диакон Андрей Кураев (diak_kuraev) wrote,
диакон Андрей Кураев
diak_kuraev

Барнаульский нью-эйдж

"Сама по себе молитва – эта огромная энергия человека. Когда мы приходим в храм, то происходит что-то важное. Чем больше людей, тем больше вероятности, что в каждое мгновение времени из храма идет энергетический духовный поток. То место, где происходит молитва – впитывает энергию, а потом отдает ее людям".

http://www.politsib.ru/news/81999

Подробнее:

"Молитва оплодотворяет окружающее пространство, наполняет его духовной энергией.
Храм – это особое место, где люди в больших количествах возносят к Богу молитву. Сама по себе молитва – это результат огромной внутренней энергии человека.

Вот служба длится два часа — давайте каждый сейчас вспомним, сколько мы минут концентрированно и сильно молились?
Мгновения, минуты. Потому что такой силы импульс духовный, который развивается во время сердечной молитвы, только у великих святых длился часами и годами, как, например, у преподобного Серафима, который 1000 дней и ночей молился на камне. Но это особый духовный подвиг, речь идет о гениях духовной жизни, о людях колоссальной внутренней энергии.
Мы не обладаем такой энергией и поэтому наша молитва не всегда даже концентрированная, но это молитва которая достигает престола Божия, часто очень кратковременная.

А вот когда мы приходим в храм Божий, то происходит что-то очень важное, хотя и невидимое. Кто-то из нас молится, а в этот момент ослабел, сил нет или рассредоточился. А в этот момент рядом другой человек сильно молится! И чем больше людей, тем больше вероятности, что в каждое мгновение времени из храма к Богу идет этот энергетический духовный поток. А разве то самое место, где все это происходит, не впитывает в себя этой энергии?

Мы говорим – чудотворная икона. Почему чудотворная? Да потому что перед ней проливались особые молитвы, особые силы и это обычное физическое вещество, дерево, покрытое краской, впитывает в себя эту энергию, а потом отдает ее людям. Вот то же самое происходит и в наших храмах. Храмы впитывают Божественную энергию, которая в ответ на нашу молитву, особенно во время совершения Таинства Евхаристии, входит в это пространство и освящает всех нас. И в момент Святой Евхаристии прощаются наши грехи.
Ведь недаром Господь сказал «где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18:20). Потому что молитва двоих-троих сильнее, чем молитва одного человека
Сотни, тысячи людей молятся, и создают этот дивный, духовный, мистический, но реальный поток человеческой энергии навстречу к Богу".

http://altai-eparhia.ru/eparhia/news/?id=12079&print=1
https://www.youtube.com/watch?t=53&v=S2xcKIsyoHA

Так чем там пропиталась горно-алтайская сцена на площади Ленина? Что она теперь отдаст шутам и шаманам?
(см. http://diak-kuraev.livejournal.com/923599.html )

Жаль,что сейчас не времена Святых Отцов. Те бы увидели здесь повод для дискуссий и соборов.

***
Не только мое внимание привлекли эти слова. Поэтому на сайте патриархии текст уже малость отредактирован:

"чем больше людей, тем больше вероятность того, что в каждое мгновение времени из храма восходит к Богу этот (убрано "энергетический") поток. А разве то самое место, где все это происходит, не впитывает в себя духовную энергию" (вместо "эти энергии")?"


***

Алтай, Барнаул - один из центров оккультной, нью-эйджеровской, рериховской пропаганды в России. Тут слова про человеческие энергии, наполняющие терафимы и эгрегоры, "пронизающие пространство" и хранящиеся в "ноосфере" и "хрониках Акаши" воспримутся на ура. И создадут иллюзию единства христианства и "розымира"-шамбалы и т.п.

Поэтому стоит пояснить азы христианской веры:

"Энергия молитвы", "сила молитвы" в христианской сотериологии не значат почти ничего. Ибо закон никого не довел до совершенства. В том числе и законы концентрации воли и мысли в молитвенном прилежании. Не я спасаюсь, не мы совершенствуемся. Бог - спасает. Бог - исполняет молитвы. Бог - влагает в нас помыслы о молитве (см. молитву Филарета Московского: "Господи! Не знаю, что мне просить у Тебя. Ты Един ведаешь, что мне потребно. Научи меня молиться! Сам во мне молись").

Бог свободен в своей любви. Он может принять и секундное воздыхание, и одну слезу и даже той единственной слезы часть некую. А может отторгнуть настойчивое моление многотысячной толпы. Может отвергнуть молитвы своих же святых (Иоанна Кр. и Николая Японского в годы русско-японской войны). Многовековые и многотысячные молитвы с участием многих святых и святителей посреди камней храма святой Софии не спасли этот храм от поругания, а империю, этот храм воздвигнувшую, от гибели.

Никакой наш "энергетический поток" до Неба до возвысится. Но усилие молитвы может тут, в нашей глубинке раскрыть в нас самих путь для Божией кенотической благодати.
Не наши молитвы впитывают чудотворные иконы. Если честно, такого термина вообще нет в серьезном богословии. Любая икона и любая ослица могут быть чудотворны. Это зависит не от них, а от Творца. И бумажная типографская иконка может явить чудо (знаю и сам видел такие случаи).

Икона чудес не творит. Никакая. Творит чудеса Бог ("Един творяяй чудеса") - в ответ на молитвы, возносимые к Нему пред Его же образом. Или ради того, чтобы такие молитвы возносились в будущем (при "явлении" иконы).

Божественная педагогика (икономия) может сказываться в том, что Им чаще творятся чудеса в ответ на молитвы пред некоей одной иконой (в то или иное время или в той или ином местности). Так Господь привлекает людей к труду молитвы именно пред нею. Это такая снисхождение для инвалидов духовного труда. Не можешь молиться одинаково искренне и напряженно везде и всегда - ну хоть вот перед этой прославленной иконой в этом месте в это время помолись вместе со всеми.

Не совокупная сила коллективной молитвы напитывает икону способностью ответно чудотворить, а Божия милость, откликающаяся на молитвенные нужды людей.

Среди патристических текстов, наиболее близких к данной речи патриарха - Третье слово в защиту икон преп. Иоанна Дамаскина:

"Второй род [поклонения] — тот, когда поклоняемся творениям, чрез которые и в которых Бог совершил наше спасение, частью прежде пришествия Господа, частью после содеянного Им во плоти домостроительства, как например: Синайской горе, Назарету, находящимся в Вифлееме яслям и вертепу, святой Голгофе, древу креста, гвоздям, губе, трости, священному и спасительному копью, одеянию, хитону, покрывалам, пеленам, святому гробу — источнику нашего воскресения, камню гроба, святой горе Сиону, с другой стороны, горе масличной, овчей купели и блаженному саду Гефсимании; этому и подобному воздаю почитание и поклоняюсь, и всякому святому Божию храму, и всякому месту, на котором произносится имя Бога. Не из-за природы их поклоняюсь, но потому, что они суть вместилища божественной деятельности, и потому, что чрез них и в них соблаговолил Бог совершить наше спасение. Ибо и Ангелам, и людям, и всякому веществу, причастному божественной деятельности и послужившему моему спасению, из-за этой божественной деятельности воздаю почитание и поклоняюсь".

"Деятельность" это и есть "энергии". Но это деятельность Бога, а не молящихся. И эта "энергия" вовсе не пленница однажды освященного и может свободно может уйти из материи образа: "А что не веществу поклоняюсь, ясно: ибо когда бывает разрушено изображение креста, сооруженнаго, если бы случилось, из дерева, то дерево и предаю огню, равным образом и вещество икон" (Второе слово). Впрочем, подробнее об этом у преп. Феодора Студита. Спустя сто лет после преп. Иоанна именно тут богословие иконы достигло своей вершины.

Но даже и с этой оговоркой из Второго слова, в выражениях из Третьего слова преп. Иоанна богословски осторожный ум видит возможность соблазна:
"Учение Феодора Студита отличается от учения Иоанна Дамаскина. По Дамаскину икона как бы "исполнена энергии и благодати". Это достаточно двусмысленное с опасностью фетишизма речение. В результате икона становится как бы единосущной тела Христа и по своему значению приближается к таинству. Персонализм святоотеческого богословия есть решающий момент в учении преп. Феодора Студита. Если Божественная энергия освящает икону неким естественным образом, то в результате даже подвергшаяся гниению доска продолжала бы оставаться Божественным местопребыванием. Не энергия, но ипостась пребывает в иконе. Икона приобщает к личности, а не к энергии - подобное приобщение есть плод человеческого волеизъявления в вере. Икона это осуществленное воление христианина, его духовное общение с представленной на иконе личностью. Икона и есть молитва, слово, именование - отсюда необходимость надписания икон. Поклонение ипостаси, почитание ипостаси, а не энергии. Икона - не аккумулятор. Икона не входит в круг церковных таинств. (см. Зэндлер Э. Генезис и богословие иконы. Символ.n.18. П.1987. с.49-50).

В определении 7 собора ясно говорится что предметом почитания является ипостась иконного изображения (а не энергии , заключенные в иконе).
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 418 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Не делает чести ПЦ что "до сих пор идет внутриправославная полемика". Чтотнет катехизиса (общепринятого). Умники бог ословы совсем не думают о народе Божием, который не знает во что и как верить.
"Воипостазирование" - это что вообще?? Я люблю свой смартфон - он стал частью меня - я его воипостазировал?
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →