Блинчик за Ираклия

Вот и съел я первый блинчик. И решил не изрыгать его из контекста.

Вы думали, что память о Страшном суде заставила православных умерить свои кулинарные аппетиты? Или медицинский совет постепенно менять стиль питания?

Нет, этот полупост - плата за древний Крестнаш.

В далекие еще домусульманские время Византийская Империя бодалась с персами.

Византийский император Ираклий I шесть лет вел изнурительную войну с персидским царём Хосроем. Славяне в той войне были союзниками персов и даже осаждали Царьград в 626 году. А Ираклий в это время осаждал Тбилиси.

Правление Ираклия было столь катастрофичным, что он попробовал перенести столицу из Константинополя в Карфаген. Он прибегал к сокращению штата церковных чиновников и конфискации церковных сокровищниц.

И вот, как повествует "Синаксарь в неделю сырную" - "О самой же Сырной седмице некоторые говорят, что ее ввел Ираклий, а ранее была она мясоястной. Провоевав шесть лет с царем Хосровом и персами, дал он обет Богу, что если возьмет над ними верх, неделю ту изменит и назначит промежуточной между постом и изобилием яств, да так и сделал".

"Некоторые" - это Никифор Каллист Ксанфопул. Он жил спустя почти тысячу лет после этих событий - в XIV веке. Он же составил несколько Синаксарей.

А история говорит, что персы (у которых вовремя начался распад своего царства) по мирному договору вернули Крест, вывезенный ими из Иерусалима за 15 лет до этого. Поскольку такое событие нельзя было объяснять только политическими событиями и успехами турок в борьбе с персами, пришлось создавать рассказ о суперблагочестивом императоре, который заставил поститься не только всех своих подданных, но даже враждебных ему славян.


... Правэнциклопедия в статье про Ираклия ничего не сообщает об этом его обете...

Масляничное



А моя нереализованная мечта в семинарские годы состояла в том, чтобы просто завести щенка. Назвать его Аксиос.

И привести на архиерейскую службу...


Поймут только те, кто учился в МДС очно. Там каждая воскресная ректорская служба сопровождается хиротонией. Плюс несколько хоров.

Сначала Аксиос гласит епископ, потом алтарь, потом правый хор, потом левый. Представляете, сколько радости щенку и как он будет метаться!

Сказка дня

"Праведная царица Греческая Феодора

Праведная царица Феодора была супругой греческого царя Феофила-иконоборца (829 - 842), но не разделяла ереси мужа и тайно почитала святые иконы. После его смерти, когда святая Феодора управляла государством вместо малолетнего сына Михаила, она восстановила иконопочитание, возвратила низложенного святого Патриарха Мефодия и созвала Собор, на котором иконоборцы были преданы проклятию. Ею установлено празднование этого события - Торжество Православия, которое ежегодно совершается в первое воскресенье Великого поста. Праведная Феодора много сделала для Святой Церкви и тем, что воспитала в сыне Михаиле твердую преданность Православию".

***

Однако, в историографической традиции Византии Михаил представлен как распутный тиран, с прозвищем Мефист (Пьяница). По свидетельству св.Симеона Метафраста
"За столом в пьяной компании товарищи его пиршеств состязались в бесчинствах, а царь любовался этим и выдавал награду до ста золотых монет самому грязному развратнику, который умел испускать ветры с такой силой, что мог потушить свечу на столе".

Михаил сам выступал на ипподроме в качестве возницы под цветами «голубых», а когда многие стали открыто выражать недовольство этим, устроил закрытый ипподром и состязался там.

К матери, любившей беспутного сына, Михаил относился без должного уважения. Как-то он сообщил императрице, что её ожидает патриарх. Когда благочестивая женщина прибыла в указанную залу, она увидела на патриаршем престоле закутанную с ног до головы в священные одежды фигуру. Феодора, не подозревая об обмане, подошла испросить благословения, и переодетый Грилл, вскочив, показал августе зад «и испустил зловонный грохот и безобразные речи». Михаил, наблюдая ужас и обиду матери, от души потешался.

Возможно, что образ Михаила был намеренно искажён при Македонской династии, когда понадобилось обелить Василия Македонянина — убийцу Михаила и фактического узурпатора трона.


***
А про саму Феодору я писал не раз.

Дело вовсе не в ее личной вере. Просто ее муж не был популярен. И чтобы сохранить трон сыну, она попросила поддержки у православного лагеря, оговорив, что ее муж не будет осужден посмертно как еретик. Для чего и было сочинено чудо с изглаждением его имени из списка еретиков.

Смиренное свинство

Сегодня на Параде по случаю 102 годовщины Эстонской Республики. Из речи Командующего Силами обороны, генерал-майора Мартина Херема:


«Около ста лет назад в Освободительной войне наряду с другими за государство сражался капрал Пауль Герман. В одном из своих мемуаров он вспоминает: "Есть было особенно нечего и не из чего. Как-то раз мы с другим солдатом получили на двоих миску каши. Мы присели поесть на углу платформы, и тот, второй, плюнул в миску, чтобы вся еда досталась ему. Я посмотрел ему в глаза, тоже плюнул в кашу... и мы ее доели. А потом мы сели в поезд и задали врагам жару".



(Из фб Андрея Заренкова)

Мечта московского МИДа

Сколько я себя помню - телевизор всегда обещал скорое обрушение единства Западной Европы и НАТО.

Однажды так и было:



подробнее тут
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B8%D1%80%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%BE-%D0%9B%D0%B8%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%BE%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F

Архитектурное

"Когда смотришь на храм Христа Спасителя, сразу можно сказать, что это была за эпоха, какими чувствами люди руководствовались, возводя такой грандиозный и красивейший памятник".
https://www.interfax.ru/culture/696246

Так можно сказать разве что о камнях Стоунхеджа. А в письменных культурах есть другие способы более адекватного выражения мыслей и чувств.

Какими чувствами руководствовался тот, кто повелел построить этот хоам, проще всего узнать, прочитав его соответствующий манифест от 25 декабря 1812 года о построении в Москве церкви во имя спасителя Христа в ознаменование победы над Наполеоном.

А что касается мотивов подрядчиков и строителей, то ... люди разные. И, работая на стройке храма, каждый по разному видит смысл этой своей деятельности. Кто-то просто зарабатывает на хлеб, кто-то исполняет приказ, кто-то просто крадет что может.

Василий Суриков с горечью вспоминал давление цензуры: «Работать для Храма Спасителя было трудно. Я хотел туда живых лиц ввести, греков искал. Но мне сказали: если так будете писать - нам не нужно».Художнику предложили укоротить длинные бороды и шевелюры, которые были приняты на Руси, и тем самым придать европейский вид лицам византийских патриархов и епископов. Суриков вынужденно подчинился, хотя и сожалел, что полюбившиеся ему в картине Александра Иванова «Явление Христа народу» принципы жизненности и психологизма образов ему не удалось раскрыть из-за строгого надзора во «Вселенских соборах».Художник не скрывал от коллег, что писал фрески так, как требовали: «Мне нужно было денег, чтобы стать свободным и начать свое». За двухлетний труд на хоpax он получил сумму в 10000 рублей.

Кроме того, можно ведь и поискать, что на самом деле думали об этом храме люди "той эпохи". Художник Василий Верещагин считал, что выполненный «довольно бездарным архитектором Тоном» проект собора «есть прямое воспроизведение знаменитого Тадж-Махала в городе Агра». А в изданной в 1916 году статье «Два мира в древнерусской иконописи» Евгений Трубецкой писал: «Одним из самых крупных памятников дорогостоящего бессмыслия является храм Спасителя — это как бы огромный самовар, вокруг которого благодушно собралась патриархальная Москва».

Время строительства - 1837-1883 годы. Что это была за эпоха? Действительно ли тоновский храм - это ее душа, лицо, смысл?

В эти годы умещается все творчество Достоевского. Все романы Льва Толстого (кроме "Воскресения").

На это время пришлась Крымская война, покорение Кавказа, подавление европейских революций русскими войсками.

Может, облегчить школьные курсы? И говорить в них только о храмовой позолоте?

Но есть исключения: строящийся военный храм цвета хаки - это действительно символ путинской эпохи.