диакон Андрей Кураев (diak_kuraev) wrote,
диакон Андрей Кураев
diak_kuraev

Соборность и консильярность

1. "Соборность" это коряво и неизвестно кем (точно, что не Мефодием и Кириллом) переведенное на славянский язык слово "кафоличность". К соборам как способу управления церковью этот термин не имеет никакого отношения. Коротко говоря, соборность это полнота благодатности.

"Умаляется соборность" или нет - определить нельзя при отсутствии прибора под названием "харизмометр".

2. Но можно говорить о проблемах внутрицерковного соборования. В западном богословии для этого есть термин консильярность. Советование. Сколь авторитарно и сколь закрыто принимаются решения? Вот это можно отмечать и сравнивать.

3. Изначально церковные соборы это вовсе не Сколково. Это не места усиленного мозгового штурма. Их задача не креативить, а свидетельствовать о слышанной ими в юности керигме. Епископ на соборе - свидетель веры своей церкви (епархии): Нет, такого "евангелия" мы не читали... Да, вот такое предание и у нас есть...
Это означает, что епископ, вернувшись с собора не должен ошарашить своих клириков и народ новостью о чем-то им ранее неведомом в их родной и выстраданной вере.
Более того, сам собор может считаться православным, если после него в церкви произошла "рецепция" (принятие) его решений: то есть люди узнали в решениях собора свою, еще и до собора знаемую и преданую им веру.

Итак, не с собора епископ должен везти в епархию символ веры, а наоборот - со своей епархии и от ее имени - на собор.

Другое дело - если чего-то в керигме явным образом нет. Но тогда и статус епископа в этой области поиска сам становится весьма неясным. Ибо эрудированность, ясность ума и способность к честной аналитике (то, что нужно для поиска) ему никто не обещал.

4. Теперь вчитаемся во вчерашние решения Синода:

СЛУШАЛИ:

Доклад Преосвященного митрополита Волоколамского Илариона, председателя Отдела внешних церковных связей, председателя Синодальной библейско-богословской комиссии, о результатах изучения проектов документов Всеправославного Собора «Вклад Православной Церкви в торжество мира, справедливости, свободы, братства и любви между народами и устранение расовой и прочих дискриминаций» и «Важность поста и его соблюдение сегодня», отредактированных Специальной межправославной комиссией на заседаниях, проходивших 15-20 февраля и 30 марта — 2 апреля 2015 года в Шамбези (Швейцария), и о предложениях Синодальной библейско-богословской комиссии по усовершенствованию данных документов.

Справка:

Священный Синод в заседании от 5 мая 2015 года (журнал № 18) поручил Синодальной библейско-богословской комиссии изучить проекты документов, отредактированных Специальной межправославной комиссией, и представить выводы к следующему заседанию Священного Синода.

ПОСТАНОВИЛИ:

1. Доклад принять к сведению.

2. Одобрить в целом документ на тему «Важность поста и его соблюдение сегодня». Одобрить предложения Синодальной библейско-богословской комиссии по его дальнейшему усовершенствованию.

3. Считать неприемлемым проект документа на тему «Вклад Православной Церкви в торжество мира, справедливости, свободы, братства и любви между народами и устранение расовой и прочих дискриминаций» в его нынешнем виде. Поручить делегации Русской Православной Церкви представить принципиальные поправки к этому документу на Всеправославном предсоборном совещании.



Всеправославный собор состоится менее чем через год - на Троицу-2016. Голосование будет консенсусом. Каждая поместная церковь имеет лишь один голос. На повестку дня выносятся лишь заранее согласованные тексты. То есть собор - не место для дискуссий.

Есть ли у церкви шанс узнать до собора, что же там будет голосоваться от ее имени и для нее? Русской Церкви такого шанса не дают.

Я обзвонил сегодня семь членов Синодальной богословской комиссии. Никто из них не в курсе, что они якобы обсуждали проекты "о посте" и "за все хорошее". Не было рассылки текстов, не было заочного сбора мнений. Не было и заседания Комиссии.

Точно так же в декабре 2013 года не было заседания Комиссии, якобы решившего обновить свой состав путем удаления меня из ее членов.

Вполне возможно, что проекты соборных решений рассматривала некая очень узкая рабочая группа. Но все же ее решения нельзя считать решениями всей Комиссии. Зачем врать и решения "президиума комиссии" (кто в него входит? где регламент его работы?) выдавать за решения всей Комиссии? В СССР решения Политбюро не публиковали как решения пленума ЦК и тем паче партийного съезда.

И главное: почему эти тексты так секретны, что даже лучшим и довереннейшим богословам РПЦ не позволяют ознакомиться с ними?
Как может быть секретно то, что касается каждого христианина?

И если патриархия так не доверяет церкви, то на какое доверие рассчитывает она сама?

Кстати, этот текст о постах родом аж из 1982 года!


***
И как после этого верить этим сладким словам? -

- Представители православной общественности часто сетуют на отсутствие полной информации о подготовке к Собору. С чем связан закрытый характер предсоборного процесса?

— Подготовка к Всеправославному Собору началась еще в 60-х годах прошлого века. Положение, в котором по известным причинам находились в то время многие Поместные Церкви, в значительной степени и определило формат подготовительного процесса. В условиях, когда в Советском Союзе, как, впрочем, и в других странах Восточной Европы, церковная жизнь была вынужденно ограничена лишь храмовым богослужением, широкое участие духовенства и мирян в составлении или обсуждении соборных документов было, конечно, невозможно. В то же время сохранение такого же порядка подготовки к Собору и в наше время едва ли можно признать оправданным. Начиная с 2008 года, когда подготовка к Всеправославному Собору после многолетнего перерыва была возобновлена, представители Русской Православной Церкви и прежде всего Святейший Патриарх Кирилл, выступая на межправославных встречах, неоднократно призывали сделать предсоборный процесс более прозрачным. В этом же духе высказался и Архиерейский Собор 2013 года, предложив перейти к широкому обсуждению соборных постановлений, рабочие варианты которых, по сложившейся практике, в настоящее время не публикуются в полном объеме. Это предложение происходило из положительного опыта работы Межсоборного присутствия, учрежденного в Русской Православной Церкви в 2009 году, в рамках которого в разработке и обсуждении документов Архиерейских Соборов участвуют не только архипастыри и богословы, духовенство и монашествующие, деятели науки и культуры, но и всякий заинтересованный член Церкви, благодаря возможности ведения дискуссии на официальном сайте Присутствия. Распространение подобного механизма работы и на предсоборный процесс, полагаю, позволило бы сделать более эффективной подготовку Всеправославного Собора. Однако, поскольку не все Поместные Церкви оказались готовы отойти от сложившегося за десятилетия формата подготовки, Межправославная подготовительная комиссия в настоящее время продолжает придерживаться старого порядка. Одновременно мы стараемся, насколько это возможно и не противоречит принятому на данном этапе порядку работы, информировать свою паству обо всех этапах предсоборного процесса и наиболее важных, принимаемых решениях.

http://www.pravoslavie.ru/put/80602.htm

***

По сути вопроса: греки справедливо говорят о коренном пороке постовой дисциплины православия: нельзя заставлять всю церковь поститься по Типикону - монашескому уставу. Если более половины дней в году - постные, возникает вопрос: как исключение вдруг стало нормой?

Средневековая церковь знали различия как в длительности, так и в интенсивности поста для монахов и не-монахов.

Так, знаменитый канонист и антиохийский патриарх Вальсамон (12 век) считает Рождественский пост во всем объеме обязательным для иноков, для мирян же считает позволительным сокращение его до 7 дней (Скабалланович М. Толковый Типикон. т.1. - Киев, 1910. с. 455).

Или: "этому не я научаю, но святые и божественные апостолы так законоположили: всяк христианин да постится в среду и пяток, бельцы - от мяса, а чернецы - от молочного... Когда случится в среду или пяток Господский праздник или святой Богородицы, либо двенадцати апостолов, то ешь мясо" (Феодосий Печерский. Послание князю Изяславу о неделе. // Библиотека литературы Древней Руси. т. 1. Спб., 1997, с. 447).

В наши дни сербский патриарх Павел писал:
"если такой вопрос будет поставлен, считаю, что наша Церковь могла бы согласиться на то, чтобы Рождественский пост длился две недели, а Петров – одну. Для монашествующих должно остаться строгое правило, как сейчас".
http://www.pravpost.org.ua/page.php?id=198

Предание, которое я слышал в ОВЦС, гласит: еще в 70х годах греки на Всеправославный собор хотели вынести вопрос о постах. Русские и грузины сказали, что народ никаких перемен у нас не примет, а просто обзовет обновленцами.

Тогда греки предложили компромисс: оставим пока все как есть, но ваши епископы должны проинструктировать священников, чтобы те не давали епитимий за нарушение монашеских постов мирянами.


***
О самом предстоящем соборе см. http://www.pravmir.ru/navstrechu-svyatomu-i-velikomu-soboru/ Текст 1972 года!

Проект текста о посте образца 1986 года:
http://apostoliki-diakonia.gr/gr_main/dialogos/dialogos.asp?content=content&main=C_pros_1fr.htm

L'Eglise, qui "ne désire pas la mort du pécheur, mais sa réintégration et sa vie", doit affronter tous ces cas de non observance des prescriptions sacrées concernant le jeûne, qu'ils soient généraux ou individuels, avec un souci maternel et affectueux. Elle laisse donc le soin aux Eglises orthodoxes locales de définir, selon leur discernement, la mesure d'économie miséricordieuse et d'indulgence à appliquer afin d'alléger le "poids" des jeûnes sacrés pour ceux qui ont des difficultés à respecter tout ce que ceux-ci prescrivent, soit pour des raisons personnelles (maladie, service militaire, condi­tions de travail, vie dans la Diaspora etc.), soit pour des raisons générales (conditions climatiques particulières de certains pays, difficultés de trouver certains aliments maigres, structures sociales).

Церковь, которая "не хотяй смерти грешника, но еже обратитися и живу быти ему", должна противостоять всем этим случаям несоблюдения священных предписаний, касающихся поста, будь они всеобщие или индивидуальные, с материнской заботой и настойчивостью. Поэтому она оставляет на усмотрение Поместных Православных Церквей определение меры милосердной икономии и cнисхождения в их применении с целью облегчить "тяготы" священного поста для тех, кто испытывает трудности в соблюдении всего предписанного, будь то по личным причинам (болезнь, военная служба, условий труда, жизнь в диаспоре и т.д.) или из общих соображений (климатические условия в некоторых странах, трудности в обретении пропитания, социальные структуры).
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 86 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →