диакон Андрей Кураев (diak_kuraev) wrote,
диакон Андрей Кураев
diak_kuraev

Categories:

Патриарший крестный ход

6 сентября, в день памяти святителя Петра, первого митрополита Московского патриарх Кирилл возглавит крестный ход от Успенского собора к Высоко-Петровскому монастырю. Начало крестного хода, посвященного 700-летию начала служения в Москве святителя Петра, в 13.00.
http://www.patriarchia.ru/db/text/4208721.html


***
"Юбилей" патриархией притянут за уши:
переезд св. Петра в Москву - это событие 1325 года. При этом это был чисто бытовой (и политический) переезд, но не канонический перенос кафедры.

Конечно, он бывал в Москве и ранее.
Нынешний наместник Высоко-Петровского монастыря (возможно, он и придумал этот юбилей), говорит:
"историки датируют первый приезд митрополита Петра в Москву в интервале именно между 1315 и 1317 годами. С Иваном Калитой он, конечно, встречался и раньше. Так, на Переславском Соборе зимой 1311 года великий князь Московский присутствовал. И не только присутствовал, но и оказал серьезнейшую и крайне своевременной поддержку первосвятителю".http://vpmon.ru/vysokij-yubilej-petrovskoj-obiteli/

Однако в 1311 году, как и в 1315, московские князья вовсе не были "великими князьями" (этот ярлык был у Твери). А Иван Калита в помянутые годы был князем не Московским (им был Юрий), а именно Переславским (причем столь незначительным для общерусской жизни, что Житие Петра даже не упоминает его в списке князей - участников Переславского собора, хотя он и был "принимающей стороной").

Ни один письменный источник не говорит о 1315 годе как о времени строительства (пусть и деревянного) храма на месте Высокопетровского монастыря.

Прав. энциклопедия называет иную дату:

"По монастырскому преданию, В. м. основан кн. Иоанном I Данииловичем Калитой. Предание опирается на рассказ из «Книги степенной царского родословия» XVI в. Проезжавший в 1326 г. по берегу р. Неглинной кн. Иоанн увидел некую высокую гору, покрытую снегом, к-рый растаял у него на глазах. За неск. дней до кончины свт. Петр растолковал князю видение: «Гора высокая - это ты, князь, а снег - я, смиренный. Мне прежде тебя должно отойти из сей жизни». После кончины святителя кн. Иоанн построил храм на месте видения, «близ реки Неглинны, идеже ныне есть монастырь именуемый Высокий». По мнению Л. А. Беляева, запись в Степенной книге отразила устное предание, достоверность к-рого проверить невозможно".

То, что митр. Петр был и подолгу жил в Москве и до 1325 года - очевидно. Его кафедрой городом был Киев, а "кафисмой" ("седалищем") - Владимир (хотя Кплские патриархи еще полвека не признавала этот перенос резиденции). Митрополитом Киевским Петр стал вопреки воле и против кандидата тверского князя Михаила (на ту пору - общерусского великого князя). Врагом тверского князя был князь московский. Петр, будучи в холодных отношениях с тверским князем, естественно, стал искать дружбы с князем московским.
Так, по чисто личным мотивам вместо дружбы со святым Тверским князем Михаилом митрополит Петр стал союзником редкого мерзавца - московского князя Георгия.

"Георгий по качествам черной души своей заслуживал всеобщую ненависть, гнусным делом изъявил презрение к святейшим законам человечества" (Карамзин. т.4. гл. 7. ст. 106). К убийству св. Михаила в Орде московский князь имел самое прямое отношение и лично с удовольствием смотрел на совершаемое его же слугами.

Голубинский согласен с Карамзиным: "По своим нравственным качествам Юрий Данилович, как известно, стоит в ряду наших старого времени князей на одном из самых последних мест: человек - совершенно и до последней степени нерыцарь" (т.2, 1 половина тома. М., 1997, с. 134).


Владимир входил в Тверское княжество. Петру жить там было политически неудобно, и значительную часть времени он проводил в объездах своей обширнейшей митрополии. Конечно, бывал и Москве. Но ничто не увязывает начало его посещений или проживаний в Москве именно с 1315 годом.

"Эти частые и продолжительные проживания митрополита в Москве, начавшиеся с первого времени его прибытия на Русь (1308), не означали перенесения им кафедры митрополичьей из Владимира в Москву" (там же, с138).

Последний его переезд в Москву - в 1325 году - необычен. Только то скончался московский князь Юрий Данилович и в Москву перешел близкий к митрополиту брат Юрия - Иван Калита. Ни Юрий, ни Иван не были в это время великими князьями (этот титул вернулся в Тверь). Вообще в у пору статус города зависел от статуса проживающего в нем епископа.

Москва сама по себе не мела преимуществ. Житие Петра,говоря о причинах переноса митрополии в Москву, не упоминает ни о богатстве Москвы, ни о ее политическом значении, а находит в ней только одно достоинство: "город славен кротостию", т.е. спокойный город. Как писал (правда, киевский) историк Соколов в 1913 году, "Достоинство это, раз оно является единственным, следует признать двусмысленным: это обыкновенное достоинство захолустья" (Русский архиерей из Византии и право его назначения до начала XV века. Киев, 1913, с. 252). И в самом деле: ни одного каменного храма в Москве еще не было.

Петр знал, что едет в Москву умирать. Прожил св. Петр в Москве до своей кончины лишь 13 месяцев. Предчувствуя смерть, он настоял на закладке Успенского собора (который он строил как свою усыпальницу) в августе, хотя обычно каменные храмы закладывали весной (см. Голубинский с. 138). И этот переезд был импровизацией: иначе свой погребальный храм м. Петр стал бы строить раньше. Все епархиальные службы и служки оставались во Владимире. Кроме того, этот переезд был нарушением 82 правила карфагенского собора...

Личных "бонусов" от этого переезда и завещания митр. Петр уже не мог получить и не мог на них рассчитывать в силу своего нездоровья. Понудить его также никто к этому не мог. Остается чистая "эстетика": нелюбовь всероссийского митрополита к части своей паствы (Твери) - до гроба и даже после...


***
Выходные будут зело дождливы. Но почтить память св. Петра стоит:

Святитель Петр (митрополит Киевский и всея Руси!) смог хотя бы однажды остановить княжескую междоусобицу:

В 1312 году союзные Твери князья во главе с 12-летним Дмитрием Михайловичем пошли походом на Нижний Новгород (захваченный, как и тверской Городец московским князем Юрием). Владимир был частью Тверского княжества и резиденцией митрополита, и, казалось бы, митрополит должен был благожелательно ответить на просьбу Тверского князя о благословении на эту войну.
Но св. Петр ответил отлучением от Церкви. Три недели войско стояло под стенами Владимира. И лишь через три недели отлучение был снято - после того, как князья согласились разойтись по домам.

В Троицкой летописи (Свод 1408 г.): "В лето 6819 князь Дмитреи Михаилович Тферьскыи, събра в воя многи и хоте ити ратью к Новугороду на князя на Юрья, и не благослови его Петр митрополит. Князь же стоя в Володимери 3 недели и рать распусти, и вьзвратишася кождо въ свояси ПСРЛ т. 18 с. 87).


Это первое в русской истории отлучение от Церкви по политическим мотивам. Но вполне уместное.

А вот уже следующий Киевский митрополит (хоть и живущий в Москве - грек Феогност) в 1329 году отлучит от церкви псковичей за то, что они укрыли у себя бывшего тверского князя Александра Михайловича. Вина князя Александра была в том, что он воспротивился ЕвроОрдо-интеграции, и по приказу хана его искал Иван Калита (об опустошении Руси татарами, которых привел из Орды местночтимый московский СВЯТОЙ Иван Калита см. "Федорчукова рать").
Это что же сегодня может сделать киевский митрополит с москвичами за невыдачу Януковича!!!


Хотя если бы митр. Петр переступил через личные обиды и сделал ставку на Тверского князя - весьма вероятно,что консолидация всех княжеств вокруг одной столицы произошла бы быстрее и с меньшей кровью. В ту пору Тверь была много сильнее Москвы. Ей было бы легче возглавить процесс консолидации и освобождения от Орды. Но наша история слишком москво-центрична.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 57 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →