Еще один Юрьев день

БЛАГОЧИННЫМ ОРСКОЙ ЕПАРХИИ
30.03.2020г.
No 30

Ежемесячные епархиальные взносы для приходов Орской епархии на период с апреля по июнь (в течение ближайших трех месяцев) устанавливаются в размере 50% прежней выплаты.

Ириней, епископ Орский и Гайский

В бой идут одни монахи

30.03.2020 г.
№ 865

Главе города Орска
В.Н. Козупице

Уважаемый Василий Николаевич!

В связи со сложной ситуацией, связанной с карантинными мерами против распространения коронавирусной инфекции с пониманием относимся к рекомендации гражданам «воздержаться от посещения религиозных объектов», а также к мотивам, по которым эта рекомендация была дана.
Вместе с тем, пастырский долг духовенства будет в полном объеме исполняться по отношению ко всем верующим людям.
В храмах Орска организуется дежурство священников для неотложного исполнения просьб о причащении на дому прихожан старше 65 лет, а также страдающих хроническими заболеваниями, которым предписано оставаться в своих домах.
При необходимости готовы оказывать заболевшим коронавирусом духовную помощь в виде беседы, исповеди и причастия.
Просим Вас разработать правила, разрешающие священнику входить для исполнения пастырского долга к больному.
От Орской епархии посещать больных с подозрением на заражение (заболевших) коронавирусом имеют право:

епископ Орский и Гайский Ириней (тел. +7 (926) 184--);
иеромонах Филарет (Давыдов (тел. +7 (905) 894--);
иеромонах Павел (Чуешков) (тел. +7 (903) 399--).


епископ Орский и Гайский

***

Такое понимание монашества достойно уважения.

Братская забота



«В связи с особой обеспокоенностью проблемой возможного заражения вирусом COVID-19 и созданием нездоровой психологической обстановки в приходе, а также неприемлемыми высказываниями о «реальных» целях организованных в приходе молебнов об избавлении народа нашего от эпидемии коронавируса и непотребных высказываниях в адрес священноначалия, клирик храма свт. Митрофана Воронежского на Хуторской» священник Филипп Малевич с первого апреля не допускается до служения и изгоняется вообще с территории приходов, возглавляемых о. Дмитрием Симиннвым.


В 2009 году у о. Филиппа было шесть детей. Сколько сейчас на его иждивении? (Пишут, что уже девять)

Полагаю, что грех о. Филиппа в том, что он чуть раньше патриарха стал говорить о возможности заражения людей в храме.

Про то, что Смирнов явно нарушил свои канонические полнмочия, особо говорить даже не стоит: один поп не в праве запрещать в служении другого попа.

Благочестие не на всё полезно

Минский священник Александр Шрамко сообщает об очередной катастрофе, которую терпит разум при лобовом столкновении с "духовностью":

Духовник (фактический руководитель) Минского Елисаветинского монастыря прот. Андрей Лемешонок:

«Вы знаете в 18-20-е годы 19-го [sic!] столетия… предыдущего [sic!] была такая болезнь - испанка. Она унесла сорок миллионов жизней. Сорок миллионов, представляете? Но в России ее было немного, в основном была в Европе, потому что все-таки здесь была молитва, здесь звонили колокола, здесь шла Божественная Литургия. Вот наше с вами лекарство от всех, всех болезней, от всех микробов, от всех вирусов. Молитва. И, конечно же, покаяние».



Для справки:

Пандемия испанского гриппа началась в последние месяцы Первой мировой войны в 1918-1919 годах. Жертвами гриппа, получившего название "испанка», стали от 50 до 75 миллионов людей, или 2.6-5.2% населения планеты на тот момент.
В Великобритании вирус унес жизни 250 тыс. человек, во Франции — 420 тыс., а в Германии — 600 тыс.
В России (РСФСР) – около 3 млн! Это составляло 3,4% от всего населения страны.
Это были годы жесточайших гонений на церковь. Храмы разграбливали, закрывали и разрушали, священников убивали. Может быть, по сравнению с жертвами террора и разразившегося голода, это и «немного». Только не по сравнению с Европой.
А колокольный звон был вообще запрещен.

Буквально: слышал звон, да не знает, где он.

«Когда в Чернобыле была страшнейшая радиация, все вымирало, в храме все было в порядке. И было удивление у военных: как это так, в храме нет радиации, а за храмом вообще смертельная доза!»

«Когда сегодня закрыт для посещения Храм Воскресения в Иерусалиме, когда сегодня люди не идут с иконами, с молитвой крестными ходами, чтобы вся нечисть отошла, а прячутся… это этот мир, это его победа - этого мира греховного. Это не победа Божия. А победа Божия это вы все, которые пришли в храм, чтобы принять Бога, чтоб помолиться за тех людей, которые пока еще, к сожалению, не имеют такого доверия к Богу».

А в конце проповеди как раз «вишенка на торте»: объявление о многодневном предпасхальном массовом фестивале «Радость». Он пройдет с 1 по 12 апреля на площадке у Дворца культуры Минского тракторного завода (https://www.facebook.com/festradost/photos/a.958708650855395/2996177463775160/?type=3&theater):

«Там будет много чего интересного. И детские программы. Не бойтесь никого и ничего: Божье есть благословение на этой выставке. И хотелось бы, чтоб мы приходили туда и набирались той радости духовной, без которой православный человек жить не может».

Боюсь, там можно будет набраться далеко не только радости.

https://www.facebook.com/alexander.shramko/videos/10222925687951174/


***

Жаль. Замечательный монастырь с дивным хором...

А колокольный звон все же не был запрещен в годы гражданской войны; отдельные случаи наверняка были, но общего запрета не было.

Из воспоминаний А. Ч. Козаржевского: "В 1930 году в Москве запретили колокольный звон и стали сбрасывать колокола. До сих пор стоит в ушах стон разбиваемых колоколов. Воробьевы горы находились за официальной границей города, проходившей по окружной железной дороге, и до повсеместного запрета звона москвичи ездили туда послушать незатейливый благовест скромной Троицкой церкви".

Еще раз о ценимости богословов

Вчера патриарх рукоположил в сан пресвитера преподавателя МДА.

Ни на сайте академии, ни в фейсбуке ректора академии Питирима Творогова об этой мелочи нет ни слова.

А так, конечно, "мы - единая академическая семья".

Ожидания

Патриарх решился произнести важные слова.

Хорошо бы еще:

- издать инструкцию для духовенства о том, как вести себя с зараженными людьми, приходя к ним домой или в больницу, а также с теми, кто находится на карантине под подозрением (инструкция о том, как вести себя в домах не подозреваемых людей уже есть)

- богослужебный устав для одинокого приходского священника

- указ о налоговых каникулах для приходов

- договориться с городскими властями о минимизации платежей с приходов

- ускорить прохождение хиротоний (ибо неизбежны и потери среди духовенства и уход пожилых на карантин)

- наладить снабжение священников, посещающих больных, спецодеждой и антисептиками за счет епархии

- объявить, что скоро настанут дни, когда к здоровым людям причастие все же не будет приноситься.

- организовать интернет-лекторий по подготовке катехизаторов с выдачей дипломов. Может, певцов, свечниц, охраников и продавцов обязать прослушать этот лекторий на досуге?

И, конечно, как и во всяком мелком бизнесе, встает вопрос - как сохрнаить зарплаты тем, кто лишен возможности работать и зарабатывать. Если пенсионер подрабатывал преподавателем воскресной школы - это нестрашный вариант. Но если церковная зарплата была единственным источником дохода?

Почему без креста?

За Литургией Святейший Патриарх Кирилл рукоположил диакона Александра Ларионова, преподавателя Московской духовной академии, клирика Покровского храма МДА, в сан пресвитера.

Сайт МДА сообщает, что диакон Александр Ларионов - кандидат богословия. В таких случаях при хиротонии дается сразу золотой крест.
Но сегодня ему был вручен простой серебряный. Почему?



Для сравнения: Алексею Турикову, своему иподиакону, патриарх сразу вручил золотой крест



https://foto.patriarchia.ru/news/patriarshee-sluzhenie-v-prazdnik-blagoveshcheniya-presvyatoy-bogoroditsy-v-blagoveshchenskom-sobore-moskovskogo-kremlya-2019-04-07/

Это к вопросу о том, ценятся ли в нашей церкви богословские знания...

Вирусологи о Чаше

Телеграм-канал УПЦ Пастырь&Паства не любит меня, но любит постить, мягко гворя, непроверенную инфомацию.

Совсем недавно я их поймал за руку тут
https://diak-kuraev.livejournal.com/2795543.html

И вот - их ответочка:

"Относительно страхов о.Андрея Кураева, что можно заразиться через причастие. Он очень активно делится ими в государственных СМИ, очевидно, принимая свой подход за научный. Это не совсем так. Наука не является собственностью энтузиастов, которые имеют склонность говорить от ее имени. Вопрос о том, можно ли заразиться через причастие, она исследовала по меньшей мере 110 лет.

В 1888 году в одном из медицинских журналов появился термин "отравленная" Чаша для причастия. Речь не об одной из них, а обо всех, создающих, по мнению некоторых медиков риск заболевания. Изучали, проверяли, искали аргументы, пока в 1998-м году в American Journal of Infection Control не вышел обобщающий текст, подписанный сотрудниками Центров по контролю и профилактике заболеваний США (ЦКПЗ). Вот фрагмент из него:

"Внутри ЦКПЗ есть консенсус, что теоретический риск передачи инфекционных заболеваний через причастие существует, но риск этот так мал, что его невозможно обнаружить".

Ни одного зафиксированного случая за 110 лет, если кто не понял. Простите великодушно, но другой науки у меня для вас нет.

Да, вот еще. Русская Православная Церковь, в отличие от некоторых других конфессий, наотрез отказалась прекратить богослужения. В храмах приняты беспрецедентные меры санитарной безопасности, но службы идут. В ответ на давление властей, митрополит Забайкальский Димитрий сказал, что исполнит их требование, только если его поставят к стенке: "И не просто к стенке, а если и выстрел". Это позиция всей Патриархии. Вы можете ее обсуждать, осуждать, но речь сейчас вот о чем. Мне тридцать лет с важным видом говорили о сращивании Церкви и государства. Тридцать лет фыркали, когда я просил аргументировать. Ау, эксперты, что замолчали?"
https://m.facebook.com/story.php?story_fbid=2719374011445699&id=100001193814439

Забавно. Если такие исследования и были, то явно не православного причастия. Православные никогда бы и не допустили до таких исследований. У католиков способ причастия гигиениченм: вложение в рот отдельной облатки. То есть - ничего
Ничего похожего на общую ложечку у православных.

Но и они вряд ли допустили бы вирусологов до своих облаток.

Статья вот:
Risk of Infectious Disease Transmission from a Common Communion Cup
https://www.ajicjournal.org/article/S0196-6553(98)70029-X/fulltext

Раз речь идет о Чаше (Common Communion Cup), ясно, что это и не католики. Значит, это у протестантов евхаристия убивает вирусы?

Вывод: ради возможности укусить Кураева сыктывкарский алармистко-православный журналист Григорян (вовсе не ученый медик) и следующий за ним канал Пастырь&Паства в очередной раз перешли рамки приличий (православных) и запостили суперэкуменический текст.

Вывод самой статьи не говорит о чудесных свойствах Чаши. Он просто говорит, что не всякая инфекция передается через слюну:

Interest and concern that the shared communion cup may act as a vehicle for indirectly transmitting infectious disease was reawakened when the human immunodeficiency virus (HIV) was detected in the saliva of infected persons. Bacteriological experiments have shown that the occasional transmission of micro-organisms is unaffected by the alcoholic content of the wine, the constituent material of the cup or the practice of partially rotating it, but is appreciably reduced when a cloth is used to wipe the lip of the cup between communicants. Nevertheless, transmission does not necessarily imply inoculation or infection. Consideration of the epidemiology of micro-organisms that may be transmitted via saliva, particularly the herpes group of viruses, suggests that indirect transmission of infection is rare and in most instances a much greater opportunity exists for direct transmission by other means. There is substantial evidence that neither infection with hepatitis B virus nor HIV can be transmitted directly via saliva so that indirect transmission via inanimate objects is even less likely. No episode of disease attributable to the shared communion cup has ever been reported. Currently available data do not provide any support for suggesting that the practice of sharing a common communion cup should be abandoned because it might spread infection
https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/3284951

И что, если протирать чашу чистйо тканью между прикосновением каждого из причастников,то это снижает риск
“the risk for infectious disease transmission by a common communion cup is very low, and appropriate safeguards–that is, wiping the interior and exterior rim between communicants, use of care to rotate the cloth during use, and use of a clean cloth for each service – would further diminish this risk.”

Причем Григорян статью явно не читал. Он признается, что о ее существовании узнал на сайте Naked Science.ru
https://naked-science.ru/article/nakedscience/zarazhenie-cherez-prichastie-pravda-li-chto-religiya-sredstvo-rasprostraneniya-parazitov

В этом же реферате говорилось то, что Григорян решило пропустить мимо ушей: "Это довольно загадочный вывод. Дело в том, что другие работы, анализировавшие наличие разных видов микробов в чаше для причастия, не раз находили там потенциально опасные организмы. Вино и серебро в чаше сами по себе не обладают достаточными антимикробными свойствами, чтобы убивать их".

Как ни странно, это не единственное исследование:
"Экспериментальные исследования показали, что бактерии и вирусы могут загрязнять чашу общего причастия и выживать, несмотря на содержание алкоголя в вине. Таким образом, любой больной человек или бессимптомный носитель, пьющий из чашки, потенциально может подвергать других членов конгрегации патогенам присутствующим в слюне".
(Low Risk of Infection From Common Communion Cup
www.cambridge.org › services › aop-cambridge-core › content › view)

Совмещаем две статьи и получаем - если некая зараза может передаваться через слюну, она НЕ уничтожается в Чаше.

А вот вирус ПГМ может передаваться даже через телеграмм.

***
Еще есть статья о вирусах в серебряной чаше
https://epublications.marquette.edu/cgi/viewcontent.cgi?article=2488&context=lnq)

***
Ну, а что касается позиции патриархии, то всего лишь через 8 часов после публикации она стала ровно противоположной той, каковой ее считал Григорян. (что не помешало Пастырь&Пастве перепостить храбрые инвективы Григоряна спустя 6 часов ПОСЛЕ выступления патриарха)

Путинские назначенцы

Исполняющим обязанности директора Института теоретической и экспериментальной физики имени Алиханова назначен генерал-майор полиции Игорь Божков.

В этом институте работал Ландау...

Наверно, это назначение связано с карантином. Генерал будет следить за тем, чтобы никто не работал.