диакон Андрей Кураев (diak_kuraev) wrote,
диакон Андрей Кураев
diak_kuraev

Categories:

Медитация в апостольский день

Читаю на сайте патриархии
http://www.patriarchia.ru/db/text/4089468.html

"Сегодня вновь совершилось предреченное пророком Иоилем (Деян. 2:16), и Небесный Царь, Дух истины посетил нас особым образом. Ныне храм сей стал малой Сионской горницей, ибо в нем ты принял жребий апостольства и соделался блюстителем словесных стад Божиих".

Припоминаю:

Стих, отсылку к которому дает слово Патриарха - Деян. 2,16 16 - звучит так:

"но это есть предреченное пророком Иоилем".

Что же предрек пророк Иоиль?

"Трубите трубою на Сионе и бейте тревогу на святой горе Моей; да трепещут все жители земли, ибо наступает день Господень, ибо он близок -- День тьмы и мрака, день облачный и туманный: как утренняя заря распространяется по горам народ многочисленный и сильный, какого не бывало от века и после того не будет в роды родов.
... Но и ныне еще говорит Господь: обратитесь ко Мне всем сердцем своим в посте, плаче и рыдании.
Раздирайте сердца ваши, а не одежды ваши, и обратитесь к Господу Богу вашему; ибо Он благ и милосерд, долготерпелив и многомилостив и сожалеет о бедствии.
Кто знает, не сжалится ли Он, и не оставит ли благословения, хлебного приношения и возлияния Господу Богу вашему?
Вострубите трубою на Сионе, назначьте пост и объявите торжественное собрание.
Соберите народ, созовите собрание, пригласите старцев, соберите отроков и грудных младенцев; пусть выйдет жених из чертога своего и невеста из своей горницы.
Между притвором и жертвенником да плачут священники, служители Господни, и говорят: "пощади, Господи, народ Твой, не предай наследия Твоего на поругание, чтобы не издевались над ним народы; для чего будут говорить между народами: где Бог их?"
И тогда возревнует Господь о земле Своей, и пощадит народ Свой.
И ответит Господь, и скажет народу Своему: вот, Я пошлю вам хлеб и вино и елей, и будете насыщаться ими, и более не отдам вас на поругание народам.
И пришедшего от севера удалю от вас, и изгоню в землю безводную и пустую, переднее полчище его -- в море восточное, а заднее -- в море западное, и пойдет от него зловоние, и поднимется от него смрад, так как он много наделал зла.
Не бойся, земля: радуйся и веселись, ибо Господь велик, чтобы совершить это.
Не бойтесь, животные, ибо пастбища пустыни произрастят траву, дерево принесет плод свой, смоковница и виноградная лоза окажут свою силу.
И вы, чада Сиона, радуйтесь и веселитесь о Господе Боге вашем; ибо Он даст вам дождь в меру и будет ниспосылать вам дождь, дождь ранний и поздний, как прежде.
И наполнятся гумна хлебом, и переполнятся подточилия виноградным соком и елеем.
И воздам вам за те годы, которые пожирали саранча, черви, жуки и гусеница, великое войско Мое, которое послал Я на вас.
И до сытости будете есть и насыщаться и славить имя Господа Бога вашего, Который дивное соделал с вами, и не посрамится народ Мой во веки.
И узнаете, что Я посреди Израиля, и Я -- Господь Бог ваш, и нет другого, и Мой народ не посрамится вовеки.
И будет после того, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; старцам вашим будут сниться сны, и юноши ваши будут видеть видения.
И также на рабов и на рабынь в те дни излию от Духа Моего.
И покажу знамения на небе и на земле: кровь и огонь и столпы дыма.
Солнце превратится во тьму и луна -- в кровь, прежде нежели наступит день Господень, великий и страшный.
И будет: всякий, кто призовет имя Господне, спасется; ибо на горе Сионе и в Иерусалиме будет спасение, как сказал Господь, и у остальных, которых призовет Господь".
(Иоиль 2)

Удивляет несоразмерность контекстов. У Пророка речь идет о событии поистине эсхатологическом. "Излияние Духа" произойдет между катастрофическими бедами, чудесным сокрушением всех захватчиков и обидчиков - и последним Божиим судом.
И произойдет оно в ответ на искренний покаянный плач целого народа. За покаянную слезу - Дух и милость.

И вот риторическая красивость предполагает, что это событие повторяется вновь десятки раз в году на каждой епископской хиротонии - по решению одного человека и ради карьерных перспектив другого. Происходит некая банализация эсхатологии.

Что должны сделать люди по Пророку ради последнего Чуда? - обратиться всем сердцем своим в посте, плаче и рыдании, разодрать сердца свои.

Что должно сделать по мысли сегодняшнего проповедника для повторения этого же Чуда? - "чрез сугубую молитву архипастырей, возложением святительских рук и Евангелия ты приобрел неизреченный дар (2 Кор. 9:15). На тебя снизошла благодать Животворящего Духа Утешителя и совершилась твоя личная Пятидесятница".

Кто из "сугубо молившихся архипастырей" рыдал при этом действии? Разрывал свое сердце? И какие знамения на небе и на земле последовали за новой Пятидесятницей?

И хочется спросить: новому епископу, к которому обращены слова Патриарха, снятся сны как старцу или его посещают видения как юношу?

Эти сны и видения пришли к нему именно со дня его хиротонии ("личной Пятидесятницы")?
Как изменилось содержание его сновидений за эти дни?
Как он сам их толкует?
И рассказывает ли он в проповедях свое пастве о том, что ему теперь снится?

А вообще очень интересно: пророк мечтал о приходе мистического анархизма (коммунизма):
Бог и его пророческие дары станут доступны всем, даже мальчишкам, невестам и младенцам, рабам и рабыням.

Но в современных проповедях именно это пророчество приводится для обоснования жесткой иерархической превознесенности одного человека - "раздаятеля благодати" - над всеми остальными членами единой общины. Мы помним как один из современных архиереев сказал, что в час своей хиротонии он почувствовал, что власть вошла в него.
"Ты получил великий дар, облекся силою свыше (см. Лк. 24:39), пережил опыт личной Пятидесятницы, ибо на тебя, как и на апостолов, некогда собравшихся в Сионской горнице, снизошла благодать Всесвятого Духа. В сей знаменательный час предстоит тебе принять от меня архиерейский жезл — символ новых властных полномочий и сил, ниспосылаемых от Господа"
http://uvar-eparhia.ru/index.php/pravyashhij-arhierej/slovo-svyatejshego-patriarha-kirilla-pri-vruchenii-arhierejskogo-zhezla-preosvyashhennomu-ignatiyu-rumyantsevu-episkopu-uvarovskomu-i-kirsanovskomu/


***
И еще в копилку будущего историка московского папизма:

"Внимай же словам моим (Деян. 2:14), как во время оно внимал апостолу Петру народ, бывший в Иерусалиме на празднике Пятидесятницы".
http://www.patriarchia.ru/db/text/4089468.html

"Сегодня ты стал преемником апостолов. Это означает, прежде всего, что значительно возросла мера твоей ответственности за каждое слово, за каждое дело, за каждое решение. Тебе вверяется забота о душах человеческих, и за них тебе предстоит держать ответ: перед Священноначалием в сем веке и перед Богом — в веке будущем".

http://uvar-eparhia.ru/index.php/pravyashhij-arhierej/slovo-svyatejshego-patriarha-kirilla-pri-vruchenii-arhierejskogo-zhezla-preosvyashhennomu-ignatiyu-rumyantsevu-episkopu-uvarovskomu-i-kirsanovskomu/
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 139 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →