят, все молчании ей кланяются, медитируют, размышляют, и расходятся. То есть молятся, но не причащаются! В древней церкви это было совершенно невозможно: Видишь - причастись!

По этой причине я боюсь этого урока. Педагогу надо очень внимательно вчитаться, чтобы понять здесь логику православия. Здесь, же вводится понятие церкви. И это был совет патриарха Кирилла.


Урок № 25 – монастырь.
Тот парашют, который вложен сюда для светского педагога, - в разговоре о том, что у разных людей разные призвания. Свое призвание у ученого, свое призвание у врача, свое призвание у педагога. А вот есть люди, которые свое призвание видят в пребывании в молитве. И отсюда уже разговор о монастыре… Но учитель может предложить: «Ребята, какие свои призвания вы сами ощущаете? Хорошо ли если человек живет без призвания или не чувствует его? Хорошо ли не любить свою работу?». И увести разговор в тему профориентации...
Дальше в этом уроке я рассказываю о житии царевича Иоасафа. Иоасаф - так греки расслышали термирн Бодхисатва. Это житие Будды. Модно сказать что совей уычебник у буддистов, я взял Будду. У мусульман – милостыню, у евреев –  статистику, у истории религии – разговор о причастии. Как полезно все-таки работать в месте! Я еще не знаю, что они у меня взяли и с удовольствием почитаю их учебники!
Есть такая старая история. На монаха – отшельника напали бандиты, что-то взяли (икону или Библию) и ушли. Встал отец, озирается, видит, ряса еще у него осталась, он хватает рясу и вдогонку: «Братья, остановитесь, вы у меня еще вот это забыли! Возьмите, пожалуйста!» Вот с этим же криком я бегу за баптистами: «Братья баптисты, вы взяли у нас так много: термин Троица, которого нет в Библии, опыт молитвы к Христу, хотя Христос никогда не говорил: «Молитесь мне!», а вы молитесь Христу. Вы взяли у нас  и то церковное придание, которое определяет состав Библии. Ведь сама Библия не говорит: «Эту книгу тоже считать  частью Библии!».
Но если чего-то нет в Библии, но это что-то есть в церковной практике, значит, это и есть  церковное предание!». Вот я и говорю: «Братья баптисты, возьмите еще у нас все остальные предания, и все вместе станем православными!»…
 
Урок № 26 – Отношение к природе.
Здесь будет шок для неверующего учителя. Оказывается, с христианской точки зрения человек не является частью природы. Человек выше природы.
Блез Паскаль сказал: «Что такое человек по сравнению со Вселенной? Это тростинка. Чтобы сломать её, не надо много усилий, достаточно облачка пара, капельки воды.
Но звезды не знают, что они смертны, а я знаю, что я смертен. Поэтому хоть я и тростник, но я мыслящий тростник, И  потому я выше, чем вся Вселенная
».

Человек - это не часть мира, не микрокосмос. Напротив, мир – это часть человека. По формуле Григория Богослова, человек- это макрокосмос, помещенный в микрокосмос, человек – это большой мир помещенный в мир малый. Все, что есть в мире, есть во мне, но кроме этого во мне есть свобода. Во мне есть то, что связано с химией, биологией, зоологией социологией и т.д. Но я к этому не свожусь.

Знаете, была у меня девушка, университетская любовь, Ирочка с психфака. Это был бурный период религиозного поиска, диссидентства и т.д. И однажды я ей говорю: «Знаешь, я, признаюсь, не марксист, хотя и учусь на философском факультете. Я не могу принять формулу Маркса «человек это совокупность общественных отношений». Если это так, то для меня-то что остается? Тогда я - просто производное, взятое от социальных отношений. А я не хочу быть совокупностью общественных отношений!». Проходит полгода, и она говорит мне: «Ты знаешь, меня чуть из университета из-за тебя не выгнали!» У нее начался курс марксистско-ленинской философии, и лектор произнес эту фразу Маркса из его тезисов о Фейербахе. А она у себя в тетрадке на полях записала: «А я не хочу быть совокупностью общественных отношений». Аудитория была поточная, и комсомолка, что сидела на ярус выше, увидела,  что у Иры в тетрадке написано и настучала куда следует.

Словам Маркса уместно противопоставить слова Бердяева: общество – это часть человека. Да, есть то, что во мне определяется общественным влиянием, но если я человек, я могу свободно реагировать, сублимировать эти влияния.
Так что, человек, выше, чем космос, чем общество. И лишь при таком условии человек отвечает за эту природу. Волк не отвечает за биоценоз, он просто часть биоценоза. А человек отвечает и за волка, и за зайца, потому что мы не являемся необходимой частью их питательной цепочки. И поэтому мы в ответе за все.



Урок № 27 – Семья.
Здесь немножко о венчании и о том, что надо уметь терпеть друг друга. И ключевой акцент этого урока -  тактичность. Здесь  рассказывается эпизод из жизни русской крестьянской семьи начала 20 века. Взрослые уже сыновья работают в поле. Август. Старший сын Семен приготовил обед на всю семью. Проходит полгода. Рождество. На праздничном пиру отец говорит Семену: «Сынок, помнишь, ты нас обедом накормил в августе?» - «Да! И что?» - «Ты ведь нас какой-то свининой нас кормил?» - «Да, и что?» - «А ведь пост был!» «Да,  и что?» - « А ты знаешь, сынок, я эту свинину как падаль ел» - «Так папа, раз тебе было противно, почему же не сказал?» - «Да неудобно было, я все ждал минуты, когда можно было бы сказать и не смутить тебя». Этот Семен теперь известен всему православному миру как святой Силуан Афонский. И эту историю он рассказывает с выводом -  вот каким тактичным должен быть отец!
 Мне мои методисты говорят, что вы детей травмируете своим рассказом. Потому что у многих просто нет отца, а у тех, у кого есть, он не сойдется с тем слишком высоким образом отца, который вы даете. Вы провоцируете конфликт в семье... Я же считаю, что независимо от того, какой у этих детей отец, они сами должны готовится быть отцами, и потому у них должен быть идеал отца. Поэтому я отстоял этот текст в учебнике.


Урок № 28 – защита Отечества.
Можно было бы много найти примеров великих русских воинов, я же рассказываю не про Илью Муромца, а про Женю Табакова, потому что он жил здесь и сейчас.
Женя Табаков - это мальчик, который был убит в ноябре 2008 года в Подмосковье в Ногинске. Насильник ворвался в квартиру, где были только дети, и стал насиловать 11-летнюю сестренку этого мальчика, Женечке было 7 лет. Он попробовал защитить свою сестренку, сбегал на кухню за ножом, уколол этого мерзавца ножиком. Бандит выхватил нож у мальчика и восемь ударов нанес ему. Посмертно Женя был награжден Орденом Мужества. Я очень настаивал, чтобы фотографию Женечки вставили в учебник, но чиновники из министерства просвещения были против. Это же не Павлик Морозов… А для меня это принципиально важно. Понимаете, это матрица мужского поведения. Мне важно дать понять детям, что место для мужского подвига есть везде.
И тем более это важно в учебнике христианской этики: мы много говорили о прощении, о милосердии, о том, что надо подставить другую щеку. Поэтому так важно было и другой акцент поставить. Когда зло причиняют тебе, можно и нужно прощать. Но когда речь идет о семье, вере и Родине, здесь другая модель поведения.
И второй сюжет этого урока о том, как вернуться с войны. Как ту ненависть, которая была  в схватке, не  оставить в себе.



Урок № 29 «Христианин в труде».
Это венец всего курса, из которого ребенок должен выйти, понимая, что повседневно нужно трудиться с совестью и усердием.
Tags: ОПК, Учебник
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments