диакон Андрей Кураев (diak_kuraev) wrote,
диакон Андрей Кураев
diak_kuraev

Кипрская беседа

В течение трех дней, с 10-12 октября, по приглашению благотворительного фонда "Ориентир" в Лимассоле с лекциями выступил известный православный миссионер и публицист протодиакон Андрей Кураев. Его выступления были посвящены довольно широкой теме «Православие и культура», что позволила лектору и его слушателям затронуть большое количество волнующих их вопросов.
Не смогла и наша редакция пройти мимо такого знаменитого гостя и не воспользоваться шансом пообщаться с протодиаконом.

- О. Андрей, поделитесь, как Вам наш остров? У Вас, несомненно, уставший, но вполне довольный вид.
- Я здесь не в отпуске, поэтому каких-то конкретных впечатлений назвать не могу. Программа довольно напряженная: каждый день 4-х часовые лекции, службы, встречи. Но учитывая, что уезжал я из московского снегопада, то тут мне, безусловно, хорошо.
Вообще, мне было очень интересно съездить на Северный Кипр, и сравнить его со своими воспоминаниями 12-ти летней давности, когда я приезжал сюда первый раз в 2003 году.

- Вы довольны той аудиторией, которая была на ваших лекциях? Возникло ли между вами взаимодействие и взаимопонимание?
- Зал на моих лекциях был полный, что уже само по себе приятно. И никто не хлопал дверью с проклятьями и словами «Куда же я попал!». При этом, как отмечают священники, было довольно много людей не из церкви. Но, в общем, я считаю, что у нас получилось построить диалог и даже, отчасти, вести дискуссию. Мне было интересно и, надеюсь, что залу тоже.

- Может быть, вы ожидали каких-то вопросов, которых вам так и не задали?
- Да, мне очень жаль, что на моих лекциях не было украинцев, а значит, и не было вопросов о такой горячей и болезненной для них теме, как Донецко-Крымский конфликт. Не потому что мне хочется об этом поговорить и поспорить. Мне просто хотелось бы видеть вместе украинцев и русских. Просто я наслышан о том, что русскоязычные общины зарубежья столкнулись с расколом в своих приходах на этой почве и потеряли украинских прихожан.
Я не знаю, чья здесь вина. Но когда люди не умеют разделять вечное и временное - это печально. Для церкви подобные ситуации не есть что-то новое. В истории и Киевской, и Владимиро-Суздальской и Московской Руси было невероятное количество похожих «княжеских драк». Но церковь все же оставалась единой. И никто не зарекался и не называл своих недавних братьев вечными и исконными врагами.

- На ваш взгляд, по сравнению с Россией на Кипре православие больше встроено в государственную систему? Все-таки, первый президент Кипра был Архиепископ Макариос III и это не могло не наложить свой отпечаток.
- Безусловно, на Кипре церковь гораздо глубже включена в государственную и общественную жизнь. Но вот хорошо это или нет - я не знаю. Потому что подобная ситуация обычно оборачивается молчанием церкви по очень значимым вопросам. Когда церковь слишком согласована с элитой, которая, в свою очередь, встроена в Западный мир, то, являясь частью этих двух сообществ, иерархия остается практически лишенной свободы слова.
Например, проходят на Кипре гей-парады – церковь не возражает. В школе появляются уроки секс просвещения – церковь молчит. Да, в конце концов, напротив местного кафедрального собора стоит магазин магии, и это никого особо не смущает.
Конечно, есть и другие крайности, когда церковные активисты только и ищут на что бы им еще обидеться и чем бы еще оскорбить свои нежные чувства. Я сейчас говорю о реально существующем тренде в России. Это тоже нехорошо. Но и быть послушной государству «функцией», в которой значение игрека всегда зависит от мнения икс – не задача церкви.

- На Кипре русскую православную церковь представляет настоятель о. Георгий Видякин. Он совсем недавно прибыл к нам на остров, но уже очень много сделал для развития прихода. Чтобы вы могли сказать о нем.
- Отец Георгий, полагаю, много выиграл от того, что оказался здесь. Во-первых, потому что для человека его возраста очень важно получить опыт самостоятельности и ответственности за то, как меняются судьбы людей под воздействием твоих слов и советов. Эта ответственность становится особенно очевидной, когда священник служит в такой прозрачной общине как кипрская. Здесь все на виду.
Во-вторых, я считаю, что ему, а значит, и его настоящим и будущим прихожанам повезло находиться вдали от той мощной телевизионной пропаганды, которой в настоящее время промывают головы всей России. Поэтому, на мой взгляд, для людей, умеющих думать самостоятельно, со вкусом к книжности, к истории и к самообразованию сейчас самое время побыть в такой «глуши» как Кипр. Так что, мне кажется, что у Бога на о. Георгия большие планы.

- Как вы думаете, почему не смотря на то, что русскоговорящих на Кипре довольно много, около 6 000 человек, приход не может похвастаться большим количеством прихожан?
- Ну, во-первых, я не уверен, что в Москве будут другие проценты. Если взять какой-то столичный микрорайон, то соотношение, проживающих в нем и приходящих в церковь, будет практически аналогичным. Так что не вижу здесь ничего особенного.
Во-вторых, есть особый менталитет наших эмигрантов. Многие стараются полностью искоренить в себе воспоминания о России и перестают как-либо идентифицировать себя с ее культурой.
И наконец, в-третьих, русские священники на Кипре появились совсем недавно. Конечно, до этого был протоиерей Савва Михаилидис. И хоть он и знал русский язык, но все же общения и как такового понимания с приходом было мало. Так что история собственно «русского» прихода на Кипре совсем маленькая.

- А что бы вы могли посоветовать тем людям, которые все же не хотят терять свою идентичность и воспитывать своих детей так, чтобы они знали свои истоки?
- Мой совет будет достаточно банален. Детям, для того чтобы сохранить свою национальную идентичность, необходим русский круг общения. Одна семья не сможет справиться с этой задачей. Объединяйтесь для совместных проектов, проводите каникулярные детские и подростковые православные скаутские лагеря, устраивайте совместные поездки по святым местам Израиля, Синая, Греции, Сербии. Если вы не хотите, чтобы ваш ребенок пал жертвой чужих «клубов» - создайте ему свой.
Меня, кстати, порадовало большое количество детей в вашем приходе. Это очень здорово! И я прошу прихожан видеть в этом улыбку Божию, а не шумовую помеху их акафистам.

- Когда люди переезжают на Кипр, то практически сразу замечают Кипрскую православную церковь, а не Русскую. И возникает вопрос, а есть ли какие-то различия между ними? И если есть, то какие?
- Нет, различий между нами нет. Ну разве лишь то, что у киприотов право совершать службу, возглавляя молитву прихожан, и право давать духовные советы - не одно и тоже. Поэтому не каждый священник имеет возможность исповедовать. Обычно это пожилой человек, один на весь город или на всю епархию. У нас же в России слишком далекие расстояния. Соответственно, каждый священник должен иметь возможность исповедовать. Других различий я назвать не могу.
Поэтому, если вы, переезжая из России, решите на Кипре начать ходить в местную церковь – в этом не будет ничего предосудительного.

- А на что должен опираться человек при выборе церкви на новом месте?
- Он должен прислушиваться к своим ощущениям. Не могу сказать точно на счет прихода, но духовника он должен выбирать по принципу первой влюбленности. Так, как выбирают жену или мужа. Сначала должна проскочить какая-то искорка – «Это мое!». А потом уже нужно за эту искорку бороться. Ходите в разные храмы, приглядывайтесь. Только должен заранее вас огорчить. Найти духовника – это чудо, которое редко кому дается. Впрочем, как и счастливый брак, который редкость в наше время.
Но, помните, что даже если вам не удалось найти своего духовника, то это не повод, чтобы вообще забыть про молитву, исповедь и храм.

- О. Андрей, как Вы считаете, что нужно человеку в сегодняшней бурной, местами жесткой и жестокой жизни. Как уберечься и сохранить внутренний мир и внутреннюю гармонию?
- Я бы посоветовал местным жителям не верить кипрской природе. Она, конечно, склоняет жить в постоянном режиме сиесты и постепенно превращаться в беззаботный овощ. Если бы вы знали, как я сам мечтаю о подобном дауншифтинге…
Но боюсь, что это все же ложная цель. Потому что и я, и большинство наших соотечественников - владимирские тяжеловозы. Это та порода лошадей, которая, будучи освобожденной от работы просто умирает. Поэтому, я вас призываю мобилизировать свои северные ресурсы и начать самим себе создавать проблемы и героически их решать.
Ну и, конечно же, помогайте людям. Всегда рядом с собой можно заметить многодетную семью, одиноких стариков и других людей, чью беду вы знаете не понаслышке.

"Вестник Кипра"
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 76 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →