диакон Андрей Кураев (diak_kuraev) wrote,
диакон Андрей Кураев
diak_kuraev

Category:

Иосифлянство: наша цель - оправдать наши средства!

Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на заседании Попечительского совета по восстановлению Иосифо-Волоцкого монастыря:

Основатель обители, преподобный Иосиф, был личностью поистине знаковой для своего времени: ревностный монах, талантливый церковный писатель, человек, как сейчас говорят, с активной гражданской позицией. Преподобный Иосиф внес весомый вклад в развитие церковно-государственных отношений в нашей стране: именно он впервые выразил идею о возможности воплощения византийской модели «симфонии властей» на русской почве, заявил о важности их взаимных гармоничных отношений и дополняющих друг друга обязанностей.

Особое почитание Церковью преподобного Иосифа связано с его немалым вкладом в борьбу с ересью. Еретические сообщества, появлявшиеся в то время как грибы после дождя, были направлены на то, чтобы расшатать общество и Церковь.

Преподобный Иосиф Волоцкий хорошо понимал социологическую и политическую сущность ереси, и как государственник, обладавший особым талантом видеть и понимать суть событий, противостоял появлению ересей в нашей стране. Возможно, именно он и предотвратил в России то развитие событий, которое в Западной Европе привело к трагическому разделению религиозной жизни. Иногда наши критики говорят: как жалко, что у нас не было Реформации! На самом деле это означает, что нам удалось избежать глубинных разделений на идеологической почве в средние века, а стало быть, обеспечить целостность и жизнеспособность государства. Последующее развитие событий, в том числе Смутное время, показало, насколько было важно, что Русь сохраняла единую веру и одну Церковь, ведь именно вера и Церковь явились в Смутное время единственной силой, которая сплотила людей для борьбы с оккупантами и помогла им осознать опасность тогдашних политических заблуждений.

http://www.patriarchia.ru/db/text/4161928.html


Немного странно, что так возвеличивается чеовек, в чьем наследии есть такие слова: "аще и правоверии будутъ сами, и уведавше же еретики или отступъники, и не предадятъ судиямъ, конечную муку подъимутъ".

Можно было бы хоть как-то обозначить, что не все наследие этого святого государственника патриарх намерен актуализировать...

Кроме того, значимо, что две грани жизни преп. Иосифа тут не отражены:
- его личная нестяжательность
- и его борьба с содомией московского митрополита Зосимы ("главня содомьского огня" - преп. Иосиф о митроподите Зосиме)

"Преподобный Иосиф Волоцкий обратился к епископату со смелым призывом прогнать еретика с престола святого Петра и запрещением испрашивать у митрополита благословения («учите все православное христианство, чтоб не приходили к этому скверному отступнику за благословением»), против Зосимы поднялась вся Церковь... По иронии судьбы именно Зосима, человек недостойный занимать митрополичью кафедру, в новосозданной к концу XV столетия пасхалии озвучивает жизненно важное для Руси того времени положение о том, что Москва после падения Византии становится градом «нового Константина». А великий князь централизованной Руси в лице Иоанна III преображается в «нового Константина»" http://www.pravoslavie.ru/sm/5897.htm.

(Более сложная картина, как всегда, в Православной Энциклопедии: http://www.pravenc.ru/text/200033.html).
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 66 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →