Задостойник (ирмос 9-й песни) гласит:
«Странствия Владычня и безсмертныя Трапезы на Горнем Месте высокими умы, вернии, приидите, насладимся, возшедша Слова, от Слова научившеся, Егоже величаем".
О чем это?
"Странствие" это попытка передать греческое слово ξενία.
А у него два смысла:
– «гостеприимство, угощение странника», и
- чужестранство (отсюда - ксенофобия).
При желании сделать акцент на первом смысле можно было бы сказать "страннолюбие" (ксенофилия; каноническое название иконы Троицы - "ксенофилия Авраамова").
Вариант толкования: "Начальные слова очень трудно понять: "странствия Владычня", что это такое? Это не очень понятный перевод греческого слова [ksenia] - гостеприимство, угощение странников. "Странствие Владычне" означает "гостеприимство" той Вечери, того ужина и той Трапезы, которую предлагает нам Господь. "Верни, приидите" - давайте обращёнными вверх умами насладимся гостеприимством Владыки на горнем месте, познав возвышенное слово (учение) от (Самого) Слова, которое мы величаем".
http://www.troick-blago.ru/17_apr_14.htm
Таков и предреволюционный перевод Постной Триоди под редакцией архиеп. Сергия (Страгородского):
«Вечери Владычни...»
В этом случае Христос принимает нас. Мы "в гостях у Сказки".
Но может ли быть иное понимание:
Христос - чужой в нашем мире. Он - Странник. "Свет во тьме".
И чтобы стать для Него своими, мы должны отчуждаться от самих себя прежних. Чтобы взойти к Горнему, надо оттолкнуть от себя дольнее. На Вечере хлеб епи-усиос (на-сущный). "Бессмертный", "Горний" - это своего рода апофатика, указание на инаковость, непривычность происходящего.
Все вместе это может быть подчеркиванием необычности данного ужина. И парадокс Причастия: Соединение с Иным.
Для причастия Неотмирному надо и самим стать хоть малость неотмирными, т.е. юродивыми. А юродивый, по слову иного церковного песнопения - "странен был еси во своем языце".
Чтобы быть сопричастными Странствия Владычня, надо стать Его спутниками, со-странниками. Понимая, что эта новая и избранная тобой идентичность может разорвать твои былые и привичные идентичности мира сего. Ну, об этом в Евангелии сказано много...
Кстати, на Вечере тайно-установительные слова Христос произнес не просто над хлебом, на над афикоманом, последней отложенной горбушкой - "хлебом странников"
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →