Category: лытдыбр

Category was added automatically. Read all entries about "лытдыбр".

Как зомбируют семинаристов

"В августе 2019 года приезжал некий лектор Василий Яцкин, который тоже рассказывал о девственности как о некоем духовном совершенстве. Например, он утверждал, что внимательность студентов зависит от их сексуального опыта или его отсутствия и что солдат императорской России, девственников, посылали на самые тяжелые участки фронта во время Первой мировой войны. Лекция была очень интересна с точки зрения нарушения догматики, истории и психосексуальности самого лектора".
https://ahilla.ru/byvshij-prepodavatel-habarovskoj-seminarii-aleksandr-borzyh-v-seminarii-veru-ne-obretesh-a-skoree-poteryaesh/

Запись этой лекции, на которой лектор обнюхивает девственников:

https://drive.google.com/file/d/1HeANKhC5wc60AzU8j_QIhgdHxQmsLzwc/view?usp=sharing

Незанимательное кураеведение

Телеканал православного олигарха Новинского (Перший козацький) посвятил мне целую передачу.


https://www.youtube.com/watch?v=RZghuHdguo0&feature=youtu.be&fbclid=IwAR3772V32fTkmbIXogTCVDjzlpN_FVj96P4kn_2-tUINva3ttElMkdm3_p4

Только на ютьюбе число комментариев идет уже к полутора тысячам.

Увидев такое число, и я решил послушать и кое на что отреагировать.
Различать собеседников не стану, так как не вижу различий в их собственных позициях.

***
"возможно он, привык к тому, что он постоянно на виду, постоянно на слуху".

Согласен. Это было непросто для интраверта, но я привык. Как привыкают к хроническим болячкам или к не самому лучшему пейзажу за окном. И поэтому вовсе к этому не стремлюсь и ничего не делал и не делаю для привлечения внимания ко мне. Это не мой "наркотик" (как это понял А. Смирнов), а моя боль.

Сейчас интернет полнится мемуарами про то, какая я тщеславная сволочь. Но где же хоть один, кто написал бы, что "Кураев позвонил (написал) мне с просьбой:
- написать положительную рецензию про его книгу;
- взять у него интервью
- разместить его статью
- пригласить в мою передачу (блог)
- пригласить его с лекцией
- убрать критический отзыв о нем".

Я "на виду", на юру, на сквозняке не потому, что мне это нравится и я этого добиваюсь. Но так получилось. И даже когда я объявил, что всё, ухожу на пенсию - тут как раз патриарх Кирилл запретил священникам ходить на ток-шоу, давать интервью и вообще озвучивать свое мнение, хоть малость отличное от официального. И куда было журналистам податься? Вот они опять и вспомнили мой телефон.

"он превратился в эпатажного блогера, который живет за счет хайпа, за счет критики происходящего в церкви".
Если это намек на деньги, то - нет. В моем блоге нет рекламы. Я не получаю ни копейки за интервью и за свои записи в блоге. Никаких грантов у меня тоже нет. И если уж сейчас всплывают переписка и телефонные разговоры хоть прот. Чаплина, хоть митр. Тихона - то и в них обходятся без упоминания меня и уж тем паче нет и намеков на мое тайное финансирование из чьих-то приватных касс. Поскольку сейчас мои книги практически не выходят, то нет и опосредованного возможного влияния блогерской известности на тиражи.

Кроме того, как несложно заметить, в результате своей публицистической деятельности я как раз лишился работы и источников дохода.
Кстати, после моего изгнания из Академии в 2014 году очень многие люди меня поддержали. На карту в течение двух месяцев пришло более двух миллионов рублей, чего хватило на жизнь в течение нескольких лет. Спасибо всем большое!

Если бы мной руководила жажда популярности (хайпа, денег...), наверно, я давно создал бы свой ютьуб-канал, активно развивал бы свои интернет-проекты. Но я просто сижу в этом ЖЖ, несмотря на то, что знатоки говорят, будто этот формат давно уже непопулярен. И даже до сих пор не создал "ленту друзей". И спокойно баню некоторых посетитилей, уменьшая тем самым "посещаемость". И вообще пропускаю великое множество "информационных поводов".

Позже тот же самый "кураевед" поведал о своем возмущении тем, что как-то на лекции в поисках хайпа я якобы сказал, что самая интересная тема для диссертации сегодня была бы - "Возможен ли оргазм в Царстве Небесном".

Что ж, придется ему что-то делать со своей памятью. Я как раз говорил, что если бы я захотел стать миллионером, мне достаточно было бы заказать исследование книжного рынка. Оно показало бы, что сегодня (в 90-е) есть две самые востребованные темы - мистика и секс. Соединяем два в одном, и получаем бестселлер с названием "Как достичь оргазма Великим Постом".
И что - меня попрекают книжкой, которую я не написал и даже сам замысел которой высмеял?

***
"духовный перелом произошел в 2008 году, когда отец Андрей зациклился на теме схождения благодатного огня".

Вообще-то в 2008 году я об этом сказал очень аккуратно, даже не посвятил этой теме отдельной заметки на своем форуме (ЖЖ я еще не вел).

Вот в каком виде была та моя публикация под нейтральным заголовком "Израильские впечатления":
http://afaq.narod.ru/4/44.html
http://kuraev.ru/smf/index.php?topic=142404
Про огонек - на далеком восьмом месте.

Просто не я, а православная общественность была тогда зациклена на этой теме - и подняла вой.
Замечу, однако, что в 2020 году в России та моя позиция уже стала почти майнстримом - особенно после телетрансляции этой службы без фотовспышек. Собственно, ради этого я и подставил себя под удар: чтобы когда правда так или иначе выйдет за пределы греческого святогробского братства, она не оказалась слишком шокирующей и слишком новой. Пойти на пощечины сейчас ради будущего блага церкви - это теперь называется "духовный слом"?

***
"в блоге отца Андрея появился пасквиль на о. Александра Агейкина"

Идем в словарь: "Па́сквиль — сочинение, содержащее карикатурные искажения, клевету и злобные нападки, цель которых оскорбить и скомпрометировать какое-либо лицо".
Оскорбить и скомпрометировать покойника нельзя. Клевета же предполагает, что я знал, что Агейкин - смиренный пастырь, лишенный какого бы то ни было угодничества начальству и карьеризма, талантливый яркий мыслитель и ученый, а я, зная все это, написал, что он... Нет, ни один нормальный суд вообще не статет квалифицировать мое акцентированно-частное мнение ("в моей памяти он останется...") с клеветой.
И назвать кого-то карьеристом (даже тупым) это никак не "злобные нападки". Чтобы узнать, что такое "злобные нападки", надо, например, почитать комментарии под записью обсуждаемой передачи.

"Он написал это, не думая, что пресса растащит это на цитаты и это будет в топе СМИ долгий период времени". О, как велик этот Кураев! Оказывается, что бы я ни написал, это сразу попадет в Топ СМИ на долгий период времени! Но конкретно - какая пресса это растащила и когда? Где хоть одно упоминание этой моей заметки прессой до начала кампании против меня Царьградом и до патриаршего указа?
Если это сделала ваша же ультраправославная пресса - то к ней и претензии. Какой безмозглый карьерист и интриган (иного слова тут не найти) мог принести мою частную заметку безутешной вдове и зачитать ее ей? Так что лицемерные гневные упреки по поводу "оскорбления семьи в такой день" верните себе самим.

***
"Петиция за лишение сана Кураева набрала 10 000 голосов"
Вранье: не набрала и двухсот (даже на 7 мая - только 185).

https://www.change.org/p/%D0%BF%D0%B0%D1%82%D1%80%D0%B8%D0%B0%D1%80%D1%85%D0%B8%D1%8F-%D1%80%D0%BF%D1%86-%D0%B8%D0%B7%D0%B2%D0%B5%D1%80%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D0%B8%D0%B7-%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B0-%D0%B4%D0%B8%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%B0-%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%B5%D1%8F-%D0%BA%D1%83%D1%80%D0%B0%D0%B5%D0%B2%D0%B0?fbclid=IwAR2MpzhBdtGPlbj6W-pLFG7cCzHxB-mJxBAniG3FUYEjId4BnGtgDs-WbO0

***
"Кураев использовал фейки против УПЦ. Он продвигал искаженную информацию про заражение паломников в Почаевской лавре".
Вообще-то я привел видеозапись слов молдавского президента. И затем привел конретные имена и цифры заразившихся молдавских паломников. В этом проблема известных монастырей: они привлекают множество людей, причем выдают им гарантии незаразности (мол, наши святыни только исцеляют, а заразиться через них нельзя). Кто кого дальше заражает (группа из Польши - группу из Молдовы, или наоборот) - уже неважно. Люди собираются в большом количестве в одном месте и вступают в религиозно мотивированный телесный контакт (как прямой, так и опосредованный предметами). Большого и громкого объявления: "Мы закрыты на карантин, не приезжайте к нам, никого всё равно не пустим" Почаевская Лавра так и не сделала. И поэтому - да, это ее вина.

Вообще сюжет про ответственность церковных властей и сплетниц за распространение эпидемии считаю возможным уже закрыть. Хвастунишки, которые весь март бахвалились на тему "вирус не пройдет", могут и сами не только видеть, но и пережить последствия своих высокопарных глаголов. Уверен, что скончавшийся сегодня архимандрит Амвросий Юрасов не успел сходить к больным ковидом (возраст и общие недуги вряд ли позволяли ему это делать). Но в не закрытый вовремя монастырь шли люди, надеясь найти там спасение - и в итоге оставили там заразу. Которая, вдобавок ведь наверняка не закончила свой скорбный путь на отце архимандрите, а через него пошла дальше.
Кто виноват? Знамо дело - Кураев, который "развернул кампанию против Святой Церкви в связи с эпидемией".

***
"Обида".
Да, она есть. Обида за издевательство над самой идеей христианства, над Евангельскими нормами. Это обида не на личности, а на Систему. Это даже не обида, а чувство ужаса и омерзения. Ну где еще найти такое человеческое сообщество, которое даже на страшных и кровавых примерах гонений на себя в 20 веке НИЧЕМУ не научилось и вспоминает про них лишь в порядке саморекламы?!

Уже давно об этой своей обиде я сказал антологией "В поисках золотого века" - подборкой суждений Отцов Церкви о современной им церковной жизни. В 15 веке один провинциальный епископ, внезапно избранный в патриархи, после ознакомления с нравами столичного епископата просто утопился в колодце (Иоасаф I Коккас).

Моя реакция все же менее радикальна...

Обида на патриарха Кирилла? Честно скажу: нет.

Вообще люди, гадающие о необъявленных мотивах других людей, обнажают лишь свою собственную систему ценностей. Им кажется, что административная карьера - это здорово и, значит, я должен стремиться именно к ней. Но если бы я стремился именно к этому, то, наверно, будучи неглупым человеком, я мог бы встать на карьерные рельсы еще в пору своей близости с патриархом Алексием. И у Кирилла, наверно, я смог бы выторговать что-то кроме абхазской ссылки.

Господа критики, вы представляете из себя весьма постыдное стадо, коли в ваших головах не возникает даже и мысли о том, что с вашим начальством можно не соглашаться просто по убеждению. При этом дальше мой критик ничтоже сумняшеся цитирует Вышеславцева про "пафос профанации и желание всё свести к низшим мотивам". Да он сам только что этический и богословский спор свёл к "обиде и мести"!

Ну, разные у меня с патриархом представления о том, что есть голос церкви, в чем ее нужда, что ей ко благу, а что - к болезням. И вслух говорить об этом я начал еще в 2010 году - как только обозначился патриарший тренд на превращение РПЦ в силовое ведомство, грозящее светскими судами и наказаниями своим критикам. Позже, когда меня перевоспитывала Московская епархиальная дисциплинарная комиссия, прот. Борис Пивоваров напомнил, что я еще в 2011 году голосовал против проекта документа "Отношение Русской Православной Церкви к намеренному публичному богохульству и клевете в адрес Церкви".
Это и в самом деле так:
http://diak-kuraev.livejournal.com/164926.html.
https://diak-kuraev.livejournal.com/163899.html

Еще я убежден, что негоже правое дело подкреплять ложью и фейками. И об этом конкретно, и, полагаю, доказательно, пишу в своем журнале. И получаю в ответ "лайки" в собачьем, а не в фейсбучном смысле.

Также я считаю, что "пафос профанации" пронизывает КАЖДОЕ епархиальное собрание, ибо их главная тема - деньги. По какой логике мой вопрос о том, куда идут собирамые церковной верхушкой деньги - это "нездоровый интерес", а выколачивание ею этих средств с приходов - это "здоровое архипастырство"?

И уж тем паче весомым воплощением "пафоса профанации" является ГХ ВС РФ.

***
На 41-й минуте очень впечатлило требование "экспертов" лишить меня сана за книгу, которую никто из них в руках не держал ("Византия против СССР) - просто потому, что им кажется, что по канонам ведомой ими - не мною - идеологической войны я просто обязан был написать там то-то и то-то.

***
"Не называя никаких имен, он пишет о голубом лобби в церкви".
Без комментариев.

***
На 43-й минуте наконец-то, причем из уст "философа", прозвучало классически-базарное: "если тебе всё у нас (в стране, в церкви) не нравится, почему ты до сих пор тут остаешься?!".

Напомню коллеге азы нашей профессии: философия по определению и от истоков это критика, сомнение и полемика. И если философ посмел критиковать (скажем, идолы массового сознания, расхожие штампы и т.п.) - то вы сразу пропишете ему самовыпиливание из мироздания? Эвакуация в жерло Этны подходит?

Год за годом, век за веком продолжается исход.
Власть – жлобам, а имярекам – философский пароход.
Нам не надобен Флоренский, нам Бердяева не жаль –
Лишь бы "Химик" воскресенский не осилил "Северсталь"!
Кто судья? Судью – на мыло! Адвокатов – в порошок!
Если все вокруг дебилы – это очень хорошо!
У матросов нет вопросов, лишь бы ленточки – вразлет…
Ну, куда тебя, философ: за бугор или в расход?
Русский Ванька без вопросов без проклятых проживет!
Отплывает от причала философский пароход…
(Андрей Широглазов)

Дальше, конечно, следует еще один сугубо философский вывод: "это заказ!". То есть опять - ну не может человек видеть мир не моими глазами. Если же он себе это позволяет, значит это враг и продажный предатель. А язык-то тут какой оживает - "Кураев продолжает лить воду на мельницу разжигателей!"(44-я мин) Вот и вся православная аналитика. То, что вода может как раз остановить дело разжигателей, не заметим...

Да, и вот за это мне тоже страшно обидно - за то, что сталинизм так легко возрождает себя в православном обличии, причем без сопротивления церковной среды и иерархии. Но, может, я неправ. И сам сталинизм это всего лишь "профанация православия", его "инобытие".

Ну, а ближе к финалу этой растянувшейся на час "пятиминутки ненависти" - опять классика: "не нужно никого травить, не надо ни на кого вешать ярлыки".

Новое про моего деда

Оказывается, он призван в июне 41-го
Был сержантом, но пропал без вести страшным летом 1942-го

("Удержались ли наши
Там, на Среднем Дону?..
Этот месяц был страшен,
Было всё на кону").


Кураев Иван Дмитриевич
Донесение о безвозвратных потерях
Дата рождения: __.__.1913
Место рождения: Саратовская обл., Салтыковский р-н
Дата и место призыва: Саратовский ГВК, Саратовская обл., г. Саратов
Воинское звание: сержант
Последнее место службы: штаб 124 сд
Дата выбытия: 04.07.1942
Причина выбытия: пропал без вести
Место выбытия: Воронежская обл., Острогожский р-н, Верхне-Ольшанский с/с, с. Верхний Ольшан, на переправе

https://pamyat-naroda.ru/heroes/memorial-chelovek_donesenie51783800/?backurl=%2Fheroes%2F%3Flast_name%3D%D0%9A%D1%83%D1%80%D0%B0%D0%B5%D0%B2%26first_name%3D%D0%98%D0%B2%D0%B0%D0%BD%26middle_name%3D%D0%94%D0%BC%D0%B8%D1%82%D1%80%D0%B8%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87%26date_birth%3D1913%26group%3Dall%26types%3Dpamyat_commander%3Anagrady_nagrad_doc%3Anagrady_uchet_kartoteka%3Anagrady_ubilein_kartoteka%3Apamyat_voenkomat%3Apotery_vpp%3Apamyat_zsp_parts%3Akld_polit%3Akld_upk%3Akld_vmf%3Apotery_doneseniya_o_poteryah%3Apotery_gospitali%3Apotery_utochenie_poter%3Apotery_spiski_zahoroneniy%3Apotery_voennoplen%3Apotery_iskluchenie_iz_spiskov%26page%3D1

Был тогда командиром отделения 193 мсрр (в ведомости - 198 мсрр).
МСРР - это мотострелковая разведрота.

Это 622 полк 124-й стрелковой дивизия в составе 21-й армии (позже - 50-я гвардейская стрелковая дивизия); сформирована 17 ноября 1941 года на Юго-Западном фронте в районе Воронежа. Дивизии 21-й армии в эти дни имели уже только по 300-400 человек.


"В 18-00 4.07 на участке Посередное противник группой танков в количестве 30 машин и до роты пехоты при поддержке авиации удалось сломить оборону малоустойчивых ОАПБ УР и 124 сд, выйдя танками на рубеж Иловское-Алексеевская... Одновременно противник начал интенсивное продвижение в Верхне-Ольшевско-Острогожском направлении, преследуя отходящие части армии в востчном направлении... Все части армии, прошедшие 200-км путь в подвижной обороне под воздействием авиации и отражения массовых танковых атак, боевой ценности не представляли и по решению Командарма (генерал-майор Данилов) разрозненные остатки частей армии отводились для сбора, приведения себя в порядок".
https://pamyat-naroda.ru/documents/view/?id=451007669

Вышел к своим, лишен звания. Значит ли это, что был в плену, но бежал? Или лишали званий всех окруженцев?

Далее воевал как рядовой в составе 96 стрелковой дивизии до ранения в живот 26 августа 1944 и смерти в госпитале 30 августа.

За два дня до ранения был представлен к медали "За отвагу" ("помощник командира взвода ПТО при прорыве обороны противника в районе деревни Заменриня проявил стойкость и мужество. Когда выбыл из строя по ранению наводчик, но встал на его место и продолжал вести огонь по противнику, уничтожив две огневые точки противника с их расчетами").

https://pamyat-naroda.ru/heroes/podvig-chelovek_nagrazhdenie31209591/?backurl=%2Fheroes%2F%3Flast_name%3D%D0%9A%D1%83%D1%80%D0%B0%D0%B5%D0%B2%26first_name%3D%D0%98%D0%B2%D0%B0%D0%BD%26middle_name%3D%D0%94%D0%BC%D0%B8%D1%82%D1%80%D0%B8%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87%26date_birth%3D1913%26group%3Dall%26types%3Dpamyat_commander%3Anagrady_nagrad_doc%3Anagrady_uchet_kartoteka%3Anagrady_ubilein_kartoteka%3Apamyat_voenkomat%3Apotery_vpp%3Apamyat_zsp_parts%3Akld_polit%3Akld_upk%3Akld_vmf%3Apotery_doneseniya_o_poteryah%3Apotery_gospitali%3Apotery_utochenie_poter%3Apotery_spiski_zahoroneniy%3Apotery_voennoplen%3Apotery_iskluchenie_iz_spiskov%26page%3D1


https://pamyat-naroda.ru/heroes/memorial-chelovek_donesenie54480012/?backurl=%2Fheroes%2F%3Flast_name%3D%D0%9A%D1%83%D1%80%D0%B0%D0%B5%D0%B2%26first_name%3D%D0%98%D0%B2%D0%B0%D0%BD%26middle_name%3D%D0%94%D0%BC%D0%B8%D1%82%D1%80%D0%B8%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87%26date_birth%3D1913%26group%3Dall%26types%3Dpamyat_commander%3Anagrady_nagrad_doc%3Anagrady_uchet_kartoteka%3Anagrady_ubilein_kartoteka%3Apamyat_voenkomat%3Apotery_vpp%3Apamyat_zsp_parts%3Akld_polit%3Akld_upk%3Akld_vmf%3Apotery_doneseniya_o_poteryah%3Apotery_gospitali%3Apotery_utochenie_poter%3Apotery_spiski_zahoroneniy%3Apotery_voennoplen%3Apotery_iskluchenie_iz_spiskov%26page%3D1

Двое маленьких сыновей (39-го и 42-го годов рождения) в Саратове его не дождались и были отправлены в детский дом аж в Фергану. Геннадия Ивановича, родившегося в январе 42-го, Иван, получается, даже не увидел. А дальше почти вся семейная память оборвалась, потому что Таисия вышла замуж за другого, а мой отец по мальчишески ей это не простил. Геннадий так и остался в Фергане до распада СССР.

***
Посмотрел на "Памяти народа" и про второго своего деда. Получилось, что он тоже призывался дважды: в 42 и в 44. Наверно, между ними и было ранение. И отпуск домой, в Москву, в результате которого родился Ваня, так и не доживший до возвращения отца. Что означает, что и его жена (моя бабушка Александра Андреевна Дубова) с близняшками (моей мамой и Надей), родившимися в сентябре 41-го в Оренбургской степи, где-то в 43-м вернулись из эвакуации в свой барак в Марьиной Роще.

Дед Трофим - шофер, 6 классов образования, беспартийный, младший сержант. Из наград - только медаль "За победу". Ну и последующие юбилейные, включая орден Отечественной войны 2 ст в 1985-м.

Рассказы про войну не любил. Помню, однажды все же рассказал, что попал в плен, но бежал, не дойдя до лагеря. Меня, мальца, очень расстраивал его ответ на мой вопрос - "сколько немцев ты убил?!". Он говорил: "я просто возил снаряды".

Мой мишка на сайте патриархии!

Комментарий протоиерея Андрея Новикова в связи с запретом протодиакона Андрея Кураева в священнослужении
30 апреля 2020 г. 16:48

В жизни Русской Православной Церкви в самый разгар бушующей эпидемии произошло давно ожидаемое событие — запрещение в священнослужении указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла заштатного протодиакона Андрея Кураева, бывшего миссионера, давно превратившегося в борца с Церковью и православной верой. Надо сказать, что это запрещение и предстоящий церковный суд Андрей Кураев приготовил себе исключительно сам, многолетнее же терпение Священноначалия лишь со всей ясностью продемонстрировало даже слепцам, что никаким «страдальцем» ни за какую «правду» он не является.

Особенно ярко внутренняя гниль Кураева была проявлена в его развязно оскорбительной и злорадной реакции на кончину замечательного и всеми любимого, скромного пастыря Христова, настоятеля Богоявленского Елоховского собора протоиерея Александра Агейкина, что и послужило непосредственным поводом к запрещению Кураева в священнослужении. Помимо собственно мерзости глумления над собратом во Христе в день его смерти, нельзя не упомянуть о том, каким дополнительным страданиям была подвергнута благочестивая семья почившего отца Александра, его супруга и дети. К сожалению, приходится констатировать, что Андрей Кураев потерял уже не только христианский, но и вообще человеческий облик.

Спустя буквально пару часов с момента публикации Указа Святейшего Патриарха сам Кураев публично подтвердил как справедливость решения Его Святейшества, так и свою антихристианскую сущность. В эфире радиостанции «Говорит Москва» в ответ на просьбу прокомментировать запрещение в священнослужении Кураев сказал: «Да, уже узнал. Я сейчас везу замечательного плюшевого медвежонка своим внучкам, и это для меня гораздо более актуально и важно».

Каждый священнослужитель, будь он более ревностный или менее ревностный, с особым благоговением помнит момент своей личной Пятидесятницы, рукоположения в сан, а возможность служить у Престола Божия, принимать участие в Священных Тайнах воспринимает как величайший дар от Господа. Как занимавшему некогда пост секретаря епархии, мне приходилось быть свидетелем того, какой страшной трагедией становилось запрещение в священнослужении для клириков, совершивших пусть даже весьма серьезные канонические проступки.

Реакция же Кураева ясно демонстрирует осуществление на нем слов святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова: «Они вышли от нас, но не были наши» (1 Ин. 2:19). Конечно, тут есть и некая поза, неуклюжая попытка изобразить Диогена. Но в произнесенных Кураевым словах выражается вся его суть. Никакой «ревностью», пусть и не по разуму, никакой борьбой за какие-то «идеалы», пусть даже обновленческие и протестантские, не объясняются бесконечные потоки кураевских лжи и искажений, грязных интриг и сплетен, бесконечного ерничанья и похабщины, борьбы с церковным Преданием. А объясняются они исключительно тем, что для Андрея Кураева Святая Церковь является чужеродным организмом, разрыв со священным служением — чем-то не вызывающим эмоций, а может быть, и приносящим облегчение от явно чуждого бремени.

Церкви Христовой и служению у Престола Божия Кураев предпочел нечто более для него важное — плюшевого мишку. Но если хорошенько потереть этого «мишку» то нетрудно будет разглядеть, что там внутри. А внутри все то же, с чего Андрей Вячеславович Кураев и начинал свой путь, — кафедра научного атеизма.

Плюшевый мишка и Церковь. «Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф. 6:19-21).

http://www.patriarchia.ru/db/text/5630165.html

***

Про мишку - тут
https://diak-kuraev.livejournal.com/2887103.html

Не буду врать: детская радость (как и возможность жить и говорить по совести) мне много дороже, чем сомнительное удовольствие "сослужения" с Новиковыми.

Я понимаю, этой публике было бы приятнее, если бы я начал или рыдать или проклинать в ответ на весть о запрете.

Но за многие годы травли (всякие опричные листки типа "Русского вестника" и "Земщины" этим занимались еще в 90-е) у меня есть правило: не отвечать сразу, взять паузу хотя бы на денек, чтобы потом ответить если и не вовсе без эмоций, то по крайней мере на несколько градусов ниже, чем очередной возбужденный наездник (наездник - тот, кто назжает на меня).

Поэтому в тот день я просто волевым образом блокировал мысль о Святейшем Указе - и тем самым разочаровал десятки журналистов, требовавших моего комментария. И тот же ответ про мишку - это, помимо всего прочего, и ответ тем, кто полагает, будто я живу в поисках какого-то "хайпа".

А потом пришла весть о кончине отца Георгия - и тут уже и волевого усилия для блокировки не потребовалось...

... А Легойда, допустив такую публикацию на главный сайт патриархии, тем самым просто показал уровень своей геббельсизации.

***

Уточнил у хозяйки - мишку она назвала Мишкой в честь Маши (ну, в смысле "Маша и Медведь"). Что тем более уместно, поскольку на соседней кроватке живет настоящая 8-летняя Маша.

Про "утрату Кураевым человеческого облика" - это верно:

На троих


https://www.youtube.com/watch?v=gW7eE77cdk8


00:21 Ожидал ли он, что его отлучат от службы?

04:03 «Слова „патриарх Кирилл” и „диалог” в принципе несовместимы»

06:11 РПЦ и коронавирус

12:44 «Если о мертвых нельзя плохо говорить — давайте сожжем все книжки по истории»

19:27 «Современная церковная жизнь дает массу поводов сказать: „Это не я”»

21:57 «Решает все патриарх» ― о церковном суде

24:42 «У нас пройдена огромная школа лицемерного покаяния»

26:10 «За годы дискуссии с патриархом не было ни одной попытки со мной поговорить»

29:39 «В церкви нет механизма внутреннего решения проблем»

31:50 «Меня обманули. И я этого не прощу. Не заткнусь» ― о пути православного диссидента и будущем своей карьеры

38:07 «Есть что-то слишком человеческое в церкви. И это нельзя осуждать» ― о проблемах архетипов в православии

42:17 Церковь и проблемы домашнего насилия

49:14 О проблемах церкви и «бациллах» от государства

Вирус, уходи!



Бить в колокола при эпидемии это, конечно, древнее и традиционное средство.

Вспоминаю также научную формулу:

Метеорология - наука строгая: при прогнозе бубен надо непременно держать в левой руке.

***

Ох, сколько сейчас вылезет псевдоученых, уверяющих, что колокольный звон убивает вирусы, ускоряет рост герани на подоконнике и меняет структуру молекул воды.

Одного такого проходимца нам привозили в МДАиС с лекцией еще в 1986 году. Кажется, это был Гаряев. Он представился как научнйй сотрудник лаборатории теоретической физики при Президиуме АН СССР. Я просто позвонил отцу, который работал в Президиуме еще год назад, и спросил его - есть ли в структуре Академии такая лаборатория. Ответ был отрицательный.

***
"Мурманская епархия ни на какие крайние меры по отмене или переносу мероприятий не идет.

«Ограничения не вводятся. Маски не носят, антисептиками не пользуются. Призываем всех молиться», – сказал «Би-порту» митрополит Мурманский и Мончегорский Митрофан."
https://b-port.com/news/237729

Старый сюжет с новыми именами

Памятуя о любимой уловке воцерковленных апологетов, даю место этому письму до наступления Поста.

Памятуя о нравах Патриархии, понимаю, что в любом случае (т.е.независимо от достоверности обвинения) тем самым помогаю в карьерном росте главному герою этого письма.

Его официальная биография тут http://www.patriarchia.ru/db/text/4653039.html


***

Уважаемый отец Андрей!

Долго сомневался - писать или не писать это письмо. С одной стороны, писать стыдно. С другой стороны, написать решился, чтобы мой опыт возможно стал для кого-то предостережением.
Я родился и рос в Рязанской области, семья была довольно равнодушна к религии - иконы в доме были, на Пасху святили куличи и яйца, но в храм специально не ходили.
После школы я поступил в один из рязанских институтов и на последнем курсе совершил ошибку - женился. Поспешил, потому что брак оказался неудачным. Жили у родителей, постоянные скандалы и как итог развод через два года.
В итоге обиды стал топить в алкоголе, постоянно были случайные связи с женщинами, всё это плохо сказывалось и на отношениях с родными и с работой, два раза меня увольняли, я пил и ходил по клубам, всё по кругу...
Не знаю, как бы шло дело дальше, но я был в отчаянии. Что-то хотелось поменять в жизни, но я не знал как. Как-то я в общем то случайно я посмотрел передачу о Православии, , заинтересовался, стал читать сайты и литературу. Понял, что выход возможно и есть, стал захаживать в церковь. Через какое-то время я даже сходил на исповедь и мне полегчало. Но страсть к женщинам и выпивке я преодолеть в полной мере не мог. Чтобы настроиться на духовный лад я читал дома молитвы, стал ездить в паломничества. Однажды наша группа приехала в Коломну, и в Бобреневом монастыре меня поразила Феодоровская икона. Мне не хотелось от нее уходить, стало легко... Я давно не ощущал себя так хорошо. Уехал, но тянуло вернуться.

Стал приезжать на воскресные службы, их служил игумен Пётр. Мне он показался необычным, молодой, хорошо говорил.
Как-то я собрался с духом и пришел к нему на исповедь, рассказал о своих страстях, блудном грехе. Он долго говорил со мной. Предложил приезжать почаще. Во время приездов я обычно после службы оставался на добровольные работы - красить, что-то грузить, убираться. И вот после очередного домашнего скандала я приехал в Бобренев монастырь и после исповеди попросился остаться трудником.
Игумен разрешил, я остался в тот же день, было это в начале 2016 года.
Тогда в монастыре жили пятеро трудников и монахи, все размещались в двухэтажном братском корпусе. Братия и игумен жили на втором этаже, трудники на первом. Работы было много, жили в общем дружно, хотя люди были разные, со своими причудами. Я много беседовал с игуменом Петром, мы часто после вечерней службы ходили по монастырю, говорили о разных вещах, и о моих страстях, я рассказывал всё, доверился игумену.

Меня сперва смущало, что Петр часто брал меня за руку, мог начать говорить что-то и приобнять, но я списывал это на отеческое отношение и перестал волновться по этому поводу.
Среди трудников и обслуги говорили разное про Петра. И что якобы в Великий пост ест скоромное (это действительно было так, я видел как готовили рыбу в постные дни и уносили наверх), и что на ночь приезжают и остаются молодые ребята, якобы из семинарии. Но я старался не обращать внимания - как никак сам попросился на исправление.
Летом к нам прибыл молодой иеромонах Иоанн Ж. С ним мы общались мало, но с игуменом они стали неразлей вода. Они постоянно гуляли вместе, Иоанн подолгу не выходил из комнат игумена, тоже говорили разное про них, и снова я старался не слушать.

Все перевернулось в начале осени. Меня часто одолевало уныние, я жаловался на исповеди игумену. Как-то поздно вечером он сам пришел ко мне и сказал, что нужно серьезно поговорить о моем будущем. Петр сел ко мне на кровать, приобнял, и, сказал, что мне лучше принять постриг, что если я буду полностью его слушаться, то он быстро устроит рукоположение в дьяконы и в иеромонахи.
Конечно я удивился, но слушал. В итоге, Петр сказал открыто: поскольку я страдаю от блудной страсти к женщинам, то в монашестве мне путь к блуду с ними будет закрыт. Но остается любовь мужская, и это нормально и всегда так было, стесняться не надо. Он гладил меня и говорил, что я должен его слушаться и помалкивать и он всё устроит, что мне будет хорошо с ним и я буду под его особым покровительством. Опущу совсем непристойные подробности домогательств того вечера, но я в ужасе сбежал и той же ночью уехал домой на попутке.

Я чувствовал себя оплеванным, ведь я доверял игумену самые сокровенные мысли, а в итоге получил предложение заниматься мужеложством. Три года я шарахался и от храмов и от священников. Я молился дома, потому что мысль прийти на исповедь и снова открыться пугала, я помнил свое унижение. Но я всё это время хотел еще раз увидеть Феодоровскую икону, хотелось к ней прикоснуться, постоять рядом. Наконец пару месяцев назад я решился и в воскресный день снова приехал в Бобренев монастырь.

Поскольку в воскресенье людей на службе много, я рассчитывал незаметно затеряться в толпе прихожан и помолиться у иконы. Так и вышло, но тут началась служба, и я снова увидел игумена Петра. И на нем вместо креста была уже епископская панагия! Я не смог остаться, убежал из храма. Я просто плакал от обиды и от злости, ведь наверняка не я один знал о его наклонностях. И такого человека делают епископом!Более того, я узнал, что недавно вдобавок он стал духовником гимназии в Коломне!
Отец Андрей, я и до случая со мной читал Ваши статьи, но честно говоря считал их преувеличенными. А сейчас мне очень горько и обидно, ведь я так долго шел к вере, искал помощи, а нашел извращенца, который мало того, что получил сан епископа, так еще и имеет отношение к детям.
Я не против. если Вы опубликуете моё письмо, ведь оно может предостеречь кого-то от ошибки.
***
Другой отзыв:


"Владыка Петр хроший святитель. Тихий, смиренный, не алчный. Знаю его только с хорошей стороны. О ТОМ, О ЧЕМ ПИШЕТ КУРАЕВ ДАЖЕ НЕ СЛЫШАЛ ОТНОСИТЕЛЬНО ЭТОГО ЧЕЛОВЕКА НИ РАЗУ! Да и давай пораскинем мозгами: ДАЖЕ ЕСЛИ я чего то не знаю (хотя я его знаю много лет) чтобы вл. Петр лез к бомжу- полудурошному???!!! При Его возможностях???!!! Глупость!!! А человека гавном теперь облили и оттираться как? Мы с тобой тоже по три часа в квартире сидели! И что? Боже, какой ужас! Скоро сташно будет собрату руку подать. Заметь, отец, это ЕДИНСТВЕННАЯ пасквиль на вл. Петра! Если б что то такое было, давно б весь интернет гудел!"

И еще:
Епископ Петр-человек сложный и замкнутый, это все знают в Московской епархии, но обвинение в педарастне-последнее дело. Тем более в подобных описаниях. Петр-ближайший помощник митрополита Ювеналия, одно из крупнейших лиц епархии, и так дешево палиться с какими-то бомжами коломенскими-несусветная чушь и глупость. Этот человек очень хитер, осмотрителен и неглуп. Пожалуй, это основные качества, которые полностью противоречат данным обвинениям.

И в наши дни есть мудрые старцы!

29-летний парень живет со своим отцом, которому уже за семьдесят, и постит в Твиттер то, что его отец говорит.

Вот некоторые из этих высказываний:
· "Та женщина - сексуальна... Ты не ее уровня? Сынок, позволь женщине решить, почему она не будет с тобой спать, не придумывай за нее"
· "Ты слишком много переживаешь. На вот, съешь бекон... Что? Нет, я без понятия, станет ли тебе лучше от этого. Просто я слишком много бекона пожарил."
· "Сынок, всем пофиг, что умеет твой сотовый. Ты его не изобрел, ты его только купил. Это любой дурак может."
· "Ага, понял, когда я включаю кран в кухне, то в душе на тебя льется кипяток. Нет, я не обещаю, что не буду так больше делать, я говорю, что сам принцип понял."
· Я просто хочу тишины... Господи, это не значит, что я тебя не люблю. Это значит, что сейчас я люблю тишину больше.
· "Мы можем поговорить позже? Новости передают... Слушай, если у тебя туберкулез, за полчаса ничего не изменится, господи боже..."
· "Малыш заговорит, когда заговорит, расслабься. Не то чтоб он знал лекарство от рака и отказывался поделиться информацией."
· "Помнишь, как ты смеялся надо мной, когда я полысел? Нет, я не собираюсь шутить по этому поводу. Я дам твоему зеркалу это сделать."
· "Нет, ты не можешь одолжить мою футболку. Как насчет того, чтобы постирать свои вещи вместо того, чтобы стоять там с шокированным видом? "
· "Нет, я не пессимист. В какой-то момент мир гадит на каждого. Делать вид, что он не гадит - быть идиотом, а не оптимистом."
· "Ты все драматизируешь. Все, что у тебя есть - это телевизор и надувной матрас. Я бы не назвал это "есть, что терять"
· "Какое давление? Женись, когда хочешь. Твоя свадьба - просто еще один день в моей жизни, когда я не смогу носить спортивные штаны."
· "Родитель хорош настолько, насколько хорош самый глупый его ребенок. Если один ребенок получил Нобелевскую премию, а другого обокрала проститутка, ты провалился."
· "Герой войны? Нее. Я был врачом во Вьетнаме. Моей работой было говорить "Это происходит, когда ты трахаешь проституток, парень.Возьми этот крем, мажь своего
дружка."
· "Наука и Мать Природа состоят в браке, в котором Наука всегда удивляется, приходя домой и находя Мать Природу с соседом."
· "Есть слово для таких людей... Не, я говорю, что есть слово, но я его не знаю. Я тебе кто, поэт, что ли?"
· "Не понимаю этого: я потею, я пахну ОК. Ты потеешь - ты пахнешь как ослиное дерьмо. Расслабься, она занимается на беговой дорожке рядом с тобой, она уже знает."
· "ОК, будем голосовать. Кто хочет рыбу на ужин?.. Ха, демократия не так уж и хороша, когда она тебя трахает, да?"
· "Не начинай рассказ со слов "Это ТАК смешно". Все равно, что сказать перед сексом "У меня гигантский член". Даже если ты прав, звучит по-идиотски."
· "Мул как-то лягнул дядю Боба. Сломал ему ребра. Боб дал ему в морду... Что я хочу сказать? Это всего лишь вросший ноготь, мать твою. Хорош ныть."
· "Не, мы не празднуем это. Не знаю, кто такой Святой Валентин, мне пофиг, но сомневаюсь, что он хотел, чтобы люди трахались в знак почтения к нему."
· "Ты выглядишь как Стивен Хокинг... Расслабься, я имел в виду, непарализованная его версия. Чувствуешь себя лучше?.. ОК. Забудь, что я это сказал."

Мастер-класс миссионерства от главы миссотдела МП

ДУХОВНОЕ ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ

Пресс-служба Белгородской митрополии уведомляет об имеющихся в нашем распоряжении свидетельствах сбора блогером Владимиром Корневым информации, которая может быть использована для дискредитации духовенства митрополии.

В частности, упомянутым В.Корневым разосланы в ряд адресов священнослужителей СМС-сообщения, посредством которых он пытается выведать нечто о прошедшем 16 декабря прошлого года Съезде духовенства Белгородской митрополии. Поскольку он получил известность как скандальный блогер, промышляющий на «жареном», то очевидно, что речь идет о подготовке некоего клеветнического материала на Церковь.

Нелишним в этой связи будет напомнить о существовании в Гражданском Кодексе РФ статьи 152, где говорится о праве на защиту чести и достоинства, а также деловой репутации и мерах по осуществлению этого права.

Также считаем необходимым сообщить, что материалы, к которым Корнев В. пытается получить доступ, являются компетенцией только Белгородской митрополии и не могут распространятся в СМИ или быть вольно интерпретированы в чьих-либо целях и интересах. Напоминаем, что Церковь отделена от государства и действует сообразно своему каноническому устроению, исходя из которого действия данного блогера могут попасть под прещения вплоть до отлучения от Церкви.

Пусть это сообщение послужит В. Корневу и ему подобным духовным предостережением, ведь Церковь возносит непрестанные молитвы об исправлении грешников «дабы всякий верующий не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3,16).


http://beleparh.
ru/index.php/novosti/21-sluzhenie/10649-dukhovnoe-predosterezhenie

Владимир Корнев — автор телеграм-канала «Белгород № 1». Недавно ему на почту пришло письмо о том, что во время время декабрьского съезда митрополит Иоанн отчитал несколько молодых священников. Они якобы возмущались тем, что митрополит берёт деньги с духовенства за посещение приходов.

Корнев захотел узнать подробности съезда и написал нескольким священникам. А через несколько дней на сайте епархии появилось «Духовное предостережение»,

Его комментарий:
"Не знаю, бывали ли случаи в современной России, чтобы церковь угрожала отлучить от себя человека из медиа за смски. Поэтому, кажется, надо сказать пару слов об этом.
6 января 2020 года на почту che0cafe@gmail.com, на которую можно анонимно написать любую информацию для редакции «Белгород №1», пришло письмо о съезде духовенства Белгородской митрополии 16 декабря 2019 года. Анонимный автор сообщал, что после официальной части владыка Иоанн стал «воспитывать» священников из Старого Оскола за то, что они в сети обсуждали практику «взимания митрополитом денежных средств с духовенства при посещении приходов».

В 99% случаев получения анонимных писем, которые представляют интерес для «Белгород №1», мы пытаемся проверить изложенную в них фактуру. Так произошло и в этот раз.
Во-первых, я узнал от автора этого письма имена тех старооскольских священников, о которых, по его словам, говорил митрополит. Сразу скажу, что приводить их имена публично (во всяком случае пока) не буду — даже если это они пожаловались руководству епархии на меня, то подставлять не хочется.
... Я просто напомню, что этот скандальный блогер лично приходил брать большое интервью у владыки, которое опубликовано на том же сайте митрополии, а позже победило на главном конкурсе молодых журналистов России. Или я получил такую известность на днях? :)
За те часы, что прошли с выхода заметки, мне написали двое священников из Белгорода и Белгородского района. Оба, вероятно, не сговариваясь, извинились за тех, кто сделал этот текст. Оба сказали, что сильно неприятно удивлены такими действиями руководства. Обоим я сказал, что не обижен и даже не расстроен."

Разговор с комсомольцами

Радио "Комсомольская правда", 2 декабря:

Е. Афонина:
- С вами ведущие программы «Национальный вопрос» Андрей Баранов и Елена Афонина. Сегодня мы пригласили в нашу студию протодиакона РПЦ Андрей Кураева.
В последнее время начали разворачиваться дискуссии вокруг преподавания основ религии. Глава Министерства образования и науки России Ольга Васильева пообещала, что таких уроков должно стать больше. Чтобы детям было не так тяжело учиться, она предложила убрать из программы второй иностранный язык. Изучение основ религии действительно необходимо изучать в школе?

А. Кураев:
- Я не претендую на то, что моя позиция будет объективной. Я заинтересованное лицо. Помимо очевидно конфессиональной ангажированности на мою позицию, наверное, влияет еще и то, что именно я автор учебника по основам православной культуры для четвертого класса. Это не единственный учебник. На самом деле их существует пара десятков. И школа имеет право выбрать, с каким учебником работать. Но мой издательство «Просвещение» издает уже десять лет. Поскольку это частичка моего труда и моей жизни, я стараюсь держать руку на пульсе и беседую с педагогами. Позицию слышу одну: мало уроков. Дети хотели бы продолжения разговора. Четвероклашки, когда оканчивают начальную школу, хотели бы продолжения разговора.

Но с самого начала я полагал, что уместно было бы сделать этот курс спиральным. По одному году в каждой школе – начальной, средней, старшей. Четвертый, седьмой и десятый классы, скажем. По мере взросления детей у них копятся свои вопросы, ассоциации, проблемы. И об этом надо говорить. В школе моей мечты это разговоры не на тему Библии, а на тему жизни самих ребят. С привлечением иногда материала из Библии или истории религии, из истории церкви и так далее.

У ребят в школе есть свои проблемы. В начальной школе – ябеды, зависть. А потом они усложняются, любовь приходит и прочее. В старших классах – поиск самоидентичности. Кто я, что мне делать с моими недостатками. Кому-то кажется, у меня нос неправильный. А у кого-то серьезные хронические болезни. А кто-то не отличник. И что, повеситься из-за этого, что ли? У кого-то семья неполная. Как это пережить? И здесь религия может оказать свою помощью. Еще темы: Подростковый суицид, например. Смысл жизни и смысл смерти. Цена смерти и цена жизни. По сути, это выход на религиозные вопросы. Что может быть выше человеческой жизни?

Тут есть о чем говорить. Надо рассказывать детям не о том, как Содом поругался со своею Гоморрою. Не то, что детям и даже педагогам будет казаться просто древнееврейскими сказками, которые они почему-то должны предпочитать древнегреческим. А просто из Библии брать материал для разговора о реальной жизни этих самых детей.

А. Баранов:
- Кто будет детям об этом рассказывать? Православный священник, мулла, иудей? Или это будет светский ученый, учитель?

А. Кураев:
- Уже есть десятилетняя практика. Когда речь идет не о факультативе, не о том, чтобы дети остались после урока. Тогда и священник может прийти, и мулла, и кто угодно. По приглашению классного руководителя и с согласия родителей. Можете боксера пригласить, а можете священника. Ваш выбор. Кстати, учитель спрашивает в классе: «Дети, скажите, у вас есть в семье какие-то принципы? Как вас учат жить?» И мальчик говорит: «Вы знаете, а мне папа говорит, что лучше давать, чем принимать». – «Да ты что, это же слова Священного Писания. У тебя папа – священник?» - «Нет, боксер».

Но курс ОПК не факультатив. Он входит в Федеральный образовательный стандарт, в программу. при этом только в четвертом классе – 32 урока. И выбор в рамках этого курса не между актером, боксеров и священником. Есть шесть модулей. Основы исламской культуры, православной, буддистской, иудейской. Или просто светская этика. Или коктейль – понемножку о мировых религиях. Родители имеют право выбрать. Каждый учитель четвертого класса в школе моей мечты обязан уметь вести любой из шести модулей, независимо от личной религиозности педагога. Педагог лично может любить Достоевского и ненавидеть Толстого. Или наоборот. Бердяев говорил, что все русские интеллигенты делятся на три группы. Те, кто любит Достоевского, те, кто любит Толстого, и те, кто никого не любит.

Ты можешь любить Есенина и ненавидеть Маяковского. Но когда ты литератор и доходишь до преподавания уроков по Маяковскому, ты должен влюбить свой класс и в Маяковского тоже.

А. Баранов:
- У нас страна многонациональная. Я не представляю, чтобы в Чечне или Дагестане другой модуль, кроме исламского, восторжествует.

Е. Афонина:
- Из регионов приходят сведения о том, что чуть ли не на уровне губернатора идет продавливание курса православного.

А. Кураев:
- Я пока говорю о школе моей мечты. Но реалии разнообразных российских регионов бывают всякими. Субъектом выбора является семья, а не класс, не педагог, не школа и не гороно.

Е. Афонина:
- Проект запущен с 2012 года. Семь лет прошло. Для чего нужен был курс?

А. Кураев:
- Курс не был направлен на увеличение числа прихожан. Такая цель мною точно не ставилась.

А. Баранов:
- Тогда на что?

А. Кураев:
- Главная цель этого курса – чтобы ни до меня, ни до вас не доходили сведения о школьных драках на религиозной основе. Чтобы дети, пока они еще котята, узнали о том, что люди делятся не только на мальчиков и девочек, до появления подростковой агрессивности. Мы разные. Бывают брюнеты, бывают блондины. Бывают мусульмане, бывают христиане. И это не повод для драки.

Е. Афонина:
- Удалось ли реализовать эту цель?

А. Кураев:
- Подростковую агрессию снизить почти невозможно. Канализировать можно. Нужно, чтобы она не выплескивалась по религиозным поводам.

Е. Афонина:
- На связи со студией заслуженный учитель России, доктор педагогических наук, действительный член Российской академии образования Евгений Ямбург. Удалось добиться чего-то положительного в поведении учеников, в их оценке мира, самих себя, своих близких?

Е. Ямбург:
- Я с отцом Андреем Кураевым знаком давно. У нас есть общие позиции, есть разногласия. Но я не могу сказать, что это было хорошее решение. В многонациональной и поликонфессиональной стране школа должна оставаться светской. Но быть светской – не означает быть агрессивно атеистической. Для меня и ислам, и христианство, и иудаизм – это разные команды альпинистов, которые поднимаются на одну и ту же высоту. И здесь важно подчеркнуть не то, что разъединяет нас, а то, что нас объединяет. И в этой ситуации я глубоко убежден, что христианский ребенок должен знать, что ислам в переводе – это смирение. И что джихад – это не уничтожение людей, а греха в себе. И что есть сура Мухаммеда, которая говорит, что пусть все религии соревнуются в добре. С другой стороны, исламский ребенок должен понимать, что очень много общего в хорошем добром классическом исламе с Новым Заветом, с Евангелием.

Я убежден, что то, что мы разогнали детей по разным конфессиональным квартирам, здесь больше опасности, чем положительного. В таком возрасте дети не выбирают самостоятельно, выбирают родители. И в этой ситуации это политическое решение. Вместе с тем, я имел счастье видеть, как работали с детьми отец Александр Мень, отец Григорий Чистяков. Они никогда не путали лекцию и проповедь. Будучи очень серьезными учеными, они не утверждали, что дарвинизм – это полная гадость, потому что есть неодарвинизм. И здесь надо понимать то, что очень хорошо выразила великолепная религиозная поэтесса Зинаида Миркина, жена философа Померанца:

Качнулся лист сырого клёна
И тихо дождь зашелестел.
Душа живёт иным законом,
Обратным всем законам тел.

Религия – это про душу. А законы тел – это наука. И никто не бегает по потолку. Вот это смешивать не надо. И в этой ситуации мы пытаемся сгладить эти вещи. У меня в школе 22 национальности. И чеченцы, и дагестанцы, и евреи, и татары. Там разные традиции. Но это не означает, что они должны друг другу противостоять. Собираем через какое-то время этих ребят из разных конфессий, и они друг другу рассказывают про свои религии. Но это решение было политическое и, на мой взгляд, совершенно неверное.

Есть люди – администраторы, кстати, к ним относятся… я никогда не путаю Патриархию и приходских священников, с которыми у меня со многими просто идеальные отношения. Это умные люди. Но там почти военная дисциплина. И в этой ситуации, когда из одного из регионов ко мне привозят девочку, не буду называть регион, они эмигрировали и специально здесь прописались, я спросил: а что случилось? Там ввели православие. А что ж тут плохого? Разговариваю с девочкой. Какое счастье, что мы православные. Но вы не представляете, как я ненавижу католиков. А чего они тебе сделали? Вы не понимаете, они молятся Примадонне. Я говорю: деточка, Примадонна – это Алла Борисовна Пугачева. А они молятся Деве Марии, православной Матери Божией. Это одна и та же женщина. Ей уже успели отравить голову ненавистью к братской конфессии.

А. Баранов:
- Это зависит от преподавателя.

А. Кураев:
- Наш с Евгением Александровичем диалог длится не одно десятилетие. Мне жалко, что он застрял в 90-х годах и не видит того, что происходит реально в этой тематике. Он прав, решение о появлении этого курса – решение политическое. Это опровергает второй тезис, что школа должна оставаться светской. Школа в России остается светской и оставалась бы такой, даже если бы там преподавали Закон Божий с первого по одиннадцатый классы. Слово «светский» означает «антиклерикальный». То есть проект, который управляется не попами, а людьми в пиджаках. У этих людей могут быть убеждения в том числе религиозные. Но они финансируются не за церковные деньги и управляются не церковной иерархией, поэтому это светский проект.

Если решение политическое, значит, принималось оно не в Патриархии, а на уровне президента и премьер-министра. А тогда это были те же лица, но в другом порядке. Решение принималось в 2008 году. Политика состояла вот в чем. Главный модуль из шести – основы исламской культуры. Важно добиться того, что потом назвали импортозамещением, спустя несколько лет, после крымской истории. Чтобы детям российских мусульман об их вере рассказывали не гастарбайтеры из Афганистана или Саудовской Аравии, а чтобы мы, государственная школа, успела бы рассказать им о том, что ваша вера не учит вас ненавидеть.

А. Баранов:
- Успели за это время?

А. Кураев:
- В то, что мы с вами беседуем в более-менее мирной Москве, может быть, этот проект тоже свою копеечку внес. Выплесков агрессии в связи с этим курсом не было. Яростными противниками этого курса являются российские имамы – лидеры мусульманского мира. Их позиция такова: своим детям мы и сами расскажем, что такое наша вера. Дайте нам шанс рассказать русским детям хоть немножко об исламе. Хотя бы в рамках курса мировых религий.

А. Баранов:
- В логике им не откажешь.

А. Кураев:
- Да. Государство по своим политическим соображениям не спешит давать им в этом карт-бланш.

А. Баранов:
- И как эту коллизию решать?

Е. Ямбург:
- Такая амбивалентная история. С некоторыми тезисами я согласен, а с некоторыми – категорически не согласен. Я не застрял в 90-х годах. Я стою у учительского стола с 90-х и по сегодняшний день. Отец Андрей прав, что нельзя вульгаризировать в политических целях ни одну конфессию. И это может сделать только очень хорошо подготовленный преподаватель, который знает психологию детей.

На деле вот что происходит. Существует еще администрация. Если в одном регионе дается негласная установка загнать в курс православия 85 % детей, причем там живут и мусульмане, - это вызывает агрессию. А в другом регионе, наоборот, загнать в исламский. Это недопустимо. Быть светской – не означает быть агрессивно-атеистической.

Е. Афонина:
- Что ученикам эти курсы дают?

Е. Ямбург:
- История и педагогика – провод многожильный. Ни одна из этих жил не отвечает решению всех вопросов. Школа стоит не на Луне. Агрессии кругом столько. Все, что связано с буллингом, с травлей, с детскими самоубийствами, - это не то что американцы или кто-то специально сделал. Это в нас самих. Посмотрите СМИ, мы везде ищем врагов. А эти враги становятся козлами отпущения. Укры, америкосы, либерасты – враги. Идет взаимное оскорбление. Дети этого не слышат, что ли? Здесь есть масса причин. Школа – не единственный актор, который формирует доброту.

Мне повезло в жизни, я очень дружил с Померанцом. Он говорил, что двадцать первый век будет веком Духа Святого. Он не был обскурантом, но прекрасно понимал, что здесь религиозное прозрение … значит не меньше, чем в научной. Логика двадцать первого века будет диалогикой. Сочетанием позитивистских научных знаний и глубоких религиозных прозрений. Для того, чтобы так работать, нужна огромная культура педагогов.

Е. Афонина:
- Не так давно представители научной общественности и православной церкви заявили о том, что должны объединить усилия для совместной работы по идеологическому воспитанию общества и молодежи. Глава Российской академии наук Александр Сергеев сказал, что эта мера необходима в деле реализации нацпроекта «Демография», который ставит задачей увеличение к 2024 году продолжительности жизни до 78 лет, к 2030 году – до 80 лет. Мы начинаем со школы и того, как преподаются основы религии.

А. Баранов:
- Очень большое значение имеют преподавательские кадры. Кто готовит этих людей? Чтобы они могли беспристрастно, интересно, с одинаковым отношением внешне рассказать и о православии, и об исламе, и об иудаизме, и о буддизме? И об атеизме, который присутствует очень зримо в жизни многих цивилизаций. Кто-то готовит специально эти кадры?

А. Кураев:
- Евгений Александрович упомянул имена замечательных священников-педагогов – отца Александра Меня, отца Георгия Чистякова. Я думаю, что он упомянул их совершенно не к месту. Смысл этого проекта в том, что не представители конфессий идут в школу на эти уроки. Не священники, а обычные школьные учителя должны быть готовы вести эти уроки. Таких педагогов должны готовить педагогические университеты.

А. Баранов:
- Сейчас есть такие специальности?

А. Кураев:
- Я опять говорю о школе моей мечты. Мне когда-то мечталось так. Когда Патриарх мне сказал, что надо этой темой заняться, я полагал, что у меня есть лет десять в резерве. Иначе эту проблему решить нельзя. В нашем наследии в России есть уникальная страничка нашей культуры. У нас удивительным образом в советские годы развивался именно культурологический подход к изучению религий и разговору о них. Это было следствием запрета на богословие и религиозную философию. Но это великие имена. Алексей Федорович Лосев, Арон Яковлевич Гуревич, Сергей Сергеевич Аверинцев, Юрий Михайлович Лотман, Александр Панченко и так далее. Имена высшего академического разбора. Они великолепно умели об этом размышлять, не переходя на религиозную пропаганду.

И тогда доходило до смешного. Аверинцев в своих книгах, если он цитировал книги Библии, он ссылки ставил по латыни. Советский цензор не мог понять, что это Io - это Евангелие от Иоанна. Поэтому пропускал. Поскольку традиция высокой науки уже была, можно было бы от нее перебросить мостик в высшую педагогику – вузовскую. В этой интонации начать разговаривать со студентами. А потом готовить студентов, которые смогут этот же метод перенести в школу.

Я же педагогам говорил так: каждый урок ведите так, как если бы вы рассказывали о православии в азербайджанской школе в Баку. Или есвли бы весь ваш класс состоял бы из детей азербайджанских гастарбайтеров в Москве. Речь педагога должна быть инклюзивной. Если ты говоришь «мы», с твоим «мы» должны согласиться все дети, независимо от их национальности, состояния здоровья, отношения к религии и так далее. Не имеет права педагог, даже на уроке основ православной культуры, сказать «мы – православные». Или «Господь заповедал нам».

Научить этой интонации, этой аналитике должны наши университеты. Увы, сейчас на аверинцевы, а попы учат училок, как рассказать о нашем Господе.

Е. Афонина:
- Протоиерей Дмитрий Смирнов сказал: «Дело школы – подготовить человека к жизни. Главная тема – геометрия или география? Нет, это все хорошие предметы, но они не главные. Главное, чтобы мальчик вырос отцом, а девочка выросла матерью. Поэтому на священниках лежит задача, чтобы каждый рожденный русский мальчонка превращался в воина и отца большого семейства". Родители говоря: а мы не хотим растить воина. А кто-то скажет: а мы не хотим, чтобы была большая семья.

А. Кураев:
- К сожалению, отец Дмитрий Смирнов давно стал фабрикой не то что фейков, но просто скандальных заявлений, которые просто неинтересно разбирать. А вот то, что сказал человек из Академии наук, что церковь должна участвовать в создании идеологии и так далее, это страшно. Тут я, как убежденный марксист, скажу: это возмутительно. В терминологии Маркса идеология – это синоним ложного воззрения. В постмарксистской современной политической философии идеология – это способ промывки мозгов. Это манипулятивные технологии. И обэтом даже в советских вузах рассказывали.

Когда сегодня звучат голоса о том, что нам нужна новая идеология, во-первых, конституция России это прямо запрещает. Никакая идеология не может быть объявлена в качестве государственной.

А. Баранов:
- Говорят, что это значительное упущение. Нет национальной идеи.

А. Кураев:
- И уж тем более нельзя церковь к этому привлекать. Ибо это означает признание, что работа цекровников и в самом деле сосьтоит в создании мифов, которые полезны для того или иного правительства, чтобы удачнее поставлять пушечное мясо и налогоплательщиков, послушных этому правительству, и вообще люди – вторая нефть, - к этому сейчас, по сути, все сводится. Увы, ныне церковные риторы поддерживают именно такое юзание самой идеи христианской веры и жизни. Но нигде Христос не говорит апостолам: идите и воспитайте из мальчиков воинов, которые высоко пронесут стяги нашей империи. И после этого мы всю Африку и Азию покорим под знаком моего креста. Нет такого нигде. Это ужасная профанация.

А. Баранов:
- Но ведь говорится о том, что патриотизм – чем не идеология?

А. Кураев:
- Мне это тоже не нравится. Если государство начинает называть себя Родиной, значит, оно хочет принести тебя в жертву. И сегодня, к сожалению, естественные человеческие чувства становятся предметом циничных манипуляций.

А. Баранов:
- Когда я рос, для меня Родина, которую приучили сызмальства писать с большой буквы, ни тогда не нужно было убеждать меня в том, что это моя Родина, за которую я буду сражаться до конца, как умею, ни сейчас тем более, когда я прожил…

А. Кураев:
- Сражаться за свою Родину – значит, сражаться и против манипуляторов.

Е. Афонина:
- В советское время никаких основ религии не существовало. Дети превосходно понимали, что такое хорошо, что такое плохо, что нужно делать, чего делать нельзя. И того беспредела, который сейчас есть в школах, не было. Такого уровня агрессии, ненависти друг к другу. И того, что каждый день мы обсуждаем и в новостях. Можно это притормозить?

А. Кураев:
- Вернемся к идее преподавания основ религиозной культуры детям. Шесть модулей. Эти учебники построены по принципу морального экуменизма. То есть представления о добре и зле одинаковые во всех шести вариантах. Есть лекарство, оно состоит из трех частей. Первое – лечащий компонент. Второе – оболочка. И третье – средство доставки. Лекарства в этих учебниках одинаково понимают добро и зло. Но как это донести до детей? Любое воспитание – это примеры, герои, антигерои и авторитетные учителя. Если оказывается, что в одной семье для одного ребенка авторитетен Лев Николаевич Толстой, а в соседней семье авторитетен Иисус Христос, а в третьей – пророк Магомед, та хорошо, пусть семья скажет: вы это лекарство донесите до моего ребенка вот в такой упаковке. В этом смысл курса.

А. Баранов:
Как правило, в семьях говорят: да не слушай ты их там, слушай, что я тебе говорю. И живи так, как надо.

А. Кураев:
- Тем более тогда задача школы – расширить кругозор этого ребенка, чтобы он не только телеящик своего папы видел. И слышал не только сплетни своей мамы. И хотя твои родители давно уже ничего не перечитывают, ни Достоевского, ни Толстого, но в школе давай мы с тобой это сделаем. Педагогика – это всегда понуждение.

Е. Афонина:
- А кого растит-то будем? Воинов или еще кого-то?

А. Кураев:
- Меня уже не спросят. К сожалению, общий курс ясен: шагом марш, с Калашниковым, с детского сада. Идет жуткая милитаризация всей системы воспитания. Как и информационного пространства. И это меня очень пугает.

Е. Афонина: Спасибо

https://radiokp.ru/obschestvo/kuraev-na-urokakh-pravoslaviya-ne-nado-rasskazyvat-kak-sodom-porugalsya-so-svoeyu-gomorroyu_nid6000_au414au66


https://www.youtube.com/watch?v=FYz3qq5MET4

(после чего ведущий начал учить меня родину любить. Вы понимаете, что все ополчились на Россию?! Америка хочет нас завоевать! Или Гитлер или Сталин, или Путин, или Трамп!"