диакон Андрей Кураев (diak_kuraev) wrote,
диакон Андрей Кураев
diak_kuraev

ЛЕКЦИИ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ - ПРИМЕЧАНИЯ

ПРИМЕЧАНИЯ:



(1)   По мнению Аттали, в 21 веке будет «покончено с национальной «привязкой», порваны все семейные узы, потребности людей в этих социальных отношениях будут удовлетворяться с помощью замены для подавляющей части социума физической реальности виртуальной, которая будет формироваться на основе новых информационных технологий, использующих огромное число умных миниатюрных микропроцессоров; такая информационная среда возьмёт на себя решение всех проблем, связанных с личным комфортом, сохранением здоровья, получением образования, личной безопасностью, бизнесом и др.; национальная и семейная дифференциация будет заменена социальной дифференциацией, делящей всех людей только по одному признаку — по признаку «богатый — бедный»; потребители из привилегированных регионов мира (Объединённая Европа и Азиатско-Тихоокеанский регион) превратятся в «богатых номадов»; в награду за усердие в утверждении нового типа либерально-рыночной культуры этим избранным «богатым номадам» будет позволено, руководствуясь своим политическим или экономическим выбором, странствовать по планете в поисках возможностей праздно проводить своё свободное время, покупать информацию, приобретать за деньги острые ощущения, т.е. такие товары, которые только они и могут себе позволить; в то же время они ещё некоторое время будут испытывать тягу к человеческому участию, тоску по уютной домашней обстановке и сообществу людей, т.е. тем ценностям, которые должны прекратить своё существование, поскольку их функции себя исчерпали; жители остального мира (периферия мира) превратятся в «мириады бедных кочевников» — этих «хватающихся за соломинки, передвигающихся в планетарном масштабе людей», бегущих прочь от испытывающей острую нужду регионов мировой периферии, где по-прежнему будет жить большая часть населения Земли; «они будут курсировать по планете в поисках пропитания и крова над головой, их желания станут ещё острее и навязчивее благодаря созерцанию роскошных и соблазнительных картин безудержного потребления и роскошной жизни богатых номадов, которую они будут постоянно наблюдать на экранах спутниковых телепередач, идущих из мировых центров политического лидерства», тогда как сами будут вести, по существу, жизнь живых мертвецов.

(2)   «Согласно И.П. Павлову, большие полушария заняты анализом и синтезом бесчисленных сигналов "основных необходимых условий внешней среды, на которые устремлена, установлена деятельность подкорковых узлов" [5; Кн. 2; 107]. Мы уже знаем, что эта деятельность и для У. Кеннона, и для И.П. Павлова не что иное, как элементарная эмоция. Но эмоция, служащая в качестве установки на среду компонентом поведения. В то же время она, согласно обоим ученым, относится к категории безусловных рефлексов. Такой подход радикально преобразовывал эту категорию. С ней традиция изначально соединяла только прирожденную реакцию мышц на внешний стимул. Отныне в нее включились признаки, которые считались присущими не телу, а душе, не организму, а сознанию: установка на среду, эмоциональность, побуждение к действию, мотивационная напряженность, регуляция поведения организма ("нападение и бегство") с целью адаптации и сохранения стабильности внутренней среды (гомеостаз). "Подкорковые узлы, - подчеркивал И.П. Павлов, - являются... центрами важнейших безусловных рефлексов, или инстинктов: пищевого, оборонительного, полового и т.п., представляя, таким образом, основные стремления, главнейшие тенденции животного организма. В подкорковых центрах заключен фонд основных внешних жизнедеятельностей организма" [5; Кн. 2; 402]1.
Открытие организации и роли, которую играет в поведении этот фонд эмоционально-мотивационной энергии, - историческая заслуга У. Кеннона. Открытие законов использования этой энергии в целостном адаптивном поведении - историческая заслуга И.П. Павлова, который писал: "На фоне общей грубой деятельности, осуществляемой подкорковыми центрами, кора как бы вышивает узор более тонких движений, обеспечивающих наиболее полное соответствие с жизненной обстановкой животного" [5; Кн. 2; 403].
Оба великих исследователя разработали совместно категорию поведения как отличную от системы понятий психологии сознания, с одной стороны, так и нейрофизиологии - с другой» (http://www.voppsy.ru/journals_all/issues/1995/956/956055.htm).

(3) Эти сведения сообщил мусульманский участник моего форума http://www.kuraev.ru/forum/view.php?subj=33083

(4) Игнатенко А. Миссия невыполнима? Власти Саудовской Аравии начали бороться против религиозного экстремизма // Независимая газета 18.06.2003

(5) «В мусульманской традиции существуют разные предания о материи семи небес, о названии каждого из них, а также о внешнем облике обитающих там существ (ангелов).
Первоначальное дымовидное Небо Творец обратил за два дня в семь возвышающихся друг над другом небес. Эти небеса отделены друг от друга расстоянием в пятьсот лет пути. Такую же толщину имеет и каждое из них.
По Ибн-Аббасу, первое небо создано из зеленого изумруда, второе - из красного рубина, третье - из желтого топаза, четвертое - из белого серебра, пятое - из сияющего света. На этих небесах, соответственно, обитают ангелы в виде быков, соколов, орлов, коней, райских дев (гурий), райских юношей (валидов) и обыкновенных людей.
В ряде космологических систем классического ислама семь небес являются орбитами семи светил - Луны, Меркурия, Венеры, Солнца, Марса, Юпитера и Сатурна. Средневековая астрономия замыкает эти сферы "небом неподвижных звезд", за которым простирается "беззвездное небо". С последними двумя сферами иногда отождествляются Курси и Арш.
Над самым верхним из семи небес Творец устроил Рай, блаженствами которого будут наслаждаться правоверные. Ад же, созданный в наказание неверным и нечестивцам, Бог поместил под нижней землей” . Ибрагим Т., Ефремова Н. Мусульманская священная история. От Адама до Иисуса. Рассказы Корана о посланниках Божиих. - М., 1996. с.с.11-14 и 320-322

(6) Официальное разъяснение Московской Патриархии:
О книге «Основы православной культуры»: учебное пособие для учреждений системы повышения квалификации (М.: АПКиППРО, 2010. — 60 с.)
В связи с обращениями педагогов, работников образования относительно содержания книги «Основы православной культуры»: учебное пособие для учреждений системы повышения квалификации (М.: АПКиППРО, 2010. — 60 с.) и отношения к ней Русской Православной Церкви Синодальный Отдел религиозного образования и катехизации информирует о следующем.
Данное пособие подготовлено в Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования без привлечения специалистов от Русской Православной Церкви.
Тексты, касающиеся изучения учебного предмета «Основы православной культуры» не соотносятся с содержанием пособия для учащихся по «Основам православной культуры», подготовленного в рамках эксперимента под руководством протодиакона Андрея Кураева.
Отдел религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви информирует, что книга «Основы православной культуры»: учебное пособие для учреждений системы повышения квалификации (М.: АПКиППРО, 2010. — 60 с.) не может быть рекомендованa Отделом религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви для использования в подготовке учителей по предмету (модулю) «Основы православной культуры», а также непосредственно в процессе его преподавания.
Методическое пособие для учителей по предмету «Основы православной культуры» в рамках федерального эксперимента в 2009-2012 гг. разрабатывается в соответствии с текстом подготовленного пособия для учащихся. В ближайшее время материалы этого пособия будут размещаться на официальном сайте Отдела для использования педагогами, методистами, организаторами и преподавателями курсов повышения квалификации учителей в регионах. http://www.otdelro.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=427:--l--r

(7) «Расплоди тараканов, - сказал отец, - и у тараканов появятся права. Права, очевидные для всех. Набегут певцы, которые будут воспевать их. Они придут к тебе и будут петь о великой скорби тараканов, обреченных на гибель» (А. де Сент-Экзюпери. Цитадель. // Согласие. N.1, 1993. с.152).

(8) «Честно говоря, я не сторонник продолжения этого курса» -  Россияне не верят в классного бога // Московский комсомолец 15 марта 2010
http://www.mk.ru/social/article/2010/03/15/448178-rossiyane-ne-veryat-v-klassnogo-boga.html

(9) http://www.infox.ru/authority/mans/2010/01/16/Duhovno_nravstvyenno.phtml

(10) Теперь сравним со словами М. Шахнович: «Как нам казалось, — продолжает Марианна Шахнович, — заказ был на преподавание знаний о религии, но происходит подмена: вместо преподавания знаний о религии получается преподавание религии» http://www.ej.ru/?a=note&id=9801. Странно: координатор рабочей группы в важнейшем вопросе о цели курса разошлась даже со светскими ее членами. Академики РАО считают, что курс должен быть воспитующим («приобщение подростков»), а М. Шахнович полагает, что курс должен быть лишь информирующим.

(11) Автор вообще не балует читателя образностью, выбирая наилегчайший и наиневыгоднейший из всех возможных путей, назовем его путь ярлыков. Трудно показать, что А любит Б., зато нет ничего легче, чем набрать печатными буквами - А любит Б. Набрать-то легко, а вот читать неинтересно. Между тем читателя беспрерывно уверяют (ни разу не показав), что у некоего "бедного Евгения" чистая и нежная душа, что героиня Надежда ужас как любит слепого певца Орфеуса. Верить-то мы, конечно, верим, но все же хотелось бы лично убедиться. - Мария Ремизова. Писатель пророчествует, читатель позевывает. // ЛГ. 19.4.95. О романе Ю.Кима "Онлирия".

(12) См. архидиакон Павел Алеппский. Путешествие Антиохийского патриарха Макария в Россию в первой половине XVII века, описанное его сыном, архидиаконом Павлом Алеппским. М., 2005, сс. 236 и 351.

(13) Из «Ужасного задачника» Остера: «В одной школе во время летних каникул, пока в здании никого не было, завелись черти. Когда наступило первое сентября, черти повесили на школе плакат «Добро пожаловать в ад» и не пустили в школу учителей, а ученикам, наоборот, предложили заходить в классы и учиться, только не чтению и математике, а всякому чародейству и колдовству.
Некоторые старшеклассники, несмотря на то, что учителя и директор запретили им даже близко подходить к дверям школы, поверили чертям и зашли внутрь. Но тут же об этом горько пожалели, потому что черти захватили их в заложники, завалили двери школы учительскими столами и потребовали, чтобы все остальные ученики вместе с родителями, учителями и директором сложили букеты цветок в кучу и отошли от школы на двести метров. А иначе - сейчас будет взрыв или что-нибудь еще хуже.
Некоторые родители, особенно те, которые привели в школу первоклассников, стали советовать директору школы вызвать специальный милицейский отряд, который умеет освобождать заложников, но директор сказал, что милиция со своими автоматами только окна перебьет, а сделать все равно ничего не сможет. В таких случаях, сказал директор, надо не автоматчиков вызывать, а священника из ближайшей церкви. Чтобы он школу перекрестил. Три раза. Вот этого черти на самом деле боятся.
К счастью, ближайшая церковь оказалась совсем недалеко. Когда черти увидели, что к школе подходит священник, они высунулись из окон и закричали, что это не честно, потому что в нашей стране церковь отделена от государства, а школа от церкви, и священников к школам подпускать нельзя.
Но священник не стал слушать чертей, подошел к школе вплотную, поднял руку и перекрестил ее. Трижды. И в ту же самую секунду плакат «Добро пожаловать в ад» свалился со школы, а черти, высунувшиеся из окон, стали лопаться и исчезать. Один за другим. Пока не кончились. Все до одного. Когда входные двери школы удалось освободить от учительских столов, ученики вместе с учителями смогли войти в здание и начать занятия. Но тех старшеклассников, которые поверили чертям и попались к ним в заложники, в школе так и не нашли. Сколько ни искали. Несчастные родители пропавших школьников осмотрели все классы и туалеты, учительскую, кабинет директора. Заглянули в каждый укромный уголок, спускались в подвал, даже на чердак залезали. Но все безрезультатно. Видимо, черти, когда исчезали, забрали всех этих старшеклассников с собой».

(14) «- Противники нового курса говорят, что он преследует миссионерские цели. Что вы на это скажете?
- Новый  курс - светский, как и любой другой школьный курс. Он должен обеспечить вхождение детей в культурную традицию народа. Хотя я понимаю: конфессии в конечном итоге стремятся увеличить число своих последователей. Но наша задача – не быть их подручными, а решать свои воспитательные задачи, направленные на формирование нравственных ценностей и жизненной позиции. Задача органов управления образованием – отделить церковь от государства: постараться отстраниться от конфессий и сделать это недекларативно. С представителями конфессий согласованы тексты учебников, и этого вполне достаточно. Взаимодействие с конфессиями допускается, но работать с детьми должен все же учитель». ректор Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Эдуард Никитин http://www.rian.ru/edu_analysis/20100201/207203004.html
(15)  Евсеев В. А. Панютина М. Н. Церковь и становление английских университетов // Церковно-исторический ежегодник. Иваново, 2002, сс. 114-115. Кэмбридж получил еще большую свободу через буллу папы Григория 9  в 1233 году – по этому документу не только никакие светские суды, но и все церковные суды, за исключением суда местного епископа (Элийской епархии), не могли разбирать деяния членов университетской корпорации.
(16)  "Если я служу Тебе, потому что боюсь Ада, брось меня в Ад. Если я служу Тебе в надежде на Рай, лиши меня Рая" (женщина-суфий Хазрат Рабийа Басри).
(17)  «Аскетическая литература, по существу, индивидуалистическая, обращается к определенному кругу лиц. Она имеет в виду монаха. Семьянин, государственный чиновник, купец, ремесленник, воин и раб не находили в ней указаний, как осуществить учение Христа в общественной жизни» (Попов И. Св. Иоанн Златоуст и его враги // Богословский вестник 1907, дек. с. 799).
(18)  Аверинцев С. С. Поэтика ранневизантийской литературы. М., 1977, с. 174.
(19)  Хотя своей педагогики средневековье не дало, но оно подготовило переход к современному восприятию детства. См.: Аверинцев С. С. Поэтика ранневизантийской литературы. М., 1977, сс. 172-177.
(20)  «Представим себе такого удивительного юношу, который бы с добродетелью соединял царствование над вселенной, и который бы во всем был так совершен, что мог бы во всех возбудить к себе отеческую любовь. Чего, думаете вы, не согласился бы с удовольствием претерпеть отец этого юноши, чтобы только не лишиться его общения? Или, на какое бы несчастье, великое ли то или малое, не решился бы он, чтобы только видеть и увеселяться им? Подобным образом мы должны размышлять и о небесной славе. Поистине, не столько любезно и вожделенно отцу его дитя, как бы оно ни было совершенно, сколько вожделенно получить те блага, раз-решиться и быть со Христом (Филипп, I, 23). Нестерпима геенна и мучение в ней; но если представить и тысячи геенн, то все это ничего не будет значить в сравнении с несчастьем лишиться той блаженной славы, возненавидену быть от Христа и слышать от Него: не вем вас (Мф, 25,12) и обвинение, что мы, видя Его алчущаго, не напитали. Поистине лучше подвергнуться безчисленным ударам молний, нежели видеть, как кроткое лице Господа отвращается от нас и ясное око Его не хочет взирать на нас. И действительно, если Он меня, врага Своего, при всей к Нему ненависти и отвращении от Него, так воз-любил, что даже не пощадил самого Себя, но предал Себя на смерть, и если, после всего этого, не подам Ему и хлеба, когда Он алчет, — то какими уже глазами буду взирать на Него?» (св. Иоанн Златоуст. Беседы Евангелие от Матфея 33,8 // Творения. т. 7. СПб., 1901. с. 272)
(21)  Кекавмен. Советы и рассказы, 51 // Кекавмен. Советы и рассказы. Поучение византийского полководца XI века. Спб., 2003, с. 237.
(22)  Домострой, 17 // Памятники литературы Древней Руси. Середина XVI века. М., 1985, сс. 87-89.
(23)  Каптерев П. Ф. История русской педагогики. Спб., 2004, сс. 21-23.

Tags: ОПК, Учебник
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments