СССР против Византии или Еще о лечении расколов

Находившийся на покое бывший предстоятель Православной Церкви в Америке (ПЦА) митрополит Феодосий (Лазор) скончался 19 октября на 87-м году жизни.

"Покойником" он стал почти 20 лет назад - из-за обвинений в финансовой нечистоплотности.

Но самое интересное - это начало его епископства. Оно вызвало гневный протест патриарха Алексия, излившийся в письме к Вселенскому патриарху Афинагору:

"...В субботу на Светлой седмице, 6 мая сего года, в Нью-Йорке, в кафедральном Покровском соборе Митрополичьего Округа, пребывающем, как это известно Вашему Святейшеству, в отделении от Матери-Церкви, то есть в расколе, имело место архиерейское посвящение архимандрита Феодосия Лазор. В совершении литургии и самом епископском посвящении, которое возглавил руководитель раскольнической группировки митрополит Ириней, приняли участие Преосвященный Сила, епископ Амфиполисский, викарий Экзарха Вашего Святейшества в Америке архиепископа Иакова, и Преосвященный Марк, епископ Левкийский, глава Албанского диоцеза, упоминающийся ныне в диптихах юрисдикции Вашего Святейшества.

Канонические прещения Высшей Церковной власти Русской Православной Церкви в отношении клира Митрополичьего Округа достаточно известны руководителям православных диоцезов в Америке. Эти прещения объясняются отступлением со стороны клира Митрополичьего Округа от общения с своим Патриархом, учинением раскола и расторжением единства Церкви, каковые преступления, согласно; решению отцов святого Константинопольского Двукратного Собора, влекут за собой низложения из сана (пр. 15, ср. Ап. 31; III Всел. 3; Карф. 10). Об этом же говорит Отец « Учитель Церкви Великий Иоанн Златоуст: «производить разделение в Церкви не меньшее зло, как и впадать в ереси» (Толкование на послание к Ефесянам, гл. 65). Хорошо известно православным клирикам и предупреждение отцов св. Лаодикийского Собора: «Не подобает молиться с еретиком или отщепенцем» (33), повторивших 45-е правило Апостольское, которое говорит об отлучении епископа, пресвитера или диакона, молившегося с еретиком.

Таким образом, самоочевидна вина Преосвященных епископов, вступивших в тайнодейственное общение с раскольниками: антиканоничное по существу, оно является прямым вмешательством во внутренние дела нашей Святой Церкви, служит укреплению Митрополичьего Округа и еще более усложняет и отодвигает весьма желанное для нас восстановление молитвенно-канонических отношений его с Матерью — Русской Православной Церковью.

Вместе с тем нас особенно тревожит, что изложенное событие не является единичным. В последние годы известны многочисленные нарушения клириками Экзархата Вашего Святейшества в Америке канонических норм в сношениях с местными раскольничьими группировками, составлявшими в свое время части Русской Православной Церкви. Как ничто иное, подобные поступки нарушают мир церковный и угрожают единству Православия.

Мы надеемся, что участники вышеизложенного печального события, клирики юрисдикции Вашего Святейшества, понесут должное взыскание, и мы настоятельно просим Ваше Святейшество указать Высокопреосвященному архиепископу Иакову на необходимость с его стороны тщательно наблюдать за строгим соблюдением канонических норм духовенством Святой Константинопольской Церкви в Америке в их отношениях с другими православными юрисдикциями.

Примите, Ваше Святейшество, уверение в моей неизменной братской к Вам о Господе любви и всецелой преданности.
АЛЕКСИИ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ
Москва, 2 августа 1967 года"

ЖМП 1967 № 9 с.3.

Полагаю, что участие кпльских епископов в хиротониях американских "раскольников" ("Митрополии") убедило моспатриарха в том, что надежд на коленопреклонение мятежной митрополии пред нею уже нет, и надо признать ее автокефальный статус (1970).

Как и в современном украинском конфликте тут опять не вполне очевидно - кто увековечивает расколы, а кто их лечит.

***
Предыдущая серия:

«Послание патриарха Алексия и священного при нем Синода.
С 20-х годов нынешнего столетия, воспользовавшись временным прекращением сношений с Московской Патриархией вследствие сложившихся внешних тяжелых условий, часть Русской Православной Церкви в Америке отошла от канонического общения с Матерью-Церковью Российской, самочинно управлялась и подвергалась за это в 1934— 1935 гг. запрещению от Патриаршего Местоблюстителя Митрополита Сергия.
Непрерывная, начиная с того же времени, цепь расколов и разделений тяжко отразилась на жизни Православных русских приходов в Америке, вообще, и привела к тому, что в настоящее время нет порядка и единства, как в Патриарших приходских общинах, так и в приходах, находящихся вне ведения Московской Патриархии.
В последних это отсутствие единства выражается в том, что вслед за Митрополитом Феофилом епископы и часть священников стоят за полное отделение от Матери Русской Церкви и за образование автокефальной Церкви Американской, а другая часть священства и церковный народ в большей своей части желает подчинения Московскому Патриарху на правах автономии, что является для Патриархии вполне приемлемым, при соблюдении канонических требований, нарушать которые мы не можем.
С глубокой скорбью приходится признать современное положение Русской Церкви в Америке — хаотическим.
Ненормальность положения была, наконец, осознана большей частью духовенства и верующих, и Всеамериканский Церковный Собор, бывший в Кливлэнде в ноябре 1946 г., громадным большинством голосов постановил просить меня воссоединить Русскую Православную Церковь в Северной Америке и Канаде с Церковью-Матерью и пребывать духовным Главой ее при условии сохранения для нее полной автономии, существующей в настоящее время.
На посланное нам сообщение об этом постановлении мы ответили Митрополиту Феофилу, что приветствуем это решение Кливлэндского Собора, принципиально не возражаем против испрашиваемой автономии для нашей Православной Церкви в Америке и поручаем Митрополиту Ленинградскому Григорию в миролюбивом духе обсудить условия автономии с Митрополитом Феофилом.
Несмотря на неоднократные призывы Митрополита Григория к свиданию, Митрополит Феофил ни на один из них даже не ответил.
Мало того, и он сам и некоторые его епископы допустили непозволительные выступления с амвона и в печати в отношении Патриаршей Церкви и Ее представителей; предложенные Митрополитом Григорием условия канонической автономии отвергли, и на своем Соборе в ноябре сего года решительно высказались за продолжение самочинного управления в разрыве с Матерью-Церковью.
Наш долг открыть Православной Русской пастве в Америке все лицемерие ее духовных вождей, говорящих о «вожделенном времени полного и всестороннего общения с Матерью-Церковью Русской», «о признании Ея подвига на Русской земле» и даже поминающих имя Московского Патриарха за Богослужением, а на деле уклоняющихся от общения.
О каком своем стремлении к единению с Матерью-Церковью могут говорить эти иерархи, когда старший из них, Митрополит Феофил, вопреки всякому праву на такое действие, наложил проклятие на своего собрата Архиепископа Нью-Йоркского Макария, именно за то, что сей старец послушался голоса своей совести и воссоединился с Матерью-Церковью? Таким своим незаконным действием Митрополит Феофил, по слову Божию (Быт. 27,29; Псал. 108, 17), сам на себя навлек проклятие.
О каком стремлении к единению можно говорить, когда строго каноническое, поставленное Патриархом условие этого единения — совместное служение отколовшихся с верными Матери-Церкви иерархами до сих пор не было выполнено и когда единомысленные с Митрополитом Феофилом иерархи в своем, опубликованном 22 ноября, послании заявляют, что они «считают провозглашение полной независимости (автокефалии) нашей Русской Американской Церкви преждевременным», и, значит, ждут только «подобна времени» в будущем, чтобы самочинно провозгласить такую полную независимость, т. е. раскол?
Пусть же верные чада Православной Российской Церкви блюдут, како опасно ходят; пусть не допускают они, чтобы самочинники обманывали своим лицемерием и отрывали их от родной Церкви, ибо только в единении с Нею можно находить и мир душевный и спасение вечное. А это единение должно быть основано на строго канонических началах, нарушение которых есть грех пред Церковью.
Принимая во внимание все вышеизложенные данные, освещающие положение церковных дел в Америке, и усматривая, что главными виновниками разделения являются те, кто должны бы были по своему положению архипастырей и руководителей блюсти по Апостолу «единение духа в союзе мира», именно Митрополит Феофил и сущие с ним епископы; что пастыри, возглавляющие приходы, подчиненные Митрополиту Феофилу, в большинстве остаются в его ведении против своего личного желания, бессильные пред сложившимися обстоятельствами, и что, таким образом, вина их в разделении является гораздо меньшей, что православный народ является в сущности жертвой раздоров и разделений, царящих в церковной жизни Америки, — мы и Священный Синод в заседании своем от 12 декабря 1947 года
Постановили:
Митрополита Феофила и единомысленных с ним Епископов: Чикагского Архиепископа Леонтия, Аляскинского Иоанна, Бруклинского Иоанна и Епископа Никона — за упорное противление призывам Матери-Церкви к общению; за вовлечение своей паствы в раскол, вопреки желанию самой паствы, выразившемуся в постановлении Кливлэндского собора, а первого и за незаконно наложенное «проклятие» на Архиепископа Макария за воссоединение его с Московской Патриархией — подвергнуть Суду Собора Епископов, согласно с Правилами: 34-м Апост., 9-м Антиох. Соб., 15-м Двукратн. Соб.
Наложенное на Митрополита Феофила 5 января 1935 г. Патриаршим Местоблюстителем Митрополитом Сергием и условно снятое с него в январе 1947 г. Святейшим Патриархом Московским Алексием запрещение, оставить в силе, вследствие неисполнения им указанного Патриархом условия воссоединения чрез совместное служение его, Митрополита Феофила, с Преосвященным Экзархом, или с представителем Патриарха — Митрополитом Григорием. Это же запрещение простирается и на вышеупомянутых Епископов, идущих вслед за Митрополитом Феофилом по пути раскола.
2. Поручить Преосвященному Экзарху, Архиепископу Макарию, принимать духовных лиц, желающих воссоединения — через общение с ними в таинстве Евхаристии после исповеди их у духовника» .
ЖМП 1948, № 1

Помянутый среди прочих подсудимый еп. Леонтий после Феофила стал главой американской митрополии. В 1953 году патриарх Алексий честит эту группу как «вредоносный раскол» :

«Не была ли бы уже и ныне значительно разряжена церковная обстановка в Америке, если бы некоторые Поместные Церкви, в том числе и Святейший Константинопольский Престол стояли на строго канонических позициях и осудили известный Вашему Святейшеству вредоносный раскол, так называемую «Северо-Американскую митрополию», возглавляемую ныне Митрополитом Леонтием (Туркевичем), и американскую часть так называемой «Русской Православной Церкви заграницей», подчиняющейся «Архиерейскому Синоду», во главе с Митрополитом Анастасией (Грибановским)? Митрополит Леонтий и единомышленный ему епископат «Северо-Американской митрополии» решением Нашим и Священного Синода Русской Православной Церкви от 25 декабря 1947 г. преданы суду Собора Епископов и запрещены в священнослужении. Таковому же наказанию подвергнут епископат и клир «Русской Православной Церкви заграницей» (Определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 10 августа 1945 г.). Но поныне представители Константинопольского Престола в Америке состоят в молитвенном и каноническом общении с этими противозаконными сборищами клириков и мирян. Достаточно упомянуть об участии, по приглашению Экзарха Вашего. Святейшества в Америке, Высокопреосвященного Архиепископа Михаила, представителей русского церковного раскола на созванном в начале 1952 г. местном межправославном совещании, в связи с чем Наш Американский Экзархат вынужден был отклонить идентичное приглашение» (Письмо патриарха Алексия патриарху Афинагору от 7 марта 1953 // ЖМП 1953, № 3, с. 4).

Ну, а подробнее все это в моей книге "СССР против Византии".

Отречение от экзорцизма

В свежем* номере ЖМП (июль, 2020) помещен некролог про** архимандрита Германа (Чеснокова)

(*Да, это именно свежий номер: см. http://www.jmp.ru/
** подскажите, какое тут уместно предложное управление - некролог про? некролог на? некролог о? без предлога?)

В нем сказано:
"в храме проводятся регулярные молебны о болящих, сделавшие его имя широко известным".

То есть нет ни слова про его знаменитые "отчитки".

Знамениты они, между прочим, и тем, что в конце 90х на московском епсобрании патриарх Алексий сказал, что "если отец Герман не прекратит свои отчитки, я сам его отчитаю".

Отчитки не прекратились, разве что были перенесены за стены Лавры. Но, как видно из некролога, официоз и сегодня стесняется этой практики.

Также в некрологе есть интересный рассказ:

"Священник рассказывал, что, обучаясь последний год в семинарии, он задумался о выборе жизненного пути. Придя после молебна преподобному Сергию в свою келью, он по благословению лаврского духовника сказал себе: «Если кто-нибудь ко мне придет в течение часа и что-нибудь принесет, буду монахом». Вскоре в келью зашел послушник и принес ему соль, которую он не просил. Увидев в этом Промысл Божий, подтвержденный евангельскими словами вы — соль земли (Мф. 5, 13), юноша тут же написал прошение о принятии монашеского пострига" (с.89).

Интересно, не послал ли того послушника с солью сам лаврский духовник...

Наши теленаставники

Андрей Десницкийобратил внимание:

Есть такой кремлевский пропагандист - Сергей Марков. Он тоже заболел ковидом. Его действия? Он сам о них рассказал на "Эхе".

С. Марков― Да. Я сейчас на карантине. Это было очень тяжело, скажу честно. Никому не посоветую. Не рекомендую болеть, никакой не обычный грипп. Это, кстати видно, в самого начала. Потому что набрасывается просто совершенно неожиданно. Я как раз был на конференции, которую проводил российский МИД в Ялте. И вы знаете, после конференции прогулялся, спокойно 15 тысяч шагов по набережной. Великолепно себя чувствовал. И буквально через час после этого физически прекрасной нагрузки на меня буквально набросилась высокая температура. Я все хорошо и правильно сделал. Я не стал ничего искать, я буквально даже организаторам толком не стал ничего говорить. Взял за свои деньги авиабилет, за свои деньги такси. И немедленно в аэропорт.
А. Соломин― Сергей, как это так? У вас симптомы ковида. Симптомы простуды. И вы берете билет на самолет.
С. Марков― Да, потому что я считал, что болеть нужно у себя дома в своем родном регионе, потому что…

https://echo.msk.ru/blog/partofair/2728138-echo/

* * *
Вот так вот. В разгар болезни - в людный южный аэропорт, в забитый битком самолет, наплевав на всех окружающих.

Агафангел зеркальце потерял

Настоятель Свято-Успенского храма УПЦ Московского патриархата села Кубей Болградского района, известный спортсмен-пауэрлифтер Виктор Кочмарь запрещен в служении.

«За невыполнение благословения правящего архиерея, своеволие, непослушание и не совместимое со священнослужением участие в местных выборах в качестве кандидата на должность главы ОТГ, что является нарушением 6 и 81 правил святых апостолов и 11 правила Двукратного собора, вы освобождаетесь от настоятельского служения в Свято-Успенской церкви села Кубей Болградского района и запрещаетесь в священнослужении», — отмечается в указе главы епархии.

Священник Виктор Кочмарь бывший милиционер, штангой занимается с 1989 года. Неоднократно завоевывал медали на разных первенствах, в том числе чемпионатах мира.

Участие в выборах вопреки мнению епископа и в самом деле может быть поводом для запрета. Но зачем было ссылатьчя на каноны, которые сам же митрополит Агафангел (Саввин) не раз нарушал, будучи народным депутатом Украины и депутатом Одесского облсовета от Партии регионов?

И часовню, значит, тоже я...

Николай Бабкин:

Не припомню, с кого всё это началось, но вначале был Кураев. Так уж вышло, что критики Церкви совсем не посторонние люди. Это идейные борцы и даже бывшие миссионеры.
«Одна из самых опасных поз миссионера — поза горлопана-главаря», - говорил отец Андрей Кураев в 2012 году. Он в чём-то прав. Каждый критик РПЦ или разоблачающий канал/сайт стремится стать рупором правды, якобы, для блага Церкви. О личных мотивах всегда умалчивается.

Как и отец Андрей, бывшие миссионеры и священнослужители превратились в блогеров и даже в скандальных оппозиционеров. Не знаю, в какой момент миссионеру и священнику надоедает приводить людей в Церковь. Должна же быть эта точка невозврата!

Недавно в беседе с другом, я поделился своими переживанием и страхом о судьбе неофита. Представьте православного миссионера, рассказывающего о радужном мире Церкви, преисполненном любовью Христовой. И вот неофиты стремятся в эту Церковь! Но спотыкаются о разочарование суровой реальности увиденного - совсем-совсем не радужной...

Я и сам часто проповедую нереальную Церковь - без каких-либо проблем. Миссионер старается избежать сложных вопросов и острых углов. Страшно разочаровывать своих слушателей и ввести в соблазн неокрепшие души! Вот и приходится не договаривать, до времени, конечно же.

Этими размышлениями я поделился с другом и с вами. Мой собеседник напомнил, что когда-то отец Андрей Кураев говорил также:
«Мы должны приводить людей в реальную церковь, а не в церковь своей мечты».

Я не против честности и не сторонник «зефирного» православия, но против обсуждения церковных проблем со светской аудиторией. Сейчас это стало модно, увы.

Подзаборные сплетни в соцсетях всё чаще становятся причиной кадровых перестановок не только священников, но даже и архиереев. Стало нормой перемывать кости духовенству, хотя раньше этим занимались только раскольники и сектанты. Сегодня мирянин или священник заявляют себя как «истинно православные» и делают то же самое. И всем нормально, никто и не заметил, как наша Церковь стала «кураевской».

Когда миссия подменяется правдорубством, служитель Слова превращается из миссионера в горлопана - блогера. Вот она точка невозврата.
https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=2901377276761661&id=100006682503476



***
В этом тексте отказ от миссионерства изначально постулируется ка нечто плохое. Причем миссионерство понимается как рекламно-зазывательская активность. ("Я и сам часто проповедую нереальную Церковь - без каких-либо проблем. Миссионер старается избежать сложных вопросов и острых углов. Страшно разочаровывать своих слушателей и ввести в соблазн неокрепшие души! Вот и приходится не договаривать, до времени, конечно же").

Так неужели "не договаривать" и "избегать проблем" надо всю жизнь? Неужели отказ от такого рода полуправд есть грех?

Кроме того, в истории было немало замолчавших миссионеров. От них же первый - Иоанн Богослов, все богатство своего богословия сведший к великому "Дети, любите друг друга". Были миссионеры, отзывывавшиеся с далеких Алясок на служение в столичных городах.

Наконец, и в истории, и в современности, есть миссионеры, которым церковные власти просто запрещали их работу.

И если миссионер прекращает свои зазывательские усилия ради того, чтобы осмотреться и понять, где он сам и куда он завел людей - чем же плоха такая осторожность? Миссионер - человек, который по определению знает несколько миров. Он знает, чего люди ждут в церкви и желают в ней найти. Неужели его оценка внутрицерковного мира совсем ненужна?

И вообще - церковь готова покаяние обращать лишь к другим, но не к себе? Себя хвалим, других критикуем?

"О личных мотивах всегда умалчивается".

Ох, уж эти кванторы всеобщности. Я о мотивах своих действий говорил достаточно подробно. Но ведь удобнее этого не заметить и свести все к "печенькам госдепа" и "мести".

"Не знаю, в какой момент миссионеру и священнику надоедает приводить людей в Церковь. Должна же быть эта точка невозврата!".

Могу предположить и подсказать, что такой точкой может быть точка фиксации того, как люди, которым ты когда-то помог воцерковиться, начинают сами, израненные "системой", отползать от нее в сторону. В ряде случаев на вопрос "вы хорошо начали, кто же остановил вас", есть конкретные ФИО и сан. В остальных - наконец-то замеченное и Бабкиным несовпадение миссионерски-рекламного образа церкви и реалий ее истории и жизни.

Бабкин: "я против обсуждения церковных проблем со светской аудиторией". Кажется, он ставит знак равенства между "светский" и "мирянский". Если под словом "светский" имеется в виду мир внецерковный, так ему все эти "сплетни" о мелочах архиерейской жизни до фонаря. Это мир реагирует разве что на вторжения "церковного мира" в свою обыденность. И, как и любой живой организм, вполне имеет право на эту нетолератность. А "церковные проблемы" ему точно неинтересны. И потому заинтересовать их ими - это как раз удача для миссионера.

Но, предположим, автор отдает себе отчет в смысле употребляемых им слов. Точный смысл слова "светский" - это то, что не контролируется церковной иерархией. Выходит, Бабкин полагает, что обсуждать церковные проблемы можно лишь с зависимым и подчиненным контингентом. Сколь это интересно и плодотворно - я видел на епархиальных (а ранее на партийных) собраниях, в которых вариант голосования против мнения президиума даже не предусматривался.

Еще логический провал автора: "наша Церковь стала «кураевской»".

Если "наша Церковь стала «кураевской»", значит, она никогда и не была Христовой.

Если этого "никто и не заметил", значит, в ней и не было людей с духовным видением, (кроме Николая Бабкина).

"Стало нормой перемывать кости духовенству" - так это любимое занятие самого духовенства во все века.

Помню свой неофитский шок, когда я зашел к знакомому священнику в гостиницу для заочников Лавре. Я тогда еще всерьез относился к императиву неосуждения клириков, меня коробило, если семинаристы называли священников по фамилиям ("сегодня Кочанкин дежурит!").
И на этом фоне разговоры реальных бывалых "фронтовиков" в спальне меня потрясли. Священники говорили про машины, деньги, повадки епископа, доходы... И ни слова про тонкости и сложности духовничества или про Иисусову молитву (равно как и про сюжеты завтрашнего экзамена)...

Сегодня я бы этот феномен оценил уже иначе. Такая заземленность темника внутрикорпоративных разговоров может быть средством защиты от "прелести". Во всяком случае опыт научил меня опасаться именно тех батюшек, что всегда и всюду говорят о "духовном".

Что же произошло в последующие годы?

Просто вырос целый класс профессиональных православных. Для принадлежности к нему уже не обязательно носить рясу. Посмотрите на круг "допущенных к столику" на церковных трапезах с настоятелем и умножьте его на три. Это люди, вся жизнь которых зависит от того или иного церковного начальства и связана с церковной жизнью. И все эти отношения далеки от идеальных. Что же удивляться, что и они, и не только батюшки об этом говорят ("сплетничают")?

А сколько людей через этот опыт служения-прислуживания прошли и вышли? И у этих тысяч осталась разная память о разных церковных встречах. Почему они должны говорить лишь об официальном и хорошем?

Наконец (как я писал еще более 20 лет назад, т.е. до интернета) -

"В сегодняшней церковной ситуации есть изрядная и объективная новизна.
С одной стороны, никогда в истории Церкви не было такого числа знающих, грамотных, образованных людей. История еще не знала такого общества, которое сложилось в XX веке – общества всеобщей грамотности.
С другой стороны, чрезвычайно дешево стоит распространять информацию и потреблять ее, то есть купить книгу или даже издать ее сегодня отнюдь не затруднительно. Книга, в том числе и церковная, никогда не стоила так дешево, как сегодня (томики Ленина, напечатанные в советский период, не в счет).
С третьей стороны, никогда не было в Церкви такой свободы слова. Сегодня в Церкви отсутствует цензура: и внешняя (общецерковная), и внутренняя".

Я понимаю корпоративный поповский или епископский интерес: "только равные нам (или только вышестоящие) имеют право нас критиковать". Ну сказал бы Бабкин прямо и честно: "не ваше скотомирянское дело нас, духовных, обсуждать!". Но этой идиллии уже никогда более не будет. И вместо плача по ней лучше учиться жить в прозрачно-полемическом мире.


Кстати, вот свежая запись епископа Феоктиста Игумнова:

"Непосредственно до того, как мне случилось превратиться в архиерея, я пять лет трудился в Издательском совете нашей Церкви. Мы там много чем занимались, среди этого многого был и проект по изданию летописи жизни и творений святителя Феофана, Затворника Вышенского. Мы сделали копии всех доступных документов, в том числе и афонского архива святителя. Принялись все это читать да систематизировать. Обширная часть его наследия — это епархиальные резолюции. Когда их читаешь, становится понятно, почему святитель вошел в наши святцы как Затворник.
Во время несения святителем Феофаном послушания епархиального архиерея его жизнь выглядела приблизительно так.
Вот он совершил литургию, сказал слово — глубокое, важное, проникновенное, такое, которое в дальнейшем легко в основу нескольких научных богословских исследований. Приехал в консисторию и началось: дьячок церкви такой-то села такого-то скосил траву на участке вдовы диакона такого-то, вдова же написала жалобу; такой-то священник выбил зуб такому-то диакону, диакон в обиде, сломал нос священнику, но не удовлетворился и требует архиерейского возмездия вышеупомянутому священнику, и так далее, и тому подобное по кругу и до бесконечности. С одной стороны — богослужение и молитва, с другой — разбор бытовых конфликтов. И первое, и второе — составляют основу служения любого епархиального архиерея.
Меня в том числе.
К примеру, сегодня послужил, совершил хиротонию, что-то сказал, порадовался празднику, приехал и — оп! — такой-то такому-то сломал два зубика и отправил на больничную койку (но все это весьма неточно), общественность недовольна, грозит мне фейсбуком, кураевым, некураевым, ахиллой, калаказой и церквачом в том случае, если я не разберусь как следует и не накажу кого попало; другой кому-то недодал денег за сделанную работу; а такая-то хочет, чтобы я лично не позднее вчерашнего числа решил все ее проблемы, иначе она будет жаловаться моему непосредственному начальству. По кругу и до бесконечности.
А еще в наше время есть социальные сети, то есть нам приходится обращать внимание не только на тех людей, которые имеют непосредственное отношение к нашим епархиям, но и на тех, кто по каким-то причинам пришел к выводу, что обратиться к архиерею через личные сообщения — прекрасная идея и рабочий вариант решения собственных проблем. Надо сказать, что иногда это помогает. А иногда нет. Если вдруг не сработало, то не обижайтесь, помните, что внутри наших епархий постоянно кто-то кому-то выбивает зубики, кого-то обижают и притесняют, кто-то без акваланга погрузился в алкогольные глубины и требует к себе особого внимания, а кто-то приуныл, планирует удавиться, но еще не утратил надежды на утешение. Мы стараемся. Мы христиане и стремимся помогать. Но мы всего лишь люди. И иногда нам очень хочется сбежать от всего этого в затвор.

Казахстанская митрополия ангелов заменила на императоров

"16 октября 2020 года. Православная Церковь Казахстана обрела святыню, связанную с земной жизнью Пресвятой Богородицы, – часть камня из дома Божией Матери в Лорето (Италия).

По ходатайству митрополита Астанайского и Казахстанского Александра святыня была передана благотворителями для молитвенного поклонения и духовной поддержки казахстанцев в период непростых испытаний моровой язвой.

Подлинность камня засвидетельствована сертификатом, подписанным хранителями Дома Богородицы в Лорето, и особой печатью из красного сургуча.

Дом Пресвятой Богородицы в Лорето – Santa Casa – одна из самых известных святынь, связанных с именем Божией Матери, и одно из самых посещаемых паломниками мест в Европе. Христианский мир почитает это древнее строение, как чудом сохранившийся дом праведного Иосифа Обручника в Назарете, где Пресвятая Дева получила благую весть от архангела Гавриила. В евангельские времена скромное жилище Богородицы состояло из двух частей: подземного грота, который и по сей день сохраняется в Назарете, и верхней части, сложенной из грубо отесанных камней. Именно эту, верхнюю часть дома, перенесли в Лорето в XIII веке благочестивые представители семьи Комнинов-Ангелов – правителей Эпира, древней страны в Северной Греции".
https://mitropolia.kz/news/mitropolia/4303-pravoslavnoj-tserkvi-kazakhstana-peredana-chast-kamnya-iz-doma-bozhiej-materi-v-loreto.html

Ранее это деяние приписывалось не династии Ангелов, а просто ангелам:

В 1291 г., когда сарацины изгнали крестоносцев из Святой Земли, ангелы унесли Святой дом по воздуху в безопасное место, в г. Терсато в Иллирии, на берегу Адриатического моря (ныне Трсат, Хорватия)[2]. Легенда рассказывает, что Богородица явилась епископу Иллирии, чтобы объяснить появление крохотного здания длиной всего 8,5 м, шириной 3,8 м и высотой 4,1 м. Затем, в 1294 г., ангелы перенесли дом через Адриатическое море в леса близ Реканати (область Марке), и, наконец, в 1295 году — на холм в Лорето

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B2%D1%8F%D1%82%D0%B0%D1%8F_%D1%85%D0%B8%D0%B6%D0%B8%D0%BD%D0%B0


Если Казепархия еще не успела составить молитовки, то можно воспользоваться твлрчеством местных комментаторов:

"Святый кирпичу, молитвенниче о нас теплый, не остави нас, грешных, помоще брачующимся и непраздным разрешение.
Милостивый кирпичик, помоги мне найти хорошего жениха и посли мне безбедное житие!
О, плинфо благоразумная, чудес преисполненная, ниспосли православным христианом, чтущим тя, мир и велию милость, чадом послушание, женам целомудрие, а мужем и старцем разум даруй во еже славити тя, единаго каменя веры во веки веком, аминь."

Наконец-то Газпрому повезло

Весь южный углеводородный трафик России был под угрозой.

В 2021 году истекают Российско-Турецкие контракты на поставку углеводородов.

Крупнейший ПНЗ Турции «STAR» уже заявил об отказе закупать российскую нефть — турки всерьез рассчитывают на разработку собственного нефтяного месторождения в Черном море.

В мае и июне 2020 года Эрдоган остановил «Голубой поток» и только что запущенный «Турецкий поток». Импорт российского газа на турецкий рынок остановился на отметке 4,7 млрд кубометров, что на 41% меньше, чем за первые полгода в 2019 году.

Война в Карабахе началась как раз накануне полноценного запуска системы TANAP-TAP — Транс-Анатолийского и Транс-Адриатического газопроводов от азербайджанского месторождения «Шах Дениз» через Турцию в ЕС.

«Необходимо подчеркнуть, что TANAP - это региональный проект, направленный на укрепление мира в регионе. Сегодня мы становимся свидетелями исторического момента для наших стран и региона», - говорил Эрдоган в ноябре 2019 года в начале строительства TANAP.

Трубопровод идет как раз через Гянджу, обстрелянную сегодня ночью.

Половое учение Церкви

Сергей Худиев:

"Сам смысл существования Церкви в том, что она возвещает (и осуществляет в своей жизни) слово Божие. Церковь, от лица Бога, все эти 2000 лет учила определенной этике в области пола".

https://www.facebook.com/sergey.hudiev/posts/3768877209791776

Продолжение:
"Если она сейчас согласится пересмотреть свое учение, она полностью разрушит свои притязания на учительство - потому что аудитория у нее спросит "и когда вы нас вводили в пагубное заблуждение - тогда или сейчас?", и будет права".

Вопрос вполне разумный. Но именно для того, чтобы не подставляться под него, и надо пореже говорить "от имени Бога"

Ведь "Церковь, от лица Бога, все эти 2000 лет учила определенной этике в области" не только пола, но и политики, уверяя, что нет жизни без Императора и что повиновение кесарю есть высшая добродетель христианина.

А про Богоустановленную "этику в области пола" именно православным апологетам не летъ есть и глаголати. Ибо Бог запретил разводы - негоже, мол человеку разделять то, что Бог соединил. Католики до сих пор стоят (и разваливаются) на буквальном исполнении этих слов. А православные со своим разрешением аж на третий брак переизощрялись в их отрицании.


И все это давно уже требует очень серьезного разговора и честного обсуждения. Нет, не частностей о том, кому как что и когда "можно". Речь идет о самопонимании церкви и ее миссии. Как ей быть, если ее крещеная многомиллионная паства многомиллионно же ни в грош не ставит ее якобы Божественное учение?

Сменить повестку дня и вместо постельной темы свою настойчивость вложить в просьбу к людям очеловечить иные аспекты их жизни?

Сменить стиль "пастырства" и отказаться от принципа "обвиняй и властвуй"? В частности - принимать покаяние тех, в ком оно не просто есть, а кипит, и не понуждать массы к круглосуточным имитациям покаянных чувств.

Признать себя клубом инвалидов, который подбирает лишь уже "перебесившихся"?

И просто вчитаться в Василия Розанова...

И ведь самое постыдное в том, что при общении со спонсорами это уже произошло. Ни один же епископ не скажет местному олигарху или губернатору (не говоря уже о деятелях федерального уровня), что вот лично тебе, Иван Петрович, нехорошо оставлять жену ради молодой секретарши или пользоваться секс-услугами местного военного училища.

Детская эмпатия



Трехлетний Патрик подошел к моему компу, когда на экране была серия картинок из Шарли. (https://diak-kuraev.livejournal.com/3104963.html?thread=562753987#t562753987)

Мгновенно обратил внимание именно на эту.

"Это дедушка и бабушка. Дедушка хочет малыша резать. Вон у малыша кровь течет.
Это Лёшенька. Не надо Лёшеньку резать, я плакать буду".
(Лешенька - его годовалый братик).

Вечером, когда я отклонил его попытку пободать мой живот:
"у тебя не может болеть живот, ты же не старый, ты не как дедушка Игорь. А кто старый, тот скоро умрет".